ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Концептуальные аспекты обучения лиц с ограниченными возможностями

CONCEPTUAL ASPECTS OF EDUCATION AND TRAINING OF DISABLED PEOPLE



А.В. Целикин
Aleksandr Tselikin
Drozdov_gd@mail.ru
аспирант кафедры менеджмента таможенного и страхового сервиса Санкт-Петербургского государственного экономического университета
a PhD student at the Department of Management of Customs and Insurance Service, Saint-Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • высшее образование
  • инновации в образовании
  • инвалиды
  • дистанционное обучение
  • лица с ограниченными возможностями
  • образовательные учреждения высшего образования
  • Keywords:

  • higher education
  • disabled people
  • educational institutions of higher education
  • innovations in education
  • distance education
  • a handicapped person
  • Статья посвящена рассмотрению концептуальных аспектов развития образования, доступного для лиц с ограниченными возможностями.
    В настоящее время в российском законодательстве, в том числе Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», государственных образовательных стандартах высшего образования отдельные положения посвящены обеспечению качества образования, учитывающего и качество обучения лиц с ограниченными возможностями, однако при этом в системе управления образованием недостаточно научных работ методического и методологического характера, дающих четкое понимание реализации нормативных требований.
    В результате научного исследования теории и практики управления образованием с применением методов контент-анализа, сравнительного анализа, индуктивных и дедуктивных приемов и научной рефлексии, на основе инновационных подходов к управлению образованием, автором были разработаны и в виде выводов предложены к реализации мероприятия по повышению эффективности развития университетских комплексов в контексте формирования образовательной среды для обучения лиц с ограниченными возможностями.

    The article examines conceptual aspects of the development of education accessible for individuals with disabilities.
    The current Russian legislation including the Federal Law on Education as well as the state educational standards contain certain provisions destined to ensure quality of education including the quality of training disabled people. However the system of education management contains few studies in terms of methodology and techniques providing a clear guide of how to implement national normative requirements.
    As a result of the study of the theory and practice of education management based on the methods of content analysis, comparative analysis along with inductive and top-down analysis, scientific reflection and innovative approaches to education management the author has worked out measurers aimed at increasing efficiency of university complexes in the context of formation of educational environment for education and training of disabled people.

    Обзор статьи

    В настоящее время важнейшими показателями социально-экономического развития страны являются показатели качества жизни и уровень образованности населения. В свою очередь, качество жизни и образовательный потенциал населения России во многом определяются уровнем образования и культуры жителей, их мировоззренческой ориентацией и духовным развитием, возможностью систематически получать и использовать необходимую информацию. Эти факторы влияют на степень включенности людей, в том числе и лиц с ограниченными возможностями, живущих в России, в региональные, национальные и мировые процессы экономического и социокультурного развития. Более того, без повышения качества жизни, включая доступность образования и равные возможности обучения для всех граждан, не представляется возможным выполнение экономической программы «Россия 2008–2020 гг.», представленной Дмитрием Медведевым в Красноярске на V экономическом форуме, включающей в себя развитие институциональных систем, экономической и социальной инфраструктуры, формирование инновационной экономки и эффективного инвестирования [2]. Для этого необходимо, прежде всего, активизировать инновационное развитие системы образования, особенно инновации в области обеспечения равных возможностей образования для всех граждан страны.
    Инновации в образовании – это нововведения, связанные с современными технологиями и технологическими знаниями, повышающими качество образования, которые сегодня активно внедряются во всем мире, в том числе и в России, включая создание на их основе специальной образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями.
    Во-первых, это систематизация учебного процесса, внедрение системы менеджмента качества, формирование единого информационного учебно-методи-ческого пространства и единой системы автоматизированного управления информационными процессами в учебных заведениях [4. С. 59].
    Следует отметить, что в новых образовательных стандартах ФГОС 3+ их разработчиками уделено больше внимания именно развитию условий для обучения лиц с ограниченными возможностями.
    Во-вторых, это дистанционное обучение, краткосрочные курсы, смешанные формы обучения, такие как очно-заочное обучение, система «колледж–вуз». Это дает возможность обеспечить непрерывность образования лиц с ограниченными возможностями.
    В-третьих, это использование современных электронных и дистанционных технологий в обучении: создание электронных библиотек и баз данных со свободным дистанционным доступом обучающихся и преподавателей, включая применение специальных технологий для пользования электронной библиотекой и информационными системами лицами с ограниченными возможностями, активный дистанционный обмен учебной информацией между преподавателями и обучающимися, систематическое ежегодное обновление лабораторной и учебно-методической базы, внедрение современного оборудования и программного обеспечения [1].
    В-четвертых, это повышение уровня коммуникаций между факультетами и кафедрами, создание постоянно действующих информационных площадок для обмена опытом, методологическими знаниями между преподавателями разных вузов и специалистами предприятий в масштабах региона, особенно в вопросах обучения лиц с ограниченными возможностями и применения соответствующих требований образовательных стандартов [5. С. 78; 3].
    Возможность создания условий для качественного обучения инвалидов в учреждениях высшего образования обеспечена многими факторами и, прежде всего, – развитием информационных технологий и информатизацией системы образования. Появление компьютерных и других технологий привело к резкому увеличению потока информации, к изменению методов ее преобразования, осознания и использования, усложнению промышленных технологий, усилению динамической изменчивости экономических реалий. Это позволяет внедрять новые специализированные образовательные программы, более ориентированные на личность обучающегося-инвалида, его будущие личностные и профессиональные компетенции.
    В настоящее время очевидно, что в процессе обучения необходимо передавать обучающимся не только теоретические знания, но и формировать практические профессиональные навыки, концептуальное мышление, необходимые компетенции, в том числе с привлечением обучающихся лиц с ограниченными возможностями к трудовой деятельности и реализации региональных проектов в процессе обучения для максимально быстрой профессиональной адаптацией выпускников учебных заведений с ограниченными возможностями.
    Следует отметить, что в последнее время в мире все более развивается система управления знаниями. Однако в системе образования, которая, казалось бы, напрямую должна быть связана с новыми экономическими и управленческими идеями и технологиями современности, система управления знаниями до сих пор не находит своего отражения.
    Опыт показал, что успешное управление знаниями, включая знания наилучшей практики обучения лиц с ограниченными возможностями при разработке стратегических планов, программ развития, критериев и показателей оценки деятельности образовательных учреждений высшего образования и отдельных его подразделений, позволяет акцентировать внимание на рассмотрении проблем управления университетскими комплексами, связанными с обучением инвалидов. Прежде всего, это относится к их индивидуальным и социальным особенностям, как обучающихся, так и научно-педагоги-ческих работников, определенным особенностям мышления и поведения, сформированным в результате антропогенеза, семейного воспитания, социального образования, жизненного опыта. В этом контексте технологию управления знаниями можно рассматривать как инструмент реализации управленческих решений и достижения планируемых результатов научной, образовательной, хозяйственной деятельности образовательных учреждений высшего образования [3].
    Следует отметить, что именно знание играет важную роль в ситуациях, когда изменения, развитие, новации происходят в связи с усилением конкуренции в сложных областях человеческой деятельности, таких как образование и наука (оказание образовательных услуг, НИР, НИОКР).

    Список использованной литературы

    1. Береснева О.А. Концепция развития инновационного образования Новосибирской области // Сайт управления департамента образования Новосибирской области. URL: http://www.websib.ru/ develop/page.php?article=87 (дата обращения: 11.03.2010).
    2. Медведев Д.М. Выступление на V Красноярском экономическом форуме // Сетевой дайджест «Обозреватель». URL: http://live.amorg.ru/?p=2549 (дата обращения: 11.03.2010).
    3. Пастухов А.Л. Инновации в образовании как фактор развития региона // Университетский комплекс – форма инновационного развития образовательных учреждений: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2009. С. 169–171.
    4. Пастухов А.Л. Интеграция экологических знаний в учебном процессе (обществознание, культурология, история) // Основной ресурс, потенциал и перспективы развития экологического образования на Южном Урале: материалы областных слушаний, посвященных вопросам экологического образования Челябинской области. Челябинск: Цицеро, 2007. С. 59–60.
    5. Lachman R., Lachman J.L., Butterfield E.С., Hillsdale N.J. Cognitive psychology and human information processing. Lawrence Erlbaum, 1979.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2