|
|
|
elvira-safonova@rambler.ru
|
|
senior lecturer at the Department of Institutional Economics and Pricing of St. Petersburg State University of Commerce and Economics, PhD in Economics, associate professor
senior lecturer at the Department of Technology and Catering Services of St. Petersburg State University of Commerce and Economics, PhD in Economics, associate professor
senior teacher at the Department of Technology and Catering Services of St. Petersburg State University of Commerce and Economics
|
|
|
|
|
Ключевые слова:
индустрия питания
качество
вакуумирование
предприятия сетевого формата
инновационные технологии
безопасность
комплексные пищевые добавки
система «прослеживаемости» продукции
|
Keywords:
catering industry
complex food supplement
chain companies
quality
innovation technology
safety
system of product traceability
vacuum processing
|
В индустрии питания как экономической системе происходят серьезные изменения научно-технического, технологического, трудового потенциала, как на отдельных предприятиях, так и в крупных сетевых структурах, сформировавшихся в последнее время в данном бизнесе, однако эти тенденции, по мнению авторов, не нашли должного отражения в научных исследованиях последних лет. В статье в целях эффективности использования ресурсного потенциала индустрии питания предлагается перестроить модель организации предприятий сетевого формата на основе индустриальных центров производства кулинарной продукции.
Обосновывается система функционального взаимодействия элементов организации сетевого формата, ориентированная на пролонгированную реализацию производимой продукции с учетом применения инновационных технологий типа Cook&Chill, Cook&Freeze, Cook&Hold. Приводятся результаты авторских исследований по повышению качества и пролонгированию сроков реализации кулинарной продукции при использовании комплексных пищевых добавок, по вакуумированию кулинарной продукции, внедрению пооперационной системы «прослеживаемости» выпускаемой продукции.
|
The catering industry being an economic system is undergoing dramatic changes in scientific, technological, labour potential both in individual companies and in chain structures, though we believe that the trends in question have not been researched enough in recent years. To ensure the efficiency of using the resource potential of the catering industry we suggest rebuilding the chain model establishing production centers for culinary products.
We substantiate the system of functional interaction of chain organization elements oriented at prolonged selling of finished product due to applying innovation technologies such as Cook&Chill, Cook&Freeze, Cook&Hold. We offer the results of our own research concerning quality improvement and increasing the shelf-life of culinary products by using complex food supplements, vacuum processing of culinary products and the introduction of the system of product traceability.
|
|
|
Обзор статьи
Развитие российской экономики на инновационной основе ставит серьезные задачи в этом направлении перед каждой отраслью страны, в том числе и перед общественным питанием, которое развивается в индустриальном направлении как серьезная сфера предпринимательской деятельности.
Правомерно в ГОСТе Р 50647-2010 «Услуги общественного питания. Термины и определения» законодатель подчеркивает, что термины «общественное питание» и «индустрия питания» – это идентичные понятия, которые характеризуют самостоятельную отрасль экономики, состоящую из предприятий различных форм собственности и организационно-управ-ленческих структур, организующую питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг [1].
Национальный центр общественного мнения в своих исследованиях констатирует, что почти 50% россиян предпочитают питаться в предприятиях общественного питания. Такая ситуация, по мнению специалистов компании «Бизнес Инсайт», связана с ростом покупательной способности населения и уменьшением времени, выделяемого им на удовлетворение физиологических потребностей в питании [4].
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики № 422 от 27 июля 2012 г. «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за рыночными услугами, административными правонарушениями в сфере экономики и туризма» оборотом общественного питания является выручка от продажи собственной кулинарной продукции и покупных товаров без кулинарной обработки населению для потребления главным образом на месте, а также организациям и индивидуальным предпринимателям для организации питания различных контингентов населения.
Основываясь на оценке DISCOVERY Research Group, можно сделать вывод, что в 2014 году общероссийский оборот общественного питания составил почти 962 млрд. руб., при ежегодном росте рынка в среднем 3,4%. В 2014 году объем рынка общественного питания только в Санкт-Петербурге достиг почти 50 млрд. руб. Общее число заведений общественного питания в Петербурге составляет примерно 6,8 тысяч [6]. Такой активный рост данной сферы деятельности связан как с появлением новых форм реализации кулинарной продукции (кейтеринг, доставка продукции потребителям на дом, индивидуальная упаковка готовой продукции на вынос и потребление ее вне торговых помещений предприятий общественного питания и т.п.), так и с преимущественным ростом количества предприятий сетевого формата.
В целом, основная тенденция рынка общественного питания – это рост количества предприятий сетевого формата различных типов (ресторанов, баров, кафе, заведений fastfood, ресторанов freeflow). В последние годы начали развиваться и более дорогие концептуальные сетевые проекты – «тиражируемые» рестораны среднеценовой категории.
В настоящее время сети занимают около 70% общероссийского рынка, наиболее активно они развиваются в крупных городах России, так в Москве сосредоточен 41% всех сетевых заведений питания [4]. Более 60% вновь открываемых предприятий индустрии питания принадлежат действующим сетевым операторам.
В условиях жесткой конкуренции в этом сегменте рынка поддержание конкурентоспособности становится первостепенной задачей для каждого самостоятельного хозяйствующего субъекта, ведущего свою предпринимательскую деятельность в сфере индустрии питания.
Термин «сеть общественного питания» используется в отечественной экономической практике достаточно давно, однако отсутствует единая законодательно закрепленная трактовка данной дефиниции. Одни авторы считают, что главным является территориальный фактор, а критерием принадлежности организации к сети является «…выполнение функций непосредственного обслуживания потребителей. Подобную функцию выполняют столовые, рестораны, кафе <…> Совокупность этих объектов на определённой территории образует сеть объектов общественного питания» [7]. Данное определение можно отнести ко всем объектам, функционирующим на какой-либо территории без учета различных форматов (типов) и разных собственников предприятий. Другие в основу берут количественный критерий, считая, что объединение трех и более предприятий, принадлежащих одному собственнику, представляют сетевую структуру.
|
Список использованной литературы
1. ГОСТ Р 50647-2010. Услуги общественного питания. Термины и определения // Все ГОСТы: библиотека ГОСТов: [сайт]. URL: vsegost.com/Catalog/50/50770/ shtml (дата обращения: 28.08.2014).
2. ГОСТ Р ИСО 22005-2009. Прослеживаемость в цепочке производства кормов и пищевых продуктов. Общие принципы и основные требования к проектированию и внедрению системы // Все ГОСТы: библиотека ГОСТов: [сайт]. URL: vsegost.com/Catalog/48/48587/shtml (дата обращения: 28.08.2014).
3. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) / Утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880 // TehReg.RU – Технический регламент в Российской Федерации: [сайт]. URL: www.tehreg.ru/TP_TC/TP_TC. htm (дата обращения: 28.08.2014).
4. Анализ рынка общественного питания в Санкт-Петербурге // Merovue: atict club templates. Экономика организаций: [сайт]. URL: http://www.econorganize.ru/ ecorgs-453-1.html (дата обращения: 28.08.2014).
5. Инновационные технологии // Центр управления финансами: [сайт]. URL: http:// www.center-yf.ru/data/stat/Innovacionnye-tehnologii.php (дата обращения: 03.11.2014).
6. Маркетинговые исследования в сфере общественного питания // Маркетинговые исследования рынка «Discovery Research Group»: [сайт]. URL: http://www. drgroup.ru (дата обращения: 20.09.2014).
7. Мелащенко Е.В. Сетевая организация общественного питания – как фактор повышения его конкурентоспособности // Руснаука: [сайт]. URL: http://www.rusnauka. com/16_NPM_2007/Economics/22120.doc.htm (дата обращения: 08.11.2014).
8. Тимошенкова И.А., Евелева В.В. Пролонгирование сроков хранения натуральных рыбных полуфабрикатов высокой степени готовности, упакованных под вакуумом // Приоритеты и научное обеспечение реализации государственной политики здорового питания в России: материалы III Международной научно-практи-ческой интернет-конференции 15 ноября – 15 декабря 2013 г., г. Орел / ФГБОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»: [сайт]. URL: www.gu-unpk.ru/file/chair/.../Sbornik_2013_ g._Konechnyy_variant.pdf (дата обращения: 08.11.2014).
|