ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Формирование состава элементов системы стратегического планирования предприятий сферы услуг

FORMATION OF ELEMENTS OF STRATEGIC PLANNING SYSTEM AT SERVICE SECTOR COMPANIES



Н.С. Шмуратко
Natalia Shmuratko
natashmuratko@mail.ru
аспирант кафедры управления экономическими и социальными процессами ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения»
candidate for PhD at the Department of Management of Economic and Social Processes at St. Petersburg State University of Cinema and Television
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • система стратегического планирования
  • стратегическое планирование;
  • сфера услуг
  • субъект хозяйствования
  • Keywords:

  • strategic planning system
  • service sector
  • strategic planning
  • economic entity
  • Действующая социально-экономическая система или система стратегического планирования находятся в постоянной взаимосвязи с внешней средой. Система может включать в себя составляющие части более низкого порядка, определяющие состав элементов системы более высокого порядка, и представлять из себя надсистему.
    Система стратегического планирования деятельности предприятий сферы услуг может рассматриваться как набор взаимодействующих элементов материально-технического, информационного обеспечения осуществления процесса планирования, управления и обоснования принимаемых решений.
    Автором дано определение понятия системы стратегического планирования применительно к финансовой деятельности субъекта хозяйствования сферы услуг, представлен актуальный состав элементов системы стратегического планирования, установлены зависимости и связи между всеми элементами системы.
    Вклад автора в развитие темы статьи состоит в анализе состава элементов системы стратегического планирования деятельности субъектов хозяйствования сферы услуг, выявлении взаимосвязи между элементами, внешней и внутренней средами системы стратегического планирования субъекта хозяйствования сферы услуг.

    The current socio-economic system or strategic planning system are closely connected with external environment. The system can include certain components of a lower range defining the higher range elements and representing a supersystem.
    Strategic planning system for service sector companies can be considered as a set of interconnected elements of material and informational support of the process of managing, controlling and substantiating the decisions taken.
    We offer a definition of strategic planning system as far as financial activity of business entities of service sector is concerned, describe the relevant set of elements making up the strategic planning system and reveal the interdependency and connections between all elements of the system.
    Our personal contribution is that we have carried out the analysis of the elements making up the strategic management system, revealed the correlation between the elements as well as the internal and external environment of strategic planning system of economic entities of service sector.

    Обзор статьи

    Понятие системы, определяющее особенности формирования системного подхода к осуществлению процесса стратегического планирования деятельности хозяйствующих субъектов, на практике употребляется в нескольких значениях.
    Одно из определений термина «система» представляет собой комплекс элементов, находящихся во взаимодействии [3. Р. 13]. Также система может быть выражена как множество элементов с соотношением между ними и между их атрибутами [4. Р. 24]. В.Н. Торопов трактует данное понятие, как совокупность элементов, организованных таким образом, что изменения, исключения или введение нового элемента закономерно отражаются на остальных элементах [2. С. 107].
    Обобщающее значение совокупности всех указанных трактовок понятия системы содержится в таком ее определении для системы стратегического планирования, как объективное единство и взаимодействие закономерно связанных друг с другом явлений, предметов и знаний в процессе осуществления стратегического планирования долгосрочного развития субъектов хозяйствования сферы услуг, в условиях неустойчивого экономического и инновационного состояния внешней среды [1].
    Элементы системы могут представлять собой объекты (техника, сопутствующие товары) и субъекты экономических видов деятельности предприятий сферы услуг (поставщики и покупатели услуг). Система, таким образом, выступает как целостный набор элементов, взаимосвязанных между собой так, чтобы могла быть достигнута целевая установка функционирующей системы.
    Действующая социально-экономичес-кая система или система стратегического планирования должна рассматриваться во взаимосвязи с внешней средой. Система может включать в себя составляющие части более низкого порядка, определяющие состав элементов системы более высокого порядка, и представлять из себя надсистему. Так, система стратегического планирования деятельности предприятий сферы услуг может рассматриваться как набор взаимодействующих элементов материально-технического, информационного обеспечения осуществления процесса планирования, управления и обоснования принимаемых решений.
    Конечной целью функционирования системы стратегического планирования деятельности предприятия сферы услуг является достижение экономических и социальных результатов в условиях негативных факторов макросреды. Планируемую деятельность хозяйствующего субъекта отраслевой составляющей сферы услуг можно объединить в следующие группы: перспективные направления развития, формирование и осуществление стратегии развития; среднесрочное планирование более года, включающее инерционное повышение темпов экономического роста; перспективное планирование, направленное на достижение поставленных целевых ориентиров экономической результативности, установленных на экстрополяционной основе исходя из разработки новых или модифицированных видов услуг, расширения рынка сбыта, внедрения технологических и продуктовых новшеств, изменения организационной структуры предприятия.
    Целевая направленность указанных видов планирования обусловлена необходимостью согласования результатов процесса планирования на каждом уровне управления социально-экономическим развитием, с охватом развития линейных и функциональных подразделений предприятия в указанном менеджментом периоде времени [1. С. 45].
    Информационное обеспечение деятельности предприятия сферы услуг является одним из факторов обеспечения адекватности, точности и значимости стратегического планирования, включающим в себя такие элементы, как сбор информации о внешней и внутренней средах; анализ состояния рынка, конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, участников рынка.

    Список использованной литературы

    1. Евменов А.Д., Кроливецкий Э.Н., Морщагина Н.А. Совершенствование технологии управления социально-экономи-ческим развитием хозяйствующих субъектов сферы телекоммуникационных услуг: монография. СПб.: Студия «НП-Принт», 2013.
    2. Топоров В.Н. Семантика и структура. М., 1983.
    3. Bertalanfy L. von. General system theory. Foundations, development applications. N.Y.: Braziller, 1969.
    4. Hall A.D. A methodology for systems engineering. Princeton, 1962.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2