ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Геополитика как доминирующий фактор в определении стратегий экономической устойчивости в западноевропейских странах в начале XXI века

GEOPOLITICS AS DOMINATING FACTOR IN DETERMINING STRATEGIES OF ECONOMIC SUSTAINABILITY IN WESTERN EUROPE IN THE BEGINNING OF XXI CENTURY



А.А. Воронов
Alexander Voronov
mignon1977@gmail.com
доцент кафедры финансов и статистики ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)», кандидат экономических наук
senior lecturer at the Department of Finance and Statistics of St. Petersburg State Technological Institute (Technical University), PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • географическое пространство
  • систематизация
  • глобализация
  • геополитический анализ
  • экономическая стабильность и устойчивость
  • междисциплинарность
  • метизация
  • ресурсы
  • Keywords:

  • geographic space
  • geopolitical analysis
  • systematization
  • globalization
  • interdisciplinary character
  • crossbreeding
  • resources
  • economic stability and sustainability
  • В современном полицентрическом мире экономические системы всех уровней, включая международную экономику, макроуровень, мезоуровень и микроуровень, не могут функционировать и развиваться, находясь при этом в состоянии устойчивости. Контекстуальное поле проблем современной геополитической нестабильности и неустойчивости влияет на устоявшиеся социально-экономические схемы Западного мира. Поэтому в статье предпринята попытка феноменологически осмыслить междисциплинарность теоретического подхода к проблемам изменения статуса и роли национальных экономических систем в государствах Западной Европы. При этом охарактеризованы и уточнены экономически интерпретированные детерминанты, оказывающие воздействие на динамику и устойчивость в масштабах национальных экономических систем в промышленно развитых странах Запада.

    In the modern polycentric world economic systems of all levels including international economy, macro level, meso level, micro level can not function and develop when being unstable. Contextual area of problems of modern geopolitical instability and unsteadiness affects the established social and economic schemes of the Western world. That is why we make an attempt to phenomenologically consider the interdisciplinary character of theoretical approach to the problem of changing the status and the role of national economic systems in the countries of Western Europe. We characterize and specify economically interpreted determinants influencing the dynamics and sustainability on a national scale in industrialized Western countries.

    Обзор статьи

    Геополитика является частью гуманитарных наук. Она сформировалась на стыке географии, международного права и международной (мировой) экономики, причем смыслообразующими элементами объединения этих разных научных направлений служили социологические и политологические факторы, влияющие на взаимоотношения между государствами посредством гибридизации и скрещивания культур (метизации) на основные экономические интересы, а в области политической географии затрагивался вопрос о фиксации границ между государствами и о миграции населения. Такое формирование большого количества междисциплинарных связей повлекло за собой обмен между науками, причем в поле рассмотрения геополитических категорий попали история, экономическая география и политология. Характерной особенностью геополитической науки является тот факт, что ее предметно-объектная связь не выводится при помощи логической смысловой суммы предметно-объектных связей каждой из упомянутых наук в отдельности [2; 4].
    Предполагается, что геополитику не следует путать с геополитической геостратегией, которая стремится применять в своих исследованиях сведения геополитических достижений. В современной геополитике, в отличие от геостратегических воззрений, в круг которых обычно включают проблематику сравнительной политологии, используются дипломатические, военные, экономические, социальные и культурологические доминанты, связанные с территориями и населением, живущим на этих территориях. Экономические стратегии крупных организаций, компаний, ассоциаций отражаются в зеркале географических и социальных факторов, изучаемых геополитикой. Поэтому интерес к разработке методологических оснований в современной геополитике предшествует изучению доминирующих факторов не только социально-экономи-ческого развития стран мира, но и факторов устойчивости национальных экономических систем. Это связано с тем, что экономическая динамика на уровне национальных концентров испытывает в современных условиях негативное влияние факторов всевозрастающей геополитической нестабильности. Главным образом, это касается государств Западного мира, к настоящему времени развитых в промышленном и, в целом, экономическом отношениях. Помимо этого, государства Западного мира – Западной Европы и Северной Америки – к настоящему времени являются носителями подлинно развитых культурологических институтов и систем современной демократии, генезис которых прослеживается еще со времен Античной Греции.
    В то же время, ценностям, сформированным, к примеру, в государствах Западной Европы на протяжении огромного периода развития человеческой цивилизации, начиная с середины XX века и до настоящего времени, стали противостоять глобализационные процессы, предпосылки и основные трактовки которых имеют своим основанием демографический и экологический императивы [7. С. 119–120]. Парадокс заключается в том, что на фоне технологических и экономических прорывов в странах Западной Европы, интеграции экономически развитых стран в процессы формирования единого мирового информационно-телекоммуникацион-ного пространства, происходят неконтролируемые демографические всплески в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Поэтому в общем итоге темпы роста численности населения земного шара, роль миграций в изменениях демографического облика современного мира, возникающие вследствие этого социальные, экономические и политические противоречия ведут к неконтролируемым и негативным последствиям глобализации мировой экономики, изменению векторов этой глобализации, которые становятся хаотическими и привносят высокий уровень энтропии в состояние открытой системы современного мира. Такого рода глобализация, метизация и экологически негативные последствия загрязнения окружающей среды формируют предпосылки кризиса всего евроцентристского мира и определяют проблему выживаемости, с экономической точки зрения, европейских государств и обусловливают завершение эпохи двухполюсного миропорядка [8. С. 19–20].
    Возвращаясь к методологическим основам геополитики, отметим роль экономической географии в их структуре. География условно делится на три раздела: физическая география, социальная география и экономико-политическая география. Географические исследования Земли и различных природных и человеческих феноменов имеют в своем генезисе историю и все многообразие сложных геологических и тектонических процессов, происходящих с момента образования планеты.
    Однако уже на первых этапах развития политической науки выделяются вопросы социально-экономического характера: проблемы производства, перераспределения, обмена и потребления материальных благ и нематериальных услуг. На заре цивилизации именно географические особенности в совокупности с климатическими условиями формировали своего рода «внутреннюю программу» будущего экономического положения территорий, а также определяли и акторов политической жизни. Спустя несколько тысячелетий мы видим, что глобализация и оцифровка качественных характеристик современной экономической динамики не исказила важность географического фактора. Глобализация и информатизация дают только новое измерение хорошо известным природно-географическим детерминантам. Экономическая география во многих своих областях теперь должна быть заинтересована в том, что происходит во всем мире: она концентрирует в себе всё происходящее в мире в геополитическом ракурсе.
    Геополитика посредством экономической географии отвечает на ряд противоречивых и до конца не изученных вопросов, как бы завершая юридический, психологический или чисто политический анализ. Эта междисциплинарная наука освещает основные политические события реально, на международном уровне, так же как на национальном или местном. Здесь ставятся актуальные и сложные вопросы для современного противоречивого мира: причины конфликтов, способы легитимной работы в условиях конкуренции, факторы образования альянсов и т.д. В современной геополитике делаются попытки дать хотя бы приблизительные ответы на такие вопросы, как природа тенденций европеизации или последовательность кризисов, верная направленность суждений об актуальности главных политических программ, виды предполагаемых реформ и многие другие. Геополитика заставляет как бы проецировать современный мир в будущее, где может доминировать очень большое количество геостратегий.
    Очевидно, что если мы принимаем некоторую точку зрения политика, которую государство никогда не приняло бы во внимание, то только тогда тип социального суперорганизма может реализоваться с точки зрения актора геополитики. Совершенно очевидно, что национальное государство в его различных формах остается ключевым геополитическим агентом независимо от того, имеет ли оно собственную систему права, суверенную власть, способность применять вооруженную силу, право взимать налоги, принимать обязательные для исполнения законы и т.д. Эта власть осуществляется в четко определенных пределах юридических и физических границ. С этой точки зрения, например, государства Западной Европы и развивающиеся страны так или иначе являются полноправными акторами геополитики.
    Актуальным концентром современной геополитики, интерпретированным в контексте национальных экономических систем Западной Европы, является так называемая проблема восточной модели демократии, которая раскрывается через сущностные характеристики социокультурной системы Востока, а точнее, посредством соотношения активного и пассивного начал в социокультурных восточных системах. Этот восточный концентр социокультурных реалий диктует свою, восточную, парадигму экономической жизни социума, который внутренне противоречит (и противоречил всегда) нормам и реалиям, интерпретированным в экономической деятельности стран Западного мира и Западной Европы, в частности. Эти противоречия носят исторически сложившийся на почве религиозных доктрин (и не только) парадигматический акцент, что делает неизбежным изменение в соотношении принципов самоорганизации и организации международно-политических систем, имеющих тенденцию к установлению анархических форм миропорядка.
    Восточная и Южная Азия, исламский мир и Япония в свете вышеперечисленного создают не только противовес западноевропейской цивилизации, экономический уровень бытия которой значительно выше, но и активно пытаются формировать контуры нового полицентрического миропорядка, прибегая при этом к силовым методам, в том числе к международному терроризму [5; 6].
    В этой связи странам Западной Европы, большинство из которых входит в Европейский Союз (ЕС), предстоит большая работа по нивелированию негативных последствий деятельности сепаратистских и реакционно настроенных государств – противников западноевропейской демократии. Надо предполагать, что эта деятельность, согласно принципам западной демократии, должна согласовываться с нормами международного права. Союзы государств, как правило, устанавливаются на довольно гибкой правовой базе, учитывая прочность национальных государств, особенно когда политические государственные границы более или менее защищены национальными традициями. Сегодня, однако, они становятся геополитическими игроками с нарастающим влиянием. С помощью таких международных организаций, как Организация Объединенных Наций (ООН), созданная специально для облегчения напряженности между государствами, можно договориться о правовом консенсусе, необходимом для выживания в глобализованном мире.

    Список использованной литературы

    1. Воронов А.А. Региональное и территориальное развитие как основа целостного экономического усиления роли сельских территорий в развитых странах Запада // Проблемы современной экономики. 2014. № 4(52). С. 204–209.
    2. Amilhat-Szary A.-L., Fourny M.-C. Après les frontières, avec la frontière. Nouvelles dynamiques transfrontalières en Europe. Paris: Editions de l'Aube, 2006. 307 p.
    3. Aydalot P. Économie régionale et urbaine. Paris: Économica, 1985. 278 p.
    4. Dubois C., Michel M., Soumille P. Frontières plurielles, frontières conflictuelles en Afrique subsaharienne. Paris: L'Harmattan, 2000.
    5. Foucher M. Fronts et frontières. Un tour du monde géopolitique. Paris: Fayard, 2007. 237 p.
    6. Kuntz J. Adieu à Terminus. Réflexions sur les frontières d'un monde globalisé. Paris: Hachette Littératures, 2004. 283 p.
    7. Lipietz A., Altusser L., Balibar Е. Capitale le coin. Paris: La lecture le Capital Petite Collection Maspero, 1998.
    8. Lipietz A. Capitale le coin. Paris: Maspero, 1991.
    9. Mollard A., Pecqueur B. Le développement régional: enjeux de recherche et d'acteurs // Territoires et enjeux du développement régional. Versailles: Éditions Quae, 2007. P. 15–35.
    10. Perroux F. L'économie du XXe siècle. Paris: Presses universitaires de France, 1969. 224 p.
    11. Picouet P., Renard J.-P. Les frontières mondiales, origines et dynamiques. Paris: Le Temps, 2007. 159 p.
    12. Renard J.-P. La frontière: limite géopolitique majeure mais aussi aire de transition // Collectif, Limites et discontinuités en géographie. Paris: Sedes, 2002. P. 40–66.
    13. Velasco-Graciet H., Bouquet C. Regards géopolitiques sur les frontières. Paris: L'Harmattan, 2007. 290 p.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2