ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Налоговое стимулирование технологического развития нефтедобывающих отраслей России, Бразилии, Индии и Китая в условиях геополитической нестабильности

TAX INCENTIVE OF TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF OIL INDUSTRY OF RUSSIA, BRAZIL, INDIA AND CHINA UNDER GEOPOLITICAL INSTABILITY



А.С. Ушакова
Anna Ushakova
anna.tasheva@mail.ru
аспирант кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного экономического университета
candidate for PhD at the Department of World Economy and International Economic Relations of St. Petersburg University of Economics
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • нефтедобывающая промышленность
  • налоговые стимулы
  • технологическое развитие
  • страны БРИК
  • Keywords:

  • oil industry
  • tax incentives
  • technological development
  • BRIC countries
  • Актуальность исследования заключается в необходимости модернизации российской нефтедобывающей отрасли. Налоговая система государственного регулирования оказывает значительное влияние на инвестиционную деятельность нефтегазовых компаний. Создание эффективного комплекса мер по налоговому стимулированию технологического развития нефтедобывающей отрасли способствует совершенствованию производственных процессов, а также внедрению новейших технологических решений в области разведки и добычи нефти.
    В статье проведены анализ и сравнение государственных мер налогового стимулирования технологического развития в нефтедобывающих отраслях Бразилии, России, Индии и Китая (БРИК).
    Результаты исследования направлены на усовершенствование государственной системы налоговых стимулов с целью развития российской нефтедобывающей промышленности. Автором изучен зарубежный опыт налогового регулирования разведки и добычи нефти и выделены лучшие международные практики применения налоговых стимулов.

    The need to modernize Russian oil industry determines the relevance of the research. The tax system of state regulation has considerable impact on investment activity of oil and gas companies. Creating an effective complex of measures connected with providing tax incentives for technological development of oil industry contributes to the improvement of production processes as well as to implementing the newest technological solutions in exploration and extraction of oil.
    We analyze and compare state measures concerning tax incentives to encourage technological development in the oil industries of Brazil, Russia, India and China (BRIC).
    The research results are targeted at improving the state system of tax incentives to develop Russian oil industry. International experience of tax regulation of oil exploration and extraction is studied and the best practices of applying tax incentives are distinguished.

    Обзор статьи

    В современных условиях геополитической нестабильности российское правительство переходит к стратегии импортозамещения, направленной на интенсивное технологическое развитие национального производства, в том числе и нефтедобывающей отрасли. Реализация этой стратегии возможна в случае улучшения системы налоговых стимулов, в частности с помощью заимствования методов и инструментов государственного регулирования, применяемых в других развивающихся странах (в статье рассмотрены страны БРИК).
    Для роста конкурентоспособности отрасли, а также создания аналогов иностранных технологий в странах БРИК применяют разнообразные инструменты государственного регулирования, среди которых освобождение от налогов, налоговые льготы для определенных видов месторождений, вычет расходов на научно-исследовательские и опытно-конструк-торские разработки (НИОКР) из налогооблагаемой прибыли, ускоренная амортизация нового оборудования, политика применения местных комплектующих изделий и материалов и др.
    Для начала проанализируем налоговые стимулы, применяемые в каждой из стран БРИК, затем проведем их сравнение.
    Бразильское правительство уделяет большое внимание технологическому развитию нефтедобывающей отрасли. Важнейшей причиной этого является специфика ресурсной базы Бразилии, большая часть нефтяных запасов которой располагается на глубоководном шельфе.
    В рамках государственной стратегии по развитию нефтегазовой отрасли правительством Бразилии создан фонд стимулирования исследований и разработок. Операторы нефтегазодобывающих проектов обязаны уплачивать один процент от валового дохода для пополнения этого фонда. Не менее 50% от объемов полученных средств используют для финансирования университетов или научно-исследовательских институтов, перечень которых утверждается Национальным агентством по нефти, природному газу и биотопливу, и до 50% может быть использовано в подразделениях НИОКР концессионеров или поставщиков [7].
    Помимо этого с 1999 года в Бразилии существует специальный таможенный режим для нефтегазовой промышленности (REPETRO), который применяется при импорте активов, необходимых для геологоразведочных работ, а также для добычи нефти и газа, а с 2010 года – специальный налоговый режим при реализации нефтегазовых инфраструктурных проектов в определенных регионах (REPENEC). Согласно режиму REPETRO импортируемое оборудование, среди которого могут быть платформы, вспомогательные суда и др., освобождается от налога на импорт, акцизов и социальных взносов [6].
    Аналитиками компании Pricewaterhouse Coopers подсчитана выгода от введенного режима: так, налоговая нагрузка при ввозе оборудования без использования режима REPETRO составляет 62,36% от таможенной стоимости, с использованием режима – 18,03% [5].
    Кроме того, для развития национальной сети поставок с 1999 года в Бразилии действует Политика применения местных комплектующих изделий и материалов в отношении нефтегазовых концессионных соглашений, устанавливающая использование компаниями в среднем 65% оборудования и услуг отечественных поставщиков для разработки месторождений [13].
    В результате введенных налоговых стимулов, а также прямого государственного финансирования бразильские нефтегазовые компании достигли высокого технологического уровня в области оффшорной разведки и добычи ресурсов.
    В Китае, так же как и в Бразилии, правительство стимулирует развитие оффшорной добычи нефти и газа, в частности предоставлены льготы по ресурсному налогу при добыче нефти на глубоководных месторождениях [8]. Помимо этого китайское правительство поощряет развитие нетрадиционных трудноизвлекаемых запасов нефти, введены льготы по ресурсному налогу в случае добычи тяжелой нефти (освобождение от уплаты налога в размере 40%), при слабом уровне нефтеотдачи пластов (20%), в случае использования третичных методов извлечения нефти (30%).
    В октябре 2013 года китайским правительством утверждена Политика развития месторождений сланцевого газа, в рамках которой сланцевые проекты могут быть освобождены от уплаты специального компенсационного сбора, а также роялти [8].
    Кроме того, с 1996 по 2009 гг. в Китае, так же как и в Бразилии, действовала Политика применения местных комплектующих изделий и материалов (70% внутреннего содержания), способствовавшая интенсивному развитию национальной нефтедобывающей отрасли [11].
    В нефтегазовой отрасли Индии, так же как и в других странах, существует ряд налоговых льгот, направленных на ее технологическое развитие. Для нефтедобывающих компаний действуют налоговые каникулы на подоходный налог в течение семи лет с момента начала коммерческой добычи [9]. Но в 2011 году Законом о финансах были введены ограничения по использованию налоговых каникул в связи с недостаточными поступлениями нефтяных доходов: они стали не доступны для месторождений, полученных после 31 марта 2011 года. Введение поправки по налоговым каникулам привело к увеличению затрат на добычу нефти и, как следствие, к снижению спроса на индийские нефтедобывающие активы.
    Для стимулирования инвестиций в модернизацию нефтедобывающей отрасли российское правительство, в свою очередь, применяет льготы по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а также по налогу на добавленную стоимость (НДС) и экспортной пошлине для отдельных районов и отдельных проектов. В частности, установлена нулевая ставка НДПИ при добыче нефти на месторождениях, расположенных в Черном и Охотском морях, на участках недр Ямало-Ненецкого автономного округа севернее 65 градуса северной широты [2]. Также введено льготное налогообложение при добыче на континентальном шельфе и добыче трудноизвлекаемых углеводородных полезных ископаемых [4].
    В настоящее время правительством рассматривается вопрос введения для сложных месторождений налога на финансовый результат (НФР), учитывающий расходы нефтедобывающих компаний, вместо НДПИ, привязанного к объемам добычи нефти [3]. Новый налог даст возможность компаниям больше инвестировать в геологоразведку и НИОКР.
    Кроме того, согласно ст. 7 ФЗ РФ «О соглашениях о разделе продукции» не менее 70% приобретаемых инвестором технологического оборудования, технических средств и материалов должно быть российского происхождения [1], но прописанные в Законе исключения позволили иностранным инвесторам в реальности не соблюдать это требование.
    Сравнивая налоговые стимулы, применяемые в России, Бразилии, Китае и Индии для развития технологий в нефтедобывающих отраслях (см. таблицу), следует отметить, что наиболее комплексная политика стимулирования технологического развития отрасли разработана в Бразилии, там действуют не только льготы по налогам, но и дополнительное налогообложение, направленное на рост расходов на НИОКР.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон РФ от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (принят ГД РФ 6 декабря 1995 г., одобрен Советом Федерации РФ 19 декабря 1995 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
    2. Вестник законодательства: нефтегазовая отрасль // KPMG. 2011. № 2. URL: http://www.kpmg.com/ru/ru/issuesandinsights/articlespublications/tax-publications/ legislation-overview-oil-gas/pages/default. aspx (дата обращения: 18.02.2015).
    3. В нефтяной отрасли готовится очередная нефтяная реформа // Ежедневная деловая газета «Ведомости». URL: http://www.vedomosti.ru/finance/news/39007811/eksperimentalnye-dohody-byudzheta (дата обращения: 18.02.2015).
    4. Стимулирование разработки трудноизвлекаемых запасов нефти и другие изменения в налогообложении нефтедобычи // PwC. Налоговый обзор. Россия. 2013. Вып. № 30 (348). URL: http:// www.pwc.ru/en_RU/ru/tax-consulting-services/legislation/assets/tax-flash-report-issue-30-348-ru.pdf (дата обращения: 18.02.2015).
    5. Brazil macroeconomic and tax overview // PwC. 2010. URL: http://www. bergen-chamber.no/publish_files/011210_ Cuhna.pdf (дата обращения: 18.02.2015).
    6. Brazilian Tax Incentives// WFARIA. 2010. URL: http://www.ttn-taxation.net/pdfs/ Speeches_Latin_America_2010/Wilson_de_Faria.pdf (дата обращения: 18.02.2015).
    7. Doing Business in Brazil Oil & Gas // Scottish Enterprize. 2012. URL: http://www. sdi.co.uk/~/media/SDI/Files/documents/ energy/Reports/doing-business-in-brazil-subsea-focus.pdf (дата обращения: 18.02.2015).
    8. Global oil and gas tax guide // Ernest Young. 2014. URL: http://www.ey.com/ Publication/vwLUAssets/EY-Global-oil-and-gas-tax-guide-2014/$FILE/EY-Global-oil-and-gas-tax-guide-2014.pdf (дата обращения: 18.02.2015).
    9. Income-tax Act of India. 1961. URL: http://www.incometaxindia.gov.in/Pages/acts/income-tax-act.aspx (дата обращения: 18.02.2015).
    10. Mineral Resources Law of the People's Republic of China adopted on March 19, 1986, amended on August 29, 1996. URL: http://www.china.org.cn/environment/ 2007-08/20/content_1034342.htm# (дата обращения: 18.02.2015).
    11. Rabiu Ado. Local Content Policy // International Journal of Business and Management Studies. 2013. URL: http://www. localcontentsolutions.com/pdf/Rabiu_Ado. pdf (дата обращения: 18.02.2015).
    12. R&D tax incentives// OECD. 2013. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/ (дата обращения: 18.02.2015).
    13. The Brazilian Oil and Gas Industry// PwC. 2013. URL: http://www.pwc.com.br/ pt_BR/br/publicacoes/setores-atividade/ assets/oil-gas/oeg-tsp-13.pdf (дата обращения: 18.02.2015).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2