ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Концепция углубленной интеграции государственной и корпоративной системы профессионального образования

CONCEPT OF PROFOUND INTEGRATION OF STATE AND CORPORATE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION



Г.И. Лукин
Gennady Lukin
laborator@rambler.ru
научный руководитель лаборатории социально-экономических проблем профессионального образования и занятости населения ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАО
Research Advisor of the Laboratory of Social and Economic Problems of Professional Education and Employment of St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor, corresponding member of the Academy of Education of Russia
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • интеграция
  • углубленная интеграция
  • образовательные программы
  • поглощающая интеграция
  • опережающая подготовка кадров
  • государственная система профессионального образования
  • квалификация
  • корпоративная система профессионального образования
  • прикладная квалификация
  • Keywords:

  • integration
  • profound integration
  • applied qualification
  • absorbing integration
  • educational programs
  • state system of professional education
  • advanced staff training
  • corporate system of professional education
  • qualification
  • В статье осуществляется анализ состояния взаимодействия государственной и корпоративной систем профессионального образования с учетом создания новых образовательных структур, реализующих программы прикладных квалификаций.
    Предлагается новая организационная структура – Национальный координационный центр развития непрерывного профессионального образования. Кроме того, определены формы и содержание различных типов интеграции: простая, углубленная и поглощающая интеграция нерыночного типа.
    Ключевые слова: интеграция; углубленная интеграция; поглощающая интеграция; государственная система профессионального образования; корпоративная система профессионального образования; квалификация; прикладная квалификация; образовательные программы; опережающая подготовка кадров.

    We carry out the analysis of the interaction of the state and corporate systems of professional education taking into consideration new educational structures implementing the programs of applied qualifications.
    We suggest introducing a new organizational structure – the National Coordination Centre for Development of Continuing Professional Education. We also determine the forms and essence of various types of integration: simple, profound and absorbing integration of non-market type.
    Keywords: integration; profound integration; absorbing integration; state system of professional education; corporate system of professional education; qualification; applied qualification; educational programs; advanced staff training.

    Обзор статьи

    Российская академическая и вузовская наука в сфере образования долгие годы была сосредоточена на реформировании государственной системы общего и профессионального образования, в том числе по таким направлениям, как интеграция образования и науки, инновационное развитие образовательных учреждений, создание автономного образовательного учреждения и т.д. В то же время наряду с государственной системой профессионального образования (ГСПО) активно развивалась корпоративная система профессионального образования (КСПО) в различных его организационных формах. Эту тенденцию Минобрнауки РФ «заметило» только в первом десятилетии XXI века, когда бывший глава этого ведомства А. Фурсенко отметил, что «… работодатели все активнее инвестируют в развитие альтернативных учебных заведений – корпоративных университетов, тренинговых компаний, систему внутрифирменной подготовки кадров, стремясь совместить процесс обучения и профессиональной деятельности» [8]. В такой трактовке речь, фактически, идет о конкуренции двух систем, поскольку термин «альтернативное учебное заведение» ассоциируется с термином «конкуренция». Однако в эти же годы предприятия, прежде всего крупные компании, активно сотрудничали с вузовской системой образования по подготовке, переподготовке и повышению квалификации руководителей и специалистов, одновременно развивая корпоративную систему профессионального образования. Примером тому является ОАО «Газпром», которое многие годы сотрудничает с десятками государственных вузов и в то же время имеет свою систему непрерывного фирменного профессионального образования. Поэтому важно разобраться, в каком секторе рынка образовательных услуг имеет место конкуренция, когда и где конкуренцию заменяет взаимодействие и интеграция.
    Так, на российском рынке образовательных услуг в секторе формального профессионального образования, наряду с государственными бюджетными и автономными, появились созданные в начале реформ негосударственные образовательные организации, имеющие, однако, государственную аккредитацию и работающие по единым государственным образовательным стандартам. Конкуренция между государственными и негосударственными образовательными организациями ведется в основном за привлечение выпускников 9–11-х классов, за более высокое качество образовательных услуг и в меньшей степени за трудоустройство выпускников профессиональной школы, поскольку в законодательстве эта функция за ними не закреплена. На региональном уровне имеет место конкуренция за выпускников общеобразовательной школы и между государственными образовательными организациями.
    По нашему мнению, показатель трудоустройства выпускников образовательных организаций, реализующих базовое профессиональное образование, должен быть включен в качестве важного результирующего критерия при государственной или государственно-общественной аккредитации образовательных организаций профессиональной школы, поскольку невостребованность ее выпускников на рынке труда есть не что иное, как непроизводительные затраты образовательных ресурсов: трудовых, материальных и финансовых, в том числе инвестиционных, а для молодых рабочих и специалистов – проблема поиска подходящей работы вне полученной профессии. Официальная статистика показывает, что около 30% выпускников вузов и колледжей трудоустраивается не по своей специальности или находится в поисках работы. В этом плане интерес представляет опыт ряда штатов США по использованию методики финансирования государственных образовательных организаций по конечным результатам их деятельности [10].
    Что касается более ёмкого рыночного сектора профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, то наряду с традиционными отраслевыми институтами и факультетами повышения квалификации в ГСПО, на этом секторе рынка появились активные игроки с новой идеологией и новыми методами обучения, такие как корпоративные университеты, образовательные холдинги, бизнес-школы, технические школы по обучению новой технике и инновационным технологиям работников предприятий-заказчиков этой техники, а также другие организационные формы корпоративного обучения. Эти новые образовательные структуры составляют серьезную конкуренцию традиционным формам дополнительного профессионального образования, имеющим меньшую степень рыночной свободы и свободы выбора слушателями программ повышения квалификации с учетом накопленных знаний и опыта работы.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Министерство образования и науки РФ: [сайт]. URL: минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 03.02.2015).
    2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах реализации государственной политики в области образования и науки». Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
    3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 гг.». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    4. Стратегия развития системы подготовки кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
    5. Беккер Г.С. Человеческий капитал (главы из книги) // США: экономика, политика, идеология. М., 1993. С. 109–119.
    6. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2010.
    7. Голышенкова О.В. Мировые тенденции развития корпоративного образования // Обучение & карьера. 2008. № 23 (66). С. 16–18.
    8. Основные проблемы развития российского образования // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2005. № 1. Январь. С. 10.
    9. Cинергетический эффект в экономике // «GarageBiz»: блог о предпринимательстве. URL: http://www.garagebiz.ru/ view/sinergiya/economnics (дата обращения: 29.01.2015).
    10. Финансирование вузов по результатам их деятельности // Экономика образования. 2003. № 2.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2