ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Международные интеграционные проекты в сфере профессионального образования для сектора финансовых услуг – проект triple e

INTERNATIONAL INTEGRATION PROJECTS IN VOCATIONAL EDUCATION SPHERE FOR FINANCIAL SERVICES SECTOR – TRIPLE E PROJECT



С.А. Банников
М.В. Сигова
А.А. Игнатова
Sergey Bannikov
Maria Sigova
Antonina Ignatova
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
начальник управления надзора и контроля Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (РОСОБРНАДЗОР), кандидат экономических наук, доцент
ректор АНО ВПО «Международный банковский институт», доктор экономических наук, доцент
специалист по системе менеджмента качества АНО ВПО «Международный банковский институт»
head of the department of supervision of Federal Education and Science Supervision Agency, PhD in Economics, associate professor
rector of International Banking Institute, Doctor of Economics, associate professor
specialist in quality management system at International Banking Institute, associate professor
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg
Saint-Petersburg
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • стандарты профессионального обучения
  • обеспечение качества образования;
  • рамки квалификаций
  • EBTN
  • EQF
  • EQAVET
  • Keywords:

  • standards of professional education
  • qualification frames
  • ensuring quality of education
  • EBTN
  • EQF
  • EQAVET
  • В статье представлен обзор проекта Triple E, реализуемого Европейской ассоциацией банковского и финансового обучения по установлению стандарта профессионального образования для сектора финансовых услуг, в основе которого лежат три инструмента – система уровней образования и оценки его результатов (EQF), система переноса и накопления зачётных единиц (ECVET) и система по обеспечению качества профессионального образования (EQAVET). Все три системы являются краеугольными камнями современной политики в области профессионального образования и системы квалификаций Европейского Союза, задача которой – усиление интеграционных процессов на Европейском пространстве.
    Актуальность исследования обосновывается тем, что в современных условиях требуется повышенный контроль качества образования, образовательных услуг, профессиональных квалификаций, что в конечном итоге приведет к росту экономики и повышению социальной стабильности.
    В ходе исследования использовались такие методы, как сравнительный анализ, классификация и системный подход. Авторами на основе подробного анализа Стандарта Triple E делается вывод о необходимости апробации его на конкретных программах и квалификациях, реализации данных принципов на практике, анализа требований заинтересованных лиц, проектировки программы исходя из предлагаемых стандартом принципов, изучения ответов обучающихся и работодателей.

    We offer a review of the Triple E project carried out by European Association of Banking and Finance Training targeted at setting a standard of vocational education for financial services sector based on three tools such as the system of levels of education and its assessment (EQF), the system of credits transfer and accumulation (ECVET) and the system of ensuring the quality of vocational education (EQAVET). All three systems make up the basis for the modern policy in the sphere of vocational education and the system of qualifications of the European Union targeted at strengthening integration processes in Europe.
    The relevance of the research is based on the fact that under modern conditions there is a need in more intensive control of the quality of education, educational services, professional qualifications, which will finally result in economic growth and increasing social stability.
    During the research such methods as comparative analysis, classification and system analysis are applied. On the basis of detailed analysis of Triple E Standard we make a conclusion that there is a need to approve it using certain programs and qualifications, implement the principles in question in practice, analyze the requirements of the interested parties, develop programs in accordance with the principles described in the standard, study the reviews of trainees and employers.

    Обзор статьи

    Ключевой идеей современной экономики, согласно и международным, и российским стратегиям развития, является устойчивый рост экономики, основанной на знаниях. Исходными элементами такой экономики являются научные теории и лучшие практики. Устойчивый рост экономики, основанной на знаниях, может быть обеспечен только за счёт высокого уровня качества образования. Современная экономика носит интегративный характер, поэтому актуален вопрос о создании международных профессиональных образовательных стандартов.
    В ходе осуществления процесса евроинтеграции проводится большое количество различных проектов, в том числе в области профессионального образования. Triple E является проектом по созданию стандартов профессионального образования для сектора финансовых услуг. Проект осуществляется Европейской ассоциацией банковского и финансового обучения (European Banking & Financial Services Training Association – EBTN) [17] в период с 1 октября 2013 г. по 30 сентября 2015 г. при поддержке Европейской комиссии и Программы «Леонардо да Винчи», осуществляемой ЕС.
    Европейская ассоциация банковского и финансового обучения (первоначально Европейская сеть банковского обучения) объединяет 26 действительных членов – как образовательных организаций в сфере финансового и банковского обучения, так и ассоциаций работодателей сектора финансовых услуг Евросоюза и Российской Федерации. В настоящее время действительными членами EBTN являются две российские организации – Институт банковского дела Ассоциации российских банков и Международный банковский институт, при этом EBTN является одним из соучредителей последнего с 1991 г. Кроме того, EBTN включает в себя 17 ассоциированных членов, обеспечивающих подготовку специалистов банковского и финансового сектора по всему миру. EBTN зарегистрирована и располагается в г. Брюссель (Бельгия).
    Главной целью ассоциации является разработка профессиональных образовательных стандартов для сектора финансовых и банковских услуг, в том числе повышение профессиональной культуры как в Евросоюзе, так и за его пределами. Для достижения указанной цели EBTN реализует специальные проекты. Большинство из них направлено на распространение и внедрение общеевропейских образовательных проектов, при этом EBTN дорабатывает и переосмысливает последние с учётом специфики и нужд финансового и банковского образования и обучения.
    Одним из таких проектов является Triple E [20]. В его основу легли три системных инструмента обеспечения политики Евросоюза по созданию условий для обучения в течение всей жизни (lifelong learning), а именно EQF, ECVET, EQAVET. Рассмотрим подробнее каждый из указанных инструментов.
    Первым системным инструментом, на который опирается проект Triple E, является Европейская рамка квалификаций (возможный перевод – Европейская система квалификаций) (The European Qualifications Framework (EQF) [18]. EQF разрабатывается в ходе осуществления Болонского процесса – процесса интеграции образовательных систем стран Евросоюза и европейской экономической зоны. Рамка квалификаций необходима для того, чтобы было возможно соотносить квалификации, присуждаемые в различных государствах, для осуществления международных образовательных программ, а также включения в систему присуждения квалификаций элементов неформального обучения (non-formal learning) и неофициального обучения (возможный перевод – информальное обучение или спонтанное обучение) (informal learning).
    Европейская рамка квалификаций описывает содержание образования в терминах результатов обучения: знаний, умений и компетенций (learning outcomes: knowledge, skills and competences) и устанавливает иерархию уровней образования (всего восемь уровней). По замыслу разработчиков, EQF позволит любой национальной системе квалификаций эффективно войти в общеевропейскую систему профессионального образования и рынка труда. EQF утверждена Европейским Парламентом 23 апреля 2013 г. и, по идее, каждая вновь создаваемая квалификация с 2012 г. [13] должна быть соотнесена с определенным уровнем EQF. В настоящее время далеко не все европейские страны придерживаются указанной позиции, что бывает вызвано слабой системной политикой, информационной базой, отсутствием должного внимания и финансирования со стороны правительств. Кроме того, некоторые государства привержены собственным системам образования, в течение многих лет подтверждающим свою эффективность, и поэтому они не спешат слишком быстро отказываться от них, вводя не до конца понятные на сегодняшний день уровни EQF. В то же время некоторые государства проводят довольно сильную политику в данном направлении, в частности Франция, Мальта, Ирландия и Великобритания. В двух последних странах разработан реестр квалификаций (The Register of Regulated Qualifications) [19], который реализует замысел EQF.
    Дополнительно стоит отметить, что EQF является развитием идеи трёх циклов системы высшего образования (бакалавриат, магистратура, докторантура), сформулированной в Дублинских дескрипторах [7] и разработанных в процессе реализации Болонского процесса рамках квалификаций для высшего образования в Евросоюзе (Qualifications Frameworks in the European Higher Education Area – QF EHEA). На международном уровне EQF условно можно соотнести с международной стандартной классификацией образования (International Standard Classification of Education – ISCED), выявленной Институтом статистики ЮНЕСКО в 1997 г. (последняя редакция классификации осуществлена в 2011 г.) [3].
    Европейская рамка квалификаций позволяет всем заинтересованным лицам образовательного процесса (обучающимся, образовательным организациям и работодателям) сравнивать присуждаемые квалификации в разных странах и на разных уровнях образовательной системы за счёт понимания иерархии и уровней образования [4; 5; 11].
    Российская Федерация в последнее десятилетие ведёт активную политику по реформированию образовательной системы в направлении международной и европейской интеграции. В настоящее время завершается переход на трёхуровневую систему высшего образования (бакалавриат, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации). Что касается российского профессионального образования, то работа здесь ведётся на двух уровнях. С одной стороны, на уровне профессиональных сообществ. В частности, Российский союз промышленников и предпринимателей создаёт Автономную некоммерческую организацию «Национальное агентство развития квалификаций» (НАРК), в задачи которой входит разработка национальной системы квалификаций, профессиональных стандартов и системы оценки и сертификации квалификаций. С другой стороны, на государственном уровне Министерство труда и социальной защиты РФ официально утверждает разработанные профессиональные стандарты и вписывает их в систему квалификаций, справочников и реестров. Однако, на наш взгляд, говорить о том, что образовательные стандарты (утверждаемые Минобранауки РФ) и профессиональные стандарты (утверждаемые Минтруда и социальной защиты РФ) имеют единый знаменатель, пока рано, даже несмотря на то, что реальными разработчиками и тех, и других зачастую выступают образовательные организации или учебно-методические объединения образовательных организаций.

    Список использованной литературы

    1. Аксёнова Н.М., Олейникова О.Н. Концептуальные основы европейской сис-темы зачетных единиц для профессио-нального образования // Казанский педа-гогический журнал. 2014. № 3 (104). С. 33–46.
    2. Аксёнова Н.М., Сартакова Е.В. Ме-ханизмы формирования системы зачетных единиц для профессионального образова-ния // Вестник Тверского государственно-го университета. Серия: Педагогика и психология. 2014. № 3. С. 122–134.
    3. Международная стандартная классификация образования МСКО–2011 // Институт статистики ЮНЕСКО: [сайт]. URL: http://www.uis.unesco.org/Education/ Documents/isced-2011-ru.pdf (дата обращения: 17.02.2015).
    4. Нефёдова О.Г. EQF – глобальная структура квалификаций как универсаль-ный компас в образовательном простран-стве // Аккредитация в образовании. 2006. № 8. С. 62.
    5. Синяговская М.Б. Состояние и перспективы профессионального обуче-ния по рабочим специальностям в странах Евросоюза // Мир науки, культуры, обра-зования. 2013. № 5. С. 53–55.
    6. ABIFORMAZIONE Recommenda-tions for the definition of the Triple E Qualifications. 21.05.2014// EBTN: [сайт]. URL: http://www.ebtn-triple-e.eu (дата обращения: 17.02.2015).
    7. Dublin Descriptors // Trinity College Dublin. The Joint Quality Initiative Meeting, 23.03.2004 г. URL: http://www.tcd.ie/ teaching-learning/academic-development/ assets/pdf/dublin_descriptors.pdf (дата обращения: 17.02.2015).
    8. European Quality Assurance in Vocational Eduction and Training. EQAVET Secretariat – Quality and Qualifications Ireland (QQI) // EQAVET: [сайт]. URL: www.eqavet.eu (дата обращения: 17.02.2015).
    9. Financial Services Sector Triple «E». 2014. Qualifications. Progress Report // EBTN: [сайт]. URL: http://www.ebtn-triple-e.eu (дата обращения: 17.02.2015).
    10. From ENQA-VET to EQAVET // DEQA-VET. German Reference Point for Quality Assuranse in VET: [сайт]. URL: https://www.deqa-vet.de/en/From-ENQA-VET-to-EQAVET-2190.php (дата обраще-ния: 17.02.2015).
    11. Mospan N. National qualifications frameworks: The current state of play // Неперервна професійна освіта: теорія і практика / Київський університет імені Бориса Грінченка. 2014. № 1–2. С. 38–41.
    12. Nationale Agentur Bildung für Europa beim Bundesinstitut für Berufsbildung (NA beim BIBB) // ECVET toolkit: [сайт]. URL: http://www.ecvet-toolkit.eu/ (дата обращения: 17.02.2015).
    13. News: The European Qualifications Framework. 27.11.2009 // CEDEFOP. European Center for the Development of Vocational Training: [сайт]. URL: www. cedefop.europa.eu (дата обращения: 17.02.2015).
    14. Quality Assurance for VET-provider // EQAVET: [сайт]. URL: http://www. eqavet.eu/qc/gns/home.aspx (дата обраще-ния: 17.02.2015).
    15. Quality Assurance for VET-system // EQAVET: [сайт]. URL: http://www.eqavet. eu/qa/gns/home.aspx (дата обращения: 17.02.2015).
    16. The Education, Audiovisual and Culture Executive Agency (EACEA), 2010–2014 г. // ECVET projects: [сайт]. URL: http://www.ecvet-projects.eu/ (дата обраще-ния: 17.02.2015).
    17. The European Banking & Financial Services Training Association // EBTN: [сайт]. URL: http://www.ebtn-association. eu/ (дата обращения: 17.02.2015).
    18. The European Qualifications Framework // European Commission: [сайт]. URL: http://ec.europa.eu/ploteus/search/site? f[0]=im_field_entity_type%3A97 (дата об-ращения: 17.02.2015).
    19. The Register of Regulated Qualifications // The Office of Qualifications and Examinations Regulation (Ofqual): [сайт]. URL: http://register.ofqual.gov.uk/ (дата обращения: 17.02.2015).
    20. The Triple E Project // EBTN: [сайт]. URL: http://www.ebtn-triple-e.eu/ (дата обращения: 17.02.2015).
    21. 3rd Draft Triple E Standart. 30.09.2014. // EBTN: [сайт]. URL: http:// www.ebtn-triple-e.eu (дата обращения: 17.02.2015).
    22. European ECVET Network: [сайт]. URL: http://www.ecvet-team.eu/en.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2