Активизация интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза является важной составляющей частью политики интеллектуального развития государств, ориентированной на формирование инновационной экономики, развитие научного и интеллектуального потенциала и создание в рамках Единого экономического пространства единого интеллектуального пространства.
Мировой опыт показывает, что число и виды охраняемых результатов интеллектуальной деятельности неуклонно расширяются, а состав объектов интеллектуальной собственности (ОИС) уточняется и конкретизируется.
В соответствии с законодательством ОИС – произведения науки, литературы, искусства и других видов творческой деятельности в сфере производства, в том числе открытия, изобретения, рационализаторские предложения, промышленные образцы, компьютерные программы, базы данных, экспертные системы, ноу-хау, торговые секреты, товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания [1; 4].
Таможенные органы в пределах своей компетенции принимают меры по защите прав правообладателей на ОИС. Под правообладателем интеллектуальной собственности понимается обладатель исключительных прав на ОИС.
В настоящее время существует четыре реестра ОИС: Единый реестр ОИС Таможенного союза (ТС) и три национальных, ведение которых возложено на таможенные органы государств-членов ТС. По состоянию на 1 апреля 2014 года в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) было включено более 2 600 ОИС, принадлежащих российским и зарубежным компаниям.
Контроль за обеспечением защиты прав интеллектуальной собственности в таможенных органах Российской Федерации ведется по трем направлениям: выявление и контроль ОИС при перемещении товаров через таможенную границу ТС (работа с изъятыми товарами в рамках возбужденных дел по административным правонарушениям); выявление и контроль ОИС в ходе декларирования товаров с подачей таможенной декларации на товары; внутренний рынок.
Если должностным лицом таможенного органа при совершении таможенных операций, связанных с помещением под таможенные процедуры товаров, содержащих ОИС, включенные в ТРОИС, выявлены ОИС, обладающие признаками контрафактных товаров (то есть в декларации на товары отсутствуют документы – разрешения правообладателей), их выпуск приостанавливается сроком на 10 рабочих дней. Срок может быть продлен еще на 10 рабочих дней при условии поступления в таможенный орган соответствующего мотивированного заявления правообладателя (его представителя).
Существенным нововведением в части защиты прав на ОИС стало представление полномочий ex officio (от лат. – «по должности, по обязанности») в отношении перемещаемых товаров, содержащих ОИС. Принцип ex officio означает, что таможенные органы имеют право принимать меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, «исходя из своих полномочий», то есть не только в отношении товаров, включенных в ТРОИС, но и в отношении любых товаров, обладающих признаками контрафактных. При этом срок принятия соответствующих мер сокращен до 7 рабочих дней с возможностью продления не более чем на 10 рабочих дней и только при условии направления в таможенный орган соответствующего обращения в письменной форме и подачи заявления о включении ОИС в реестр.
Сама «интеллектуальная собственность» подразделяется на «авторское право» и «промышленную собственность». Авторские и смежные права, товарные знаки, знаки обслуживания и наименование мест происхождения включаются в ТРОИС. Остаются без должного внимания патенты, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства.
Таможенными органами не применяются меры по защите прав на ОИС в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС физическими лицами для личного пользования, в том числе пересылаемых в их адрес в международных почтовых отправлениях. Законодательно таможенным органам не предоставлены полномочия в отношении таких ОИС, как изобретения, промышленные образцы, полезные модели, правовое регулирование которых предусмотрено патентным законодательством, а также ряда других ОИС.
Уровень криминализации большинства сегментов потребительского рынка, особенно в пищевой промышленности и торговле продовольствием, с каждым годом возрастает. Последняя тенденция, своего рода «тренд», это поступление товара без маркировки. Маркировка продукции происходит уже «на месте», в России. Например, ввозятся бензопилы без наклеек, товар декларируется просто как «бензопила». А потом, уже на территории России, в поддельных мастерских наносятся логотипы известного бренда. На рынок такой продукт попадает как брендовая вещь. Накоплен большой опыт по установлению подделок с символикой зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года в Сочи.
Одной из серьезных проблем остается продажа контрафактной продукции через Интернет. В этом случае некачественный и даже небезопасный товар может поступить на территорию ТС в экспресс-грузах или с помощью международных почтовых отправлений. Среди поставщиков подделок лидируют страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Чаще всего подделывают обувь, одежду, игрушки, косметические средства, продукты, алкоголь, автозапчасти, упаковку.
Должностным лицам таможенных органов визуально отличить контрафактную продукцию от оригинала крайне сложно. Необходимо тесное сотрудничество с правообладателями товарных знаков, строжайший контроль качества товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС.
Стратегия инновационного развития России до 2020 года предполагает коммерциализацию интеллектуальной собственности. В бюджетах российских предприятий, работающих в сфере науки и производства, статья затрат на фундаментальную науку не значительна. Инновационное развитие возможно при условии развития научной отрасли, привлечения инвестиций, зарубежного сотрудничества, правильной мотивации ученых. Зарубежные страны, такие как США, Германия, Япония, Корея, в разработке инновационных технологий особое внимание уделяют фундаментальной науке.
Российские предприятия, работающие в сфере науки, должны быть заинтересованы в финансировании инновационных технологий, разработанных с помощью фундаментальных наук. Грамотное распределение бюджета и правильная политика научных предприятий смогут повысить интеллектуальный потенциал.
Единообразный правовой и управленческий подход к понятию интеллектуальной собственности, соответствующий мировым стандартам, даст возможность российским предприятиям участвовать в глобальной конкурентной борьбе [4; 5].
Таким образом, концентрация усилий законодателя, ученых и таможенных органов государств-членов ТС на проблемах обеспечения правового регулирования вопросов охраны и защиты интеллектуальной собственности, активное сотрудничество с правообладателями товарных знаков, создание единой информационной системы, контроль за передачей данных в сети Интернет, являются ключевыми шагами к повышению эффективности таможенного контроля товаров, содержащих ОИС.