ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Инновационная терминология в правовых актах государственного управления

INNOVATIVE TERMINOLOGY IN LEGAL ACTS OF PUBLIC ADMINISTRATION



А.Б. Новиков
И.Е. Шайдаков
Andrey Novikov
Iliya Shaydakov
docanovikov@mail.ru
docanovikov@mail.ru
доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой финансового и административного права ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
аспирант кафедры финансового и административного права ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
Head of Financial and Administrative Law Department, "Saint-Petersburg State University of Economics", Doctor of Law, an Associate Professor
a PhD student at Finacial and Administrative Law Department, “Saint-Petersburg State University of Economics”
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • административные реформы
  • государственные услуги
  • вызовы
  • государственное управление
  • угрозы
  • риск
  • администрирование
  • дорожные карты
  • трафик
  • навигация
  • Keywords:

  • administrative reforms
  • public administration
  • challenges
  • risk
  • threats
  • administration
  • public services
  • roadmaps
  • traffic
  • navigation
  • Проблема возникновения и адаптации новых терминов в системе государственного управления является актуальной в свете глобальных административных реформ, осуществляемых в экономически развитых странах, а также развития системы административного права.
    В статье рассматривается системный ряд новых терминов, употребляемых в современном управленческом процессе. Установлено их соотношение с классическими административными понятиями и явлениями. Представлено их философское и физически-прикладное значение.
    С использованием исторического и сравнительно-правового методов исследования выявлено комплексное содержание, предназначение и нормативное закрепление новых понятий в рамках современных правовых институтов управления. Обоснованы элементы теоретической концепции государственного управления и административного процесса, в рамках которой новые термины должны занять адекватное место в целях оптимальной регламентации управленческого процесса.

    The origin and adaptation of new terms in the state administration system is a relevant issue in the light of global administrative reforms carried out in developed counties as well as in the context of the development of administrative law system.
    The article reviews a number of new terms that are used in the modern management process with their relationship to classical administrative concepts and phenomena being established and their philosophical and physically applied value being presented.
    By means of using historical and comparative legal research methods, a complete content, purpose and normative assignment of new concepts within modern legal governance institutions were revealed. The elements of theoretical concept of the governance and administrative process were confirmed wherein new terms should take an adequate place for optimal regulation of the management process.

    Обзор статьи

    Развитие информационного общества, проведение масштабных административных реформ в экономически развитых странах, реализация концепции «электронного правительства», адаптация принципов коммерческого менеджмента в сфере государственного управления при переходе от суверенного к партисипативному типу управления логично порождают попытки заставить говорить на одном языке юристов, политиков, социологов, чиновников из государственных структур и менеджеров коммерческих компаний.
    Во многих сферах правового регулирования возникали и будут возникать «жаргонные» юридические термины, применяемые в общении юристами профессионалами. Однако в исследуемом процессе терминологических метаморфоз речь идет не о «жаргонных» терминах государственно-управленческой деятельности, не о «сленге», а о формирующейся системе терминов, проникающих в юридические тексты и выражающих новое качество государственного управления, коммуникации государства и общества и требующих установления их соотношения с традиционно применяемыми понятиями. Думается, что главным при этом является – не допустить терминологического искажения содержания элементов управленческого процесса, подчиненного праву, и в конечном итоге – деформации общего правового режима управленческой деятельности. Важно «договориться о терминах» постольку, поскольку авторитетные ученые правоведы порой отвергают «с порога» правовые новеллы, конструкции, теории лишь по причине неприятия «новомодных» понятий и механизмов правового воздействия.
    Есть основания полагать, что рассматриваемая проблема обнаруживает изначальную связь с дискуссией об отсутствии в Конституции Российской Федерации 1993 года [1] понятия «государственное управление» при наличии в ней достаточно четкого определения термина «исполнительная власть». По нашему мнению, вопрос о конституционном содержании термина «государственное управление» приобретает сегодня новое звучание, поскольку с учетом реалий построения государственной власти в Российской Федерации сведение в административно-правовой науке «государственного управления» к деятельности «исполнительной власти» уже не представляется продуктивным и тем более исчерпывающим при анализе, правовой характеристике и оптимизации управленческих процессов. Достаточно указать на то, что «государственные органы», не входящие в структуру исполнительной власти, заняли весомое место в системе государственного управления, в целом не искажая, и даже обогащая содержание конституционного принципа разделения властей. Таким образом, современная правовая терминология может проявлять особенности уже в связи с ее отнесением к сфере государственного управления в широком смысле или непосредственно к деятельности исполнительной власти.

    Список использованной литературы

    1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с изм. на 21 июля 2014 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
    2. Таможенный кодекс Таможенного союза (с изм. на 10 октября 2014 года) от 27.11.2009 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 50. Ст. 6616.
    3. Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (с изм. на 1 июля 2014 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 20. Ст. 2444.
    4. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006–2008 годах и План мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006–2008 годах. Одобрены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 46. Ст. 4720.
    5. Морской энциклопедический справочник. В 2х т. Т. 1. / под ред. Н.Н. Исанина. Л.: Судостроение, 1987.
    6. Новиков А.Б. Государственные услуги и таможенное регулирование: научнопрактическое пособие. СПб.: Инфода, 2007.
    7. Новиков А.Б. Административный процесс в механизме таможенного регулирования Российской Федерации: монография. СПб.: Инфода, 2008.
    8. Новиков А.Б., Новикова В. Идеология менеджмента качества в концепции административной реформы: административно-правовой аспект. Saarbruecken: OmniScriptum GmbH & Co. KG, 2014.
    9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН; Российский фонд культуры. М.: АЗЪ, 1995.
    10. Правовой мониторинг: научно-практическое пособие. М.: ИД «Юриспруденция», 2009.
    11. Публичные услуги и право: науч.практ. пособие / под ред. Ю.А. Тихомирова. М.: Норма, 2007.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2