|
|
|
|
доцент кафедры национальной экономики и организации производства, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, доктор экономических наук
|
senior lecturer at the Department of National Economy and Organization of Production, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Doctor of Economics
|
|
|
|
|
Ключевые слова:
жилищно-коммунальный комплекс
концепции развития жилищно-коммунального комплекса
государственная жилищно-коммунальная политика;
жилищно-коммунальные услуги
крупный регион
|
Keywords:
housing and communal complex
concept of development of housing and communal complex
large region
housing and communal services
state housing and communal policy
|
Статья посвящена проблеме развития регионального жилищно-коммунального комплекса.
Автор рассматривает различные концепции развития жилищно-коммунального комплекса крупного региона: долгосрочного социально-экономического развития, устойчивого развития, эволюционного развития, циклического развития, информационного общества и др. При этом обосновано, что важно соблюдать баланс между использованием самоорганизации и государственного регулирования отрасли, а также аккуратно и взвешенно адаптировать зарубежный опыт к российским реалиям.
|
We look at the problem of regional housing and communal complex development.
The article deals with various concepts of developing housing and communal complex of a large region: long-term socio-economic development, sustainable development, evolutionary de-velopment, cyclic development, information society, etc. We prove the point that it is essential to maintain the balance of using self-organization and government regulation of the industry in question, as well as accurately adapt foreign experience.
|
|
|
Обзор статьи
Процесс создания экономических концепций включает в себя наблюдение за экономической действительностью, выработку понятий и гипотез, собственно создание концепции, логическую и практическую проверки, уточнение наблюдений, гипотез, собственно концепции, а также вывод о созданной удовлетворительной экономической теории как основы «ex ante» анализа [7. С. 9]. Так, А.Н. Азрилиян определяет термин «концепция» как: 1) систему взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый, определяющий замысел [3. С. 400]. В этой связи концептуальный подход есть предварительная разработка концепции исследования, т.е. комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность исследования.
Концептуальный подход к развитию жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) крупного региона предполагает изложение цели, основных ее принципов и особенностей. При этом реализация государственной жилищно-коммунальной политики должна осуществляться через систему методов управления ресурсами (правовых, налоговых, ценовых и др.), используя различные формы и средства достижения конечной цели, а также посредством постоянного взаимодействия субъектов ЖКК крупного региона друг с другом и с субъектами внешней среды [4]. Обеспечение населения качественными, экологически безопасными и доступными жилищно-коммунальными услугами (ЖКУ) является фактором не только экономической и социальной, но и политической стабильности в обществе.
Таким образом, целесообразно при решении жилищно-коммунальной проблемы изучение зарубежного опыта и адаптация его к современным российским реалиям [5]. Кроме того, при этом неизмеримо возрастает роль государства. Однако в идеальном сценарии она должна быть ограничена установлением правил игры (в частности, обеспечением прав собственности и соблюдения контрактов) и осуществлением высококачественного эффективного надзора.
Вместе с тем, как справедливо отмечал Д.С. Львов, «не надо забывать и о другой стороне проблемы: очень аккуратно следует подходить к переносу на нашу российскую почву зарубежного опыта. Применительно к науке как нельзя лучше подходит выражение: Россия – это не Америка. Многовековой опыт, исторические традиции, уклад жизни у нас совсем другие. Так было при царе, так было и при советской власти» [6. С. 112].
Важное значение не только для ЖКК крупных регионов, но и в целом для России имеет Концепция устойчивого развития, реализация которой требует применения адекватных ее целям и задачам механизмов. В настоящее время механизмы устойчивого развития ЖКК только разрабатываются, хотя в ряде экономических комплексов уже проводятся крупномасштабные эксперименты по их отработке в режиме реализации национальных проектов и программ.
В этой связи весьма актуальным является проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [1], в соответствии с которым в ЖКК предусматривается:
– создание условий, обеспечивающих снижение морально-технического износа жилищного фонда, в том числе ликвидацию в среднесрочной перспективе аварийного и ветхого жилищного фонда;
– содействие самоорганизации населения на жилищном рынке, совершенствование нормативной правовой и методической базы и содействие в организации товариществ собственников жилья, совершенствование налогового законодательства для эффективного управления многоквартирными домами;
– внедрение ресурсосберегающих технологий, оборудования и создание условий для более широкого использования малой энергетики и нетрадиционных видов топливно-энергетических ресурсов;
– модернизация жилищно-коммуналь-ной отрасли и обеспечение доступности расходов на эксплуатацию жилья и оплаты ЖКУ для всего населения через развитие конкуренции в управлении жилищным фондом и его обслуживании, привлечение бизнеса к управлению и инвестированию в жилищно-коммунальную инфраструктуру, совершенствование тарифной политики и развитие механизмов частно-государственного партнерства в сфере предоставления коммунальных услуг;
– формирование комфортной городской среды и среды сельских поселений, включая развитие городского транспорта, обеспечение возможности полноценной жизнедеятельности маломобильных групп населения, адаптированности и безопасности мест пребывания детей с родителями.
В результате реализации новых стратегических направлений государственной жилищной политики к 2020 г. должен сложиться качественно новый уровень состояния жилищной сферы, соответствующий «мировым стандартам» и характеризуемый следующими целевыми ориентирами:
– отсутствие ветхого и аварийного жилищного фонда, снижение среднего уровня износа жилого фонда и коммунальной инфраструктуры до нормативного уровня;
– приведение жилищного фонда к состоянию, отвечающему современным условиям энергоэффективности, экологии, а также нуждам отдельных групп граждан (многодетные семьи, престарелые, инвалиды и т.д.);
– завершение паспортизации жилого фонда и объектов коммунальной инфраструктуры;
– формирование в городах с населением свыше 100000 человек конкурентного профессионального рынка услуг по управлению жилой недвижимостью частными организациями;
– введение местного налога на недвижимость в жилищной сфере;
– функционирование всех форм использования жилищного фонда (проживание в собственном жилье, наем жилья социального использования, наем частного жилья, некоммерческий наем, проживание в домах жилищно-строительных и жилищных кооперативов и др.);
– функционирование с поддержкой государством кредитно-финансовых механизмов проведения капитального ремонта и реконструкции многоквартирных домов, в том числе на базе институтов частно-государственного партнерства [1. С. 74–77].
|
Список использованной литературы
1. Проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации // Министерство экономического развития РФ: [сайт]. URL: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/ myconnect/economylib/mert/welcome/ pressservice/eventschronicle/doc 1217949648141 (дата обращения: 14.04.2015).
2. Атопов В.И., Антюфеев А.В., Галиярова Н.М., Кабанов В.Н. Россия: стратегия прорыва. Синергетические идеи развития / науч. ред. В.И. Атопов; Минобразования РФ; Волгогр. гос. архитектурно-строит. академия; Волгогр. отд. МАИЭС. Волгоград: ГУ «Издатель», 2003. 520 с.: ил.
3. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. 5-е изд., доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 2002. 1280 с.
4. Ларионов А.Н., Малкова И.В. Проблемы взаимодействия государства и частного сектора в условиях реформирования ЖКХ // Проблемы современной экономики. 2007. № 2. С. 479–481.
5. Ларионова Ю.В. Ларионов А.Н. Управление развитием жилищно-комму-нального комплекса мегаполиса: монография / под ред. С.А. Павловой. М.: Изд-во СГУ, 2013. 143 с.
6. Львов Д.С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002. 512 с.: ил.
7. Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» / под общ. ред. Л.С. Тарасевича. 3-е изд., перераб. и доп. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. 656 с.: ил.
8. Яковлев В.А. Концепция, методы и модели повышения эффективности управления мегаполисом (агломерацией) в современных условиях. М.: Изд-во ГУУ, 1999. 153 с.: ил.
|