ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Общественная опасность как основание криминализации неисполнения сотрудниками органов внутренних дел приказа

PUBLIC DANGER AS THE GROUNDS FOR CRIMINALIZATION OF FAILURE TO EXECUTE AN ORDER BY INTERNAL AFFAIRS OFFICERS



Г.А. Агаев
Т.О. Бозиев
G.A. Agaev
T.O. Boziev
guloglanmvd@gmail.com
yg.pravo14@yandex.ru
профессор кафедры уголовного права Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор
заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат юридических наук, доцент
Professor at the Criminal Law Department, Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Doctor of Law, Professor
Head of the Criminal Law Department, State Institute of Economics, Finance, Law and Technologies, PhD in Law, associate professor
г. Санкт-Петербург
г. Гатчина
St. Petersburg
Gatchina

Ключевые слова:

  • сотрудник органов внутренних дел
  • профессиональная или служебная обязанность
  • уровень преступности сотрудников ОВД
  • уголовная политика
  • неисполнение законного приказа начальника
  • служебная дисциплина
  • справедливость
  • равенство
  • Keywords:

  • internal affairs officer
  • professional duty and the duty of service
  • the crime rate with regard to internal affairs officers
  • criminal politics
  • failure to execute a lawful order
  • office discipline
  • justice
  • equality
  • В статье рассматриваются проблемные вопросы законодательного закрепления уголовной ответственности за неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа.
    Признавая научную и практическую значимость вновь введенного в уголовное законодательство института «Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа», авторы обращают внимание на ряд конструктивных недостатков уголовно-правовой нормы и неоправданное сужение области применения данного института в отношении других правоохранительных органов.
    В работе авторами применялись общенаучные и частно-научные методы познания, среди которых можно выделить формально-юридический и сравнительно-правовой метод, метод системного и статистического анализа.
    В результате проведенного исследования авторы предлагают изменить диспозиции ст. 286.1 УК РФ и п. «0» в ч. 1 ст. 63 УК РФ, расширив рамки их применения.

    The article examines key concerns with regard to legislative consolidation of criminal liability for failure to execute an order by the internal affairs officer.
    The authors acknowledge scientific and practical importance of the institution "Failure to execute an order by the internal affairs officer" newly introduced into the criminal legislation, however they draw attention to a number of structural shortcomings of this legal norm as well as to unreasonable reduction of the range of its use regarding other law enforcement agencies.
    The authors have used general scientific and partial-scientific methods of cognition, including technical and comparative-legal method along with the method of systems and statistical analysis.
    As a result of the study the authors suggest that the dispositions of art. 286.1 of Criminal Law of the Russian Federation and clause "0" in part 1 of art.63 of the Criminal Code of the Russian Federation should be modified by means of extending the range of their use.

    Обзор статьи

    Уголовно-правовая наука не подвергает сомнению положение, в соответствии с которым любое преступное деяние является не только правовым, но и социально обусловленным явлением, которое имеет свои признаки, закономерности, характеристики. Как указывал И.И. Карпец, социальный характер преступности определяется тем, что преступность является «отражением (результатом) возникающих и существующих в обществе противоречий между людьми в процессе производственных отношений, включая распределительные» [6. С. 7].
    Чтобы понять суть уголовно-правового запрета, необходимо понять основания, которые и стали причиной возникновения потребности в принятии нормы. Как известно, криминализируя деяния, законодатель принимает во внимание значительное количество факторов, образующих предпосылки такого решения. Следует отметить, что в литературе нет единства в точках зрения по вопросам установления уголовной ответственности, т.е. криминализации деяния. Подавляющее большинство ученых в качестве основной предпосылки криминализации деяния выделяют его общественную опасность.
    Как отмечает П.С. Тоболкин, «в области уголовного права основополагающей категорией, дающей общее освещение всех основных проблем теории советского уголовного права, обеспечивающей концептуальное единство уголовно-правовых знаний, является категория общественной опасности» [9. С. 34]. Такого же мнения придерживался П.А. Фефелов, который полагал, что главная предпосылка криминализации деяний – общественная опасность и вытекающие из нее условия, обеспечивающие неотвратимость ответственности [10. С. 52]. А.И. Марцев высказывал мнение, согласно которому общественная опасность может быть определена как свойство любого преступного деяния в отдельности и всех преступлений в совокупности причинять вред или стать угрозой причинения вреда общественным отношениям, которые охраняются уголовным законом [7. С. 21]. В науке имеются и другие мнения. На наш взгляд, общественную опасность можно охарактеризовать, анализируя юридические признаки, которые являются элементами состава преступления, а также через некоторые факторы, которые лежат за пределами законодательной модели преступления, например, через вредоносность и прецедентнось.
    Сегодня многие ученые отмечает, что дефиниция «вредоносность» указывает на способность общественно опасного деяния порождать социально негативные последствия и определяется тем, что деяния наносят реальный вред отношениям, обеспечивающим безопасное существование личности, общества и государства. Что касается прецедентности, то она указывает на возможность совершения подобных общественно опасных деяний в будущем и может рассматриваться как свойство человеческой практики, способность к повторяемости. Таким образом, можно сделать вывод о том, что общественная опасность в уголовно-правовой науке рассматривалось и рассматривается в качестве механизма теории криминализации и основного фактора уголовно-правового запрета.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон РФ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (в ред. от 21 марта 2014 г.) // Собр. законодательства РФ. 2011. № 49 (ч. I). Ст. 7020.
    2. Бозиев Т.О., Агаев Г.А. Уголовное право. Общая часть: краткий курс лекций. Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2015.
    3. Бозиев Т.О., Шулина И.А. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика организованного убийства: монография. Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2014.
    4. Варыгин А.Н. Преступность сотрудников органов внутренних дел и проблемы воздействия на нее: дис. … докт. юрид. наук. Саратов, 2003.
    5. Голубева Л.А. Формула права: постановка вопроса // Журнал правовых и экономических исследований. 2013. № 4. С. 104–106.
    6. Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992.
    7. Марцев А.И. Некоторые вопросы методологии уголовно-правовых исследований // Актуальные проблемы теории уголовного права и правоприменительной практики. Красноярск, 1997.
    8. Противодействие коррупции // Электронная версия «Российской газеты». URL: http:www.rg.ru/2012/12/21 polisiya.html (дата обращения: 12.10. 2014).
    9. Тоболкин П.С. Социальная обусловленность уголовно-правовых норм. Свердловск, 1983.
    10. Фефелов П.А. Критерии установления уголовной наказуемости деяний // Советское государство и право. 1970. № 11.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2