ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Совершенствование конкурентоспособности предприятий гостиничных услуг

IMPROVING COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES IN HOTEL INDUSTRY



О.А. Пекарская
Olga Pekarskaya
pekarskaya.olga@mail.ru
старший преподаватель Санкт-Петербургского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук
senior teacher at St. Petersburg Branch of Financial University under the Government of the Russian Federation, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • индустрия гостеприимства
  • структура управления
  • образовательное учреждение
  • гостиничное предприятие
  • гостиничные услуги
  • конкурентоспособность
  • персонал
  • тренингль
  • корреляционно-регрессионная моде
  • Keywords:

  • hospitality industry
  • hotel enterprise
  • competitiveness
  • personnel
  • management structure
  • training
  • hotel services
  • correlation-regression model
  • educational institution
  • Конкурентная обстановка в современной индустрии гостеприимства является весьма напряженной. Появляются новые обстоятельства, связанные в том числе и с кризисными явлениями, которые требуют принятия мер для усиления конкурентоспособности. Важным аспектом усиления конкурентного положения является усовершенствование подготовки кадров, необходимых для работы в новых сложных условиях.
    Для оценки показателя качества образовательного процесса подготовки кадров автором была применена корреляционно-регрессионная модель и произведены соответствующие расчеты. Кроме проверки остаточных знаний, нами в качестве критериев оценки также использовалась характеристика работодателя.
    В ходе исследования было выявлено, что персонал гостиничного предприятия, непосредственно обслуживающий клиентов, должен проходить тренинги, методика которых была разработана и предложена автором. Таким образом, в статье отражена большая работа исследовательского характера, проведенная автором на основе конкретных практических данных.

    The competition in modern hospitality industry is rather fierce. There are new circumstances resulting from the crisis that require measures to improve competitiveness. An important aspect of strengthening competitive position is the improvement of training of the personnel that will work under new complicated conditions.
    To assess the quality of training process we apply a correlation-regression model and make relevant calculations. Besides testing the residual knowledge we use the employer’s reference as one of the assessment criteria.
    The research reveals the need for the hotel personnel directly working with customers to have trainings; the training methods are developed and suggested. So, the article demonstrates a considerable research work carried out on the basis of practical data.

    Обзор статьи

    В настоящее время в области гостеприимства Российской Федерации работает более 900 тысяч человек. Гостиничная индустрия является важной отраслью индустрии гостеприимства.
    Деятельность в России крупнейших гостиничных сетей и консорциумов положительно влияет на развитие гостиничного хозяйства страны. Использование передового опыта позволяет увеличить количество гостиничных предприятий и их заполняемость, повысить качество гостиничных товаров и услуг, ввести новые стандарты обслуживания, повысить профессионализм кадров. Необходимо повышать конкурентоспособность гостиничных предприятий, совершенствовать управление в гостиничном хозяйстве.
    Важным фактором в деятельности гостиничного предприятия является улучшение качества обслуживания потребителей, однако все еще остаются неисследованными вопросы создания конкурентоспособного механизма улучшения гостиничного сервиса [1].
    Предприятие гостиничной индустрии представляет собой сложную социально-экономическую систему. Новые принципы построения организационной структуры управления конкурентоспособного гостиничного предприятия направлены на усиление конкурентоспособности и повышение качества обслуживания клиентов.
    В гостиничном комплексе создается координационная структура, способствующая наращиванию конкурентоспособности: формирование среды для создания условий с целью обеспечения информационными, материальными, финансовыми и временными ресурсами; организация функционирования деятельности инженерно-технических коммуникаций; подбор персонала, организация обучения, повышения квалификации и переподготовки кадрового состава.
    Целями менеджмента гостиничной индустрии, функция которых заключается в повышении конкуренции, являются:
    1. Планирование, в ходе которого вырабатывается концепция гостиничного предприятия.
    2. Организация, предусматривающая развитие экономической, правовой, технической, социально-психологической и других сфер функционирования гостиничного комплекса.
    3. Контроль, целью которого является соотношение достигнутых результатов с запланированными.
    В гостиничном бизнесе, как и в других сферах хозяйственной деятельности, необходимо ориентироваться на извлечение прибыли путем повышения конкурентоспособности, поскольку в гостиничной индустрии присутствует высокий уровень конкуренции.
    Маркетинговые исследования жизненно необходимы для деятельности гостиничных предприятий, так как позволяют предотвратить опасности и угрозы при принятии управленческих решений. Эффективность маркетинговых исследований во многом зависит от их систематичности и целенаправленности.
    Разнообразность целей маркетинговых исследований, способствующих повышению конкурентоспособности гостиничных услуг, следует классифицировать следующим образом: 1) исследование параметров рынка гостиничной индустрии; 2) мониторинг возможностей гостиничного предприятия и его доли на рынке; 3) оценка продаж гостиничных товаров и услуг; 4) зондирование направлений деятельности гостиничного предприятия; 5) мониторинг положения дел в области финансовой и экономической деятельности; 6) оценка целевых рынков услуг; 7) постоянный мониторинг направлений эволюции рынка гостиничных услуг; 8) анализ меры удовлетворенности клиентов предлагаемыми услугами.
    Процедура формирования цен на товары и услуги является одной из наиболее важных проблем в формировании политики гостиничного предприятия. В процессе осуществления стоимостной стратегии гостиничного комплекса следует учитывать следующее: 1) стоимость товаров и услуг должна быть соразмерной классу средства размещения; 2) с целью оптимизации загрузки номерного фонда следует учитывать сезонность, своевременно и правильно манипулировать ценами; 3) цены для различных категорий клиентов должны быть официальные (доступные для любых клиентов) и неофициальные (используемые для работы с турфирмами, организациями и постоянными клиентами); 4) необходимо постоянно изучать в своем сегменте рынка цены конкурентов на гостиничные товары и услуги, вовремя реагировать на колебания ценовой политики.
    При организации подготовки кадров для сферы гостиничной индустрии следует создавать сообщества, в которые должны входить гостиничные предприятия, работодатели и учебные заведения, осуществляющие подготовку в сфере гостиничного хозяйства.
    Координация деятельности с учебными заведениями в области гостиничного хозяйства включает: а) переподготовку и повышение квалификации преподавательского состава; б) создание и внедрение концепции дистанционного обучения с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных технологий [5]; в) организацию стажировок для студентов и преподавателей с целью обмена опытом в области гостиничной индустрии; г) осуществление практики студентов профиля на базе действующих гостиничных предприятий; д) организацию взаимодействия с руководством гостиничных комплексов с целью трудоустройства студентов.
    Эффективное управление процессом обучения кадров для гостиничного хозяйства требует выделения приоритетных показателей качества образовательного процесса и построения корреляционно-регрессионной модели [2]. В качестве результативного признака был выбран уровень качества Y подготовки специалиста, определяемого по 10-балльной системе по результатам итоговой аттестации.

    Список использованной литературы

    1. Пекарская О.А. Развитие и продвижение гостиничного предприятия на рынке услуг гостеприимства // Вестник Национальной академии туризма. 2014. № 2(30). С. 42–45.
    2. Пекарская О.А. Использование регрессионной модели в подготовке кадров для гостиничного бизнеса // Журнал правовых и экономических исследований. 2012. № 4. С. 162–165.
    3. Пекарская О.А. Направления развития и совершенствования гостиничного комплекса Санкт-Петербурга // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты: материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 3. Тамбов: Изд-во ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. С. 103–108.
    4. Пекарская О.А. Эффективность управления гостиничным предприятием // Современное общество, образование и наука: материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 5. Тамбов: Изд-во ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. С. 113–118.
    5. Пекарская О.А., Гаврильчак И.Н. Развитие информационной инфраструктуры предпринимательства в области рекреационного туризма // Актуальные проблемы развития индустрии медиа на современном этапе: материалы Международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, 2012. С. 106–111.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2