ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Детско-юношеский туризм как вид образовательной услуги

JUVENILE TOURISM AS TYPE OF EDUCATIONAL SERVICE



А.А. Бахвалова
Anna Bakhvalova
Ann-bakhvalova@yandex.ru
– аспирант кафедры сервисной и конгрессно-выставочной деятельности ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
candidate for PhD at the Department of Service, Congress and Exhibition Activity of Saint-Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • рынок услуг детско-юношеского туризма
  • социальный туризм
  • образовательная услуга
  • детско-юношеский туризм
  • Keywords:

  • market of juvenile tourism services
  • educational service
  • social tourism
  • juvenile tourism
  • В статье рассматриваются образовательные услуги через призму вопроса о развитии детско-юношеского туризма. Понятие «образовательная услуга» в детско-юношеском туризме несет в себе больший социальный аспект, тем не менее образовательные услуги можно рассматривать и с экономической точки зрения. Образовательные услуги в детско-юношеском туризме возможно рассматривать в познавательной и практической плоскости.
    Специфика услуг детско-юношеского туризма обусловлена различными функциями. Автор предлагает выделить три основных группы функций: оздоровительную, образовательную и социо-психологическую, а также производит анализ пропедевтического, экологического, ориентационного и краеведческого аспектов детско-юношеского туризма.

    We look at educational services from the point of view of developing juvenile tourism. The concept of “educational service” in juvenile tourism is characterized by a strong social component but it still can be considered from the economic point of view. In juvenile tourism it should be considered from cognitive and practical points of view.
    Specific characteristics of juvenile tourism services are determined by various functions. We suggest distinguishing the main three groups: health-improving functions, educational functions and socio-psychological functions. We also carry out the analysis of propaedeutic, ecological, orientation and regional studies aspects of juvenile tourism.

    Обзор статьи

    Сегодня человек воспринимается не как средство, а как цель общественного устройства. Изменилось и отношение к воспитанию и образованию. Приоритетным является воспроизводство людей свободных, способных к гуманистическому самоопределению и продуктивному, личностно и социально ценному проживанию. Все вышеперечисленное актуализирует дальнейшее развитие сферы детско-юношеского туризма. В частности, необходимость уделять больше внимания развитию образовательных и воспитательных услуг для детей и подростков через туристскую составляющую.
    Прежде чем говорить о детско-юношеском туризме как об образовательной услуге, следует остановиться на основных понятиях. Поскольку туристский рынок – это социально-экономические условия реализации услуг туризма (туров, туристского продукта), где услуги выступают основным предметом обмена, то туристская услуга определяется как услуга, ориентированная на удовлетворение потребностей туриста, зависящая от цели и вида туризма, а также не противоречащая общечеловеческим принципам морали. Автор рассматривает детско-юношеский туризм как вид образовательной услуги.
    Спецификой рынка услуг детско-юношеского туризма является в большей степени социальная направляющая, что было заложено еще в период Советского Союза. До сих пор детско-юношеский туризм в Российской Федерации носит статус «социального туризма», что зафиксировано в Федеральном законе РФ от 24.11.1996 г. № 132 (в ред. от 03.05.2012 г.) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [1]. Однако изменение приоритетов в мировом сообществе диктует необходимость рассмотрения услуг детско-юношеского туризма не только в социальной, но и в экономической плоскости.
    Образовательная услуга в детско-юношеском туризме носит скорее нематериальный характер, так как она направлена на долгосрочную перспективу и является составной частью широко понимаемого воспитания личности. Само по себе образование – общественно значимое благо, под которым согласно Федеральному закону РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 7.05.2013 г.) «Об образовании в Российской Федерации» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности [2].
    Как было отмечено выше, образовательная услуга в детско-юношеском туризме несет в себе большую социальную функцию, но, тем не менее, понятие образовательной услуги можно рассматривать и в контексте современных рыночных реалий. В условиях рыночной экономики образовательная услуга обеспечивает воспроизводство интеллектуально-культур-ного потенциала общества, но также принимает товарную форму, а следовательно, имеет свою потребительскую стоимость, которая заключается в том, что способствует созданию человеческого капитала, проявляющегося в более квалифицированной и более производительной рабочей силе.
    Суммируя вышеизложенное, резюмируем, что образовательная услуга – это:
    1) учебно-педагогическая деятельность;
    2) система знаний, умений и навыков, использующаяся в целях удовлетворения образовательных потребностей личности, общества, государства;
    3) деятельность по повышению стоимости рабочей силы потребителя, увеличивающая его конкурентоспособность на рынке труда.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон РФ от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ред. от 03.05.2012 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
    2. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 7.05.2013 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
    3. Садюкова И.Е. Проблемы детско-юношеского туризма в современной России // Электронная версия журнала «Проблемы современной экономики». 2010. № 2 (34). URL: http://www.m-economy.ru/art. php?nArtId=3172 (дата обращения: 15.03.2015).
    4. Состояние, проблемы и перспективы детско-юношеского и социального туризма: материалы международной научно-практич. конференции «Роль и задачи массового туристско-краеведческого движения в воспитании и оздоровлении населения», 1 декабря 2013 г. /сост. И.А. Дрогов, Ю.С. Константинов, Д.В. Смирнов. М.: МосгорСЮТур, 2013.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2