ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Контроллинговые процессы на предприятии

CONTROLLING PROCESSES AT ENTERPRISES



С.А. Брызгалова
К.В. Нестерова
Svetlana Bryzgalova
Ksenia Nesterova
bryzgalova.s@mail.ru
ksunest@inbox.ru
доцент кафедры бухгалтерского учета и статистики АОУ ВПО ЛО «Государственный институт экономики, финансов, права и технологий», кандидат экономических наук
ассистент кафедры экономики и управления предприятиями ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
senior lecturer at the Department of Accounting and Statistics of State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Economics
assistant at the Department of Economics and Enterprise Management of St. Petersburg State University of Economics
г. Гатчина
г. Санкт-Петербург
Gatchina
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • контроллинг
  • система контроллинга
  • концепция управления
  • контроллинговые процессы
  • Keywords:

  • controlling;
  • concept of management
  • controlling system
  • controlling processes
  • Контроллинг представляет собой новую систему управления, для которой необходима постоянная разработка и улучшение применяемых методов. Реализация процессов контроллинга – это сложный ряд взаимосвязанных и последовательных этапов, которые нуждаются в структуризации на предприятии.
    В статье рассматривается необходимость системного подхода к процессам контроллинга, дающего значительные преимущества как для процессов, так и в целом для системы управления предприятием. К этапам контроллинговых процессов относятся определение объекта исследования, выбор направлений воздействия и приоритетных направлений, разработка стандартов, мониторинг и управление триадой бизнеса.

    Controlling is a new management system that requires constant development and improvement of the methods applied. The implementation of controlling processes is a complicated range of interconnected and consecutive stages that should be structured at an enterprise.
    We look at the need to apply a system approach to controlling processes which offers considerable advantages both for processes and the enterprise management system as a whole. The controlling processes include determining the object of the research, selecting the directions for impact, selecting the priorities, developing standards, monitoring and managing the business triad.

    Обзор статьи

    Насыщенность информационных потоков на предприятии возрастает. В таких условиях управляющим становится все тяжелее принимать ответственные решения. Для систематизации процессов и обеспечения эффективности принятия управленческих решений предприятия решаются на внедрение контроллинговых процессов.
    Среди основных сфер деятельности контроллинговых процессов можно выделить финансовую сферу, сферу реального инвестирования, управление рыночной капитализацией, производственную сферу, кадровое обеспечение, инновационную сферу [1].
    В каждой из этих сфер есть свои риски, которые контроллинговые процессы должны выявить и предоставить комплексные рекомендации для управляющих.
    В процессах контроллинга участвуют все ведущие специалисты предприятия, путем разработки информационных технологий или подготовки необходимой информации для отдела контроллинга.
    Те специалисты, которые включены непосредственно в отдел контроллинга, занимаются аналитической деятельностью и разрабатывают идеи планирования роста и развития предприятия, одновременно контролируя исполнение текущих поставленных целей.
    Внедряемые на предприятии контроллинговые процессы должны отвечать принципам системности. Необходимость системного подхода заключается в следующем:
    - построение системы контроллинга – сложный процесс, нуждающийся в четких организационных взаимосвязях и в использовании преимуществ системного подхода;
    - процессу постановки целей уделяется большое значение, что способствует быстрому и успешному их достижению;
    - системный подход комбинирует все имеющиеся научные знания, теории, методы, достижения и способствует более эффективной работе всех подразделений.
    Системе присущи многие свойства, которые будут способствовать деятельности подразделения контроллинга:
    - целостность системы, но возможность рассмотрения компонентов по отдельности;
    - синергетичность, нацеленность компонентов на одно усиливают эффективность;
    - преимущество интересов системы перед компонентами;
    - эмерджентность, возможность несовпадения целей системы и компонентов;
    - мультипликативность эффектов;
    - альтернативные варианты достижения целей;
    - оптимальность централизации управления;
    - совместимость компонентов;
    - постоянное функционирование;
    - целенаправленность;
    - стремление к равновесию, адаптация к внешней среде [2].
    Контроллинговые процессы на предприятии состоят из шести этапов.
    На первом этапе идет определение объекта контроллинга, которое имеет критическое значение для системы, ее целей и задач на предприятии. На этом этапе осуществляется анализ финансовой и экономической деятельности предприятия, рассмотрение эффективности управленческих решений.
    Также в процессе деятельности контроллинговые процессы должны учитывать множество внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы связаны с деятельностью предприятия, его размером, показателем дифференциации производства, профессиональной компетенцией менеджмента компании, осознанием необходимости наличия на предприятии службы контроллинга, общим экономическим состоянием предприятия. А внешние факторы – это уровень конкуренции, политическая, экономическая ситуация в стране, финансовая политика.
    На втором этапе осуществляется выбор основных направлений воздействия контроллинговых процессов на предприятие. Управляющие совместно со специалистами-контроллерами выбирают сферу деятельности: оперативные или стратегические процессы. Авторы предлагают гармонизировать интересы предприятия и рассматривать деятельность как единое целое, в котором оперативная деятельность служит стабильной базой для стратегического планирования, а стратегическое планирование вовремя производит необходимые корректировки стратегий в связи с изменениями в текущей деятельности, которые были вызваны непредсказуемыми факторами внешней или внутренней среды.
    На третьем этапе ранжируются приоритеты контроллинговых процессов для бюджетного планирования. Для ранжирования используется система приоритетов, которая изображается в виде дерева приоритетов. Пример ранжирования приоритетов на предприятии представлен на рисунке.
    На четвертом этапе разрабатываются стандарты контроллинговых процессов. В соответствии с поставленными целями разрабатываются плановые значения показателей финансовой устойчивости, платежеспособности, объема продаж и другие.

    Список использованной литературы

    1. Анискин Ю.П., Павлова А.М. Планирование и контроллинг. 2-е изд. М.: Омега-Л, 2005.
    2. Жирнова Т.В. Системный подход к исследованию мониторинга производственно-экономической деятельности промышленного предприятия // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2011. № 86. С. 29–34.
    3. Мельник Е.С. Особенности внедрения контроллинга на предприятии // Экономика, управление, финансы: материалы II международной научной конференции (г. Пермь, декабрь 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 132–134.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2