Согласно теории контроллинга, необходимость в организации данной системы поддержки управления возникает в том случае, когда существующая в компании хозяйственная деятельность не удовлетворяет современным требованиям ведения бизнеса.
Мировой экономический кризис отчетливо показал проблемы отрасли и предприятий, в ней функционирующих: жесткая конкуренция, процесс поглощения слабых компаний более сильными, изменения на законодательном уровне, падение величины платежеспособного спроса населения и др.
В качестве индикатора возникновения проблем в организации можно рассматривать интегральный показатель ROI и внутренний SWOT-анализ по следующим блокам вопросов: производство, снабжение, организационная структура, инновации, персонал, финансы, конечные потребители, маркетинг, реклама, каналы сбыта.
В виду дороговизны данного управленческого механизма на средних и малых предприятиях применяются отдельные элементы системы контроллинга, как то: система планирования, бюджетирования, анализ внешней среды (бенчмаркинг, SWOT-анализ) и др. Вопрос заключается в повышении эффективности их функционирования и доработке системы до уровня комплексного инструмента управления предприятием.
Информационная система контроллинга должна позволять решать следующие взаимосвязанные задачи стратегического управления [1; 2; 5; 6]:
1. Выбор направлений деятельности, построение стратегических планов. Для осуществления данных задач информационная система включает подсистему определения привлекательных для организации стратегических зон хозяйствования, выбор базовых стратегий развития. Необходимо заметить, что для анализа внешней среды должны быть использованы показатели, описывающие все семь сил конкуренции [1]. Оценку привлекательности внешней среды можно проводить при помощи следующих групп показателей:
а) параметры рынка: например, динамический показатель роста рынка (средний прирост спроса на стратегической зоне хозяйствования (СЗХ) за период планирования) позволяет определить, на какой стадии жизненного цикла находится товар/услуга, сравнивается с «ожидаемым ростом» на СЗХ – средним приростом спроса у конкурентов либо в отрасли. Если его значение отрицательное, то существует большая вероятность того, что СЗХ находится на стадии «зрелость–спад», следовательно, инвестировать средства в данное направление не представляется экономически целесообразным). Статический показатель (масштаб рыночных возможностей или предел фазы «зрелость») – СЗХ тем привлекательней, чем больше разрыв между текущим потенциалом рынка на момент начала планирования и абсолютным потенциалом рынка, т.е. между значением величины спроса на момент измерения и максимальным значением величины спроса;
б) параметры конкуренции на СЗХ: тип конкуренции (степень концентрации производства в отрасли, индекс Херфиндала), интенсивность конкуренции (коэффициент вариации рыночных долей конкурентов и средней рентабельности СЗХ);
в) другие факторы, определяющие привлекательность СЗХ (факторы немонетарного характера, оцениваются субъективно).
2. Определение совокупности контролируемых показателей, количественно описывающих стратегические цели. Для осуществления данных задач информационная система контроллинга включает подсистему контрольных показателей.
3. Контроль за достижением намеченных целей. Для осуществления данных задач информационная система контроллинга включает «следящую» подсистему, в рамках которой осуществляется мониторинг изменения подконтрольных показателей в СЗХ и поиск отклонений и виновников.
4. Принятие соответствующих мер по управлению.
До начала реализации стратегического плана осуществляется предварительный контроль, задача которого сводится к повышению эффективности плана проверкой его на устойчивость, определения зон риска и набора подконтрольных показателей для дальнейшего контроля (следящего, текущего, посфактумного). Для анализа правильности и обоснованности гипотез стратегического плана используется так называемая матрица «риск – степень контроля».
Следующий этап – осуществление следящего контроля – непрерывное упорядоченное слежение за параметрами зон стратегической важности для оценки по принятым сигналам потенциальной угрозы извне. Данный вид контроля выполняет следующие задачи:
● улавливает слабые сигналы из СЗХ;
● верифицирует слабые сигналы (например, методом эмпирической верификации);
● усиливает и дешифрует слабые сигналы (придание экономическому явлению, лежащему в основе сигналов, количественной определенности);
● производит подсчет отклонений подконтрольных показателей.
Способ его организации – образование команды из группы экспертов-работников предприятия, обладающих высоким профессионализмом в выбранной сфере деятельности, либо привлечение специализированных аналитических служб извне, в том числе аудиторских компаний.
На этапе оперативного контроля на предприятиях различных сфер деятельности в основном применяется текущий и постфактумный контроль.
Под текущим контролем понимают механизм выявления потенциальных отклонений от установленных плановых заданий перед началом или в процессе выполнения бизнес-процессов.
Для внедрения текущего контроля на предприятии индустрии туризма необходимо провести следующие подготовительные мероприятия [1; 2; 5; 6]:
● определить индикаторы, наилучшим образом описывающие текущую сумму покрытия цепочки ценностей фирмы (в практике менеджмента для данных целей применяется свободный денежный поток);
● провести предварительный контроль гипотез с использованием матрицы «риск – степень контроля», выбрать подконтрольные гипотезы и описывающие их бизнес-процессы, определить входы, выходы, узкие места и текущие подконтрольные показатели процесса;
● разбить подконтрольные показатели на контрольные точки, для каждой из которых разрабатывается контрольный индикатор на основе выявления узких мест либо наиболее важных участков потока ценностей;
● определить минимальную величину отклонений фактических значений контрольных индикаторов от плановых;
● ввести систему кодирования отклонений контрольного индикатора для однозначного определения причины и виновника отклонения (код бизнес-процесса, код сигнала, код виновника, код причины сигнала);
● разработать следующие математические модели: первая модель позволяет определить новое потенциальное значение текущих подконтрольных показателей после возникновения отклонения, вторая – новое потенциальное значение целевого текущего подконтрольного показателя;
● разработать механизм реакции системы контроля на возникающие отклонения в данных моделях (контрольные отчеты в определенные периоды времени, составленные в формате, позволяющем по кодам отклонений идентифицировать причины и виновников).
При постфактумном контроле осуществляется сравнение фактических значений результатов осуществления бизнес-процессов с заданиями текущего плана. Данный вид контроля констатирует факт наличия отклонения.
Для внедрения постфактумного контроля на предприятии индустрии туризма необходимо предпринять следующие подготовительные мероприятия:
● в рамках текущего планирования ставятся текущие показатели – цели предприятия;
● с помощью предварительного контроля определяются подконтрольные гипотезы и строятся динамические модели бизнес-процессов [5];
● целевые текущие подконтрольные показатели при помощи факторного анализа разбиваются на текущие подконтрольные показатели;
● устанавливается масштаб отклонений (минимальная величина отклонений целевых текущих подконтрольных показателей от текущих подконтрольных показателей), за пределами которых будет срабатывать механизм реакции;
● разрабатывается система кодирования отклонений фактических значений текущих показателей от плана и механизм реакции системы контроля на возникшие отклонения в виде контрольных отчетов [1];
● разрабатывается механизм внутреннего аудита бизнес-процесса – обратный пошаговый просмотр с целью нахождения причин и виновников отклонений;
● принимается решение об устранении отклонений.
Итак, туристская информация должна удовлетворять общепринятым критериям достоверности, полноты, оперативности. Под достоверностью понимается отсутствие искажений действительности и содержательность (материальная ценность) информации. Данное свойство, в рамках объекта исследования, предполагает [3; 7]:
● определение потребности во всех видах ресурсов для осуществления туристской деятельности;
● расчет необходимой суммы денежных средств на закупку и оплату услуг предприятий – партнеров туристской инфраструктуры;
● определение на стадии планирования полного комплекта туристских услуг;
● полную калькуляцию затрат туристского предприятия;
● оценку спроса и конкурентной среды на рынке туристских услуг;
● основательную проработку трансакционных операций как основы для ведения деловых переговоров с предприятиями-партнерами туристской инфраструктуры;
● тщательную проработку правовых положений туристской деятельности;
● достоверность данных бухгалтерского и управленческого учета.
Конечная цель контроллинга предприятий индустрии туризма, как и контроллинга в общем виде, – создание оперативной информационной системы, способной выводить управленческие решения на новый профессиональный уровень (способность туристского предприятия в полном объеме и на высоком уровне выполнять обязательства перед потребителями туристской услуги и деловыми партнерами).