ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Состав и классификация факторов развития научно-образовательной подсистемы Санкт-Петербурга

COMPOSITION AND CLASSIFICATION OF FACTORS OF SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL DEVELOPMENT OF SUBSYSTEM OF SAINT-PETERSBURG



И.Н. Томшинская
Е.Р. Антышева
Irina Tomshinskaya
Elena Antisheva
irigin@mail.ru
irigin@mail.ru
зав. кафедрой аудита и налогообложения, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет», кандидат экономических наук, доцент
доцент кафедры аудита и налогообложения, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет», кандидат экономических наук
Head of Auditing and Taxation Department, Saint-Petersburg State University of Trade and Economics, PhD in Economics, Associate Professor
Associate Professor at Auditing and Taxation Department, Saint-Petersburg State University of Trade and Economics, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • факторы развития
  • трансформационная группа факторов
  • инновационный потенциал региона
  • научно-образовательная подсистема
  • трансакционная группа факторов
  • Keywords:

  • factors of development
  • transformational group of factors
  • innovative potential of the region
  • transactional group of factors
  • scientific and educational subsystem
  • В рамках исследования необходимости объективной и всесторонней оценки научно-образовательной подсистемы Санкт-Петербурга проблема определения и систематизации факторов, ее обусловливающих, является актуальной и недостаточно разработанной. Под фактором понимаем условие, причину или параметр, влияющие на характер и интенсивность развития региона.
    В данной статье рассмотрен один классификационный признак факторов развития научно-образовательной подсистемы Санкт-Петербурга – разграничительный признак – эволюционная природа. Все факторы сгруппированы в две группы – трансформационную и трансакционную, проанализировано их влияние на исследуемую функциональную подсистему Санкт-Петербурга. В результате анализа обеих групп факторов определены основные причины, тормозящие развитие научно-образовательной подсистемы Санкт-Петербурга.

    Within the study of the need for an objective and comprehensive assessment of scientific and educational subsystem of Saint-Petersburg, a problem of definition and systematization of factors that affect it, is found to be relevant and underdeveloped. We understand a factor to mean a condition, a cause or a parameter affecting the nature and intensity of the development of the region.
    In this paper we consider one classification sign of development factors of scientific and educational subsystem of Saint-Petersburg. This is a distinguishing sign – an evolutionary nature. All the factors are grouped into two groups – transformational and transactional. Their impact on the functional subsystem of Saint-Petersburg has been analyzed. As a result of both groups analysis, major reasons for hampering Saint-Petersburg scientific and educational subsystem development have been identified.

    Обзор статьи

    Валовый региональный продукт (ВРП) можно представить как функцию, зависящую от шести факторов-аргумен-тов: человеческого фактора, технико-тех-нологического фактора, природно-ресурс-ного фактора, институционального фактора, организационного фактора, информационного фактора.
    Конечным результатом научно-образовательной подсистемы региона выступает ее вклад в приращение инновационного потенциала региона, поэтому необходимо исследовать зависимость инновационного потенциала региона от совокупности факторов.
    Основные принципы в исследовании факторов развития научно-образователь-ной подсистемы региона могут быть представлены следующим алгоритмом:
    - выбор классификационной оценки, наиболее подходящей для исследуемого процесса;
    - анализ влияния выделенных групп факторов на исследуемую функциональную подсистему;
    - вывод о воздействии разных групп факторов на научно-образовательную подсистему.
    Научно-образовательная подсистема, как и другие подсистемы региона, с одной стороны, субординирована, с другой стороны, координирована с другими функциональными подсистемами, которые несут в себе интегральную информацию, выходящую за пределы той информации, которая содержится в каждой отдельной подсистеме, и как система знаний обладают свойством саморегуляции.
    Позиция научно-образовательной подсистемы и координация ее функций с функциями экономической системы региона обусловливают выбор разграничительного признака эволюционной природы указанных факторов. В основу нашего исследования положим классификацию факторов, представляющих разноориентированные векторы взаимодействия субъектов данной подсистемы:
    - трансакционную группу факторов;
    -трансформационную группу факторов.
    Результат функционирования научно-образовательной подсистемы в определенном пространственно-временном континууме может быть представлен как производственная функция:
    Q=F(Tf, Ta) , (1)
    где Q – инновационный потенциал региона;
    Tf – трансформационная группа факторов;
    Ta – трансакционная группа факторов.
    Группа трансформационных факторов развития научно-образовательной подсистемы Санкт-Петербурга включает в себя следующие факторы:
    - фактор человеческого капитала, детерминирующий творческий, креативный потенциал научно-образовательной подсистемы в условиях экономики знаний;
    - технологический фактор, детерминирующий состояние материальной и научно-технической базы, а также определяющий возможности и ограничения модернизации физически изношенных и устаревших технологий;
    - финансовый фактор, определяющий возможности экономического риска и большого срока окупаемости внедрения и разработок;
    - природно-ресурсный фактор, в основе которого лежат возможности ресурсного обеспечения различных направлений развития подсистемы и направлений модернизации основного капитала.
    Особое значение имеют трансакционные факторы, включающие:
    - организационный фактор, детерминирующий адаптивные формы взаимоотношений между отдельными элементами целостной научно-образовательной подсистемы, а также реальным сектором экономики и государством;
    - институциональный фактор, определяющий параметры общей институциональной среды развития научно-образова-тельной подсистемы, преобладающие в ней формы регулятивных институтов;
    - инфраструктурный фактор, определяющий наличие и эффективность использования объектов специальной научно-образовательной инфраструктуры;
    - информационный фактор, определяющий единое информационное пространство, использование информационных систем.
    Таким образом, формулу (1) можно представить как:
    Q=F(А, Т, I, М,Ins, Е, О, Inf), (2)
    где А – фактор человеческого капитала;
    Т – технологический фактор;
    I – финансовый фактор;
    M – природно-ресурсный фактор;
    Ins – институциональный фактор;
    O – организационный фактор;
    Е – инфраструктурный фактор;
    Inf – информационный фактор.

    Список использованной литературы

    1. Эстрик Н.В. Факторы и инструменты развития региональной лизинговой подсистемы Краснодарского края: автореф. дис. … канд. экон. наук. Майкоп, 2009.
    2. Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года. URL: http://spbstrategy2030.ru (дата обращения: 09.09.2014).
    3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростат): [сайт]. URL: http:// petrostat.gks.ru/ (дата обращения: 22.11.2014).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2