Информатизация общества, усиливающаяся в условиях глобализации, оказывает значительное влияние на развитие эколого-экономического пространства региона. Это связано со следующими закономерностями этого процесса [3; 5]:
- во-первых, информационное общество имманентно экологично, так как предполагает рационализацию (на информационной основе) взаимоотношений в рамках системы «общество – природа»;
- во-вторых, в основе информатизации общества лежит единство закономерностей информационных процессов в обществе и природе, выявленное еще в процессе развития кибернетики, которое создает возможность рационализации взаимоотношений человека и природной среды;
- в-третьих, научные знания, используемые для создания качественно новой техники и принципиально новых технологий, основываются на системном подходе, предполагающем компьютерное моделирование процессов, переработку и использование очень больших объемов информации, что позволяет более полно учитывать объемы ресурсов, взаимодействие технологических процессов с природной средой, предусмотреть возможные социальные последствия;
- в-четвертых, информатизация позволяет совершенствовать все виды производств, вводить новые, «щадящие» или безотходные технологии, оптимизировать расходы сырья, потери энергии, эффективно использовать человеческий потенциал, способствовать ускорению развития научных знаний и внедрению их в практику.
В процессе информатизации возникает целый ряд задач при реализации информационного взаимодействия в эколого-экономическом пространстве региона. Это связано, в первую очередь, со спецификой информационного экологического ресурса и такой важной его компонентой, как экологическая информация, характеризующая состояние атмосферного воздуха, воды, почвы, флоры и фауны, земли и отдельных природных участков, околоземного космического пространства и озонового слоя атмосферы; состояние здоровья, безопасности и условий жизни населения; способы воздействия, которые могут негативно повлиять на эти объекты, а также деятельность, направленную на их охрану.
Одна из специфических особенностей экологической информации – это очень высокая степень ее рассеянности по многочисленным и разнообразным организациям (более 20 различных министерств и организаций федерального и регионального уровня управления). В результате, информация, получаемая различными ведомствами, не сопоставима, так как организация ее сбора и анализа выполняется для решения собственных ведомственных задач и функций. Так, например, информация, получаемая Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, значительно отличается от информации, собираемой Госсанэпиднадзором, и т.д.
Решению проблем информационного межведомственного взаимодействия мешает различие в методических подходах к получению, обработке и хранению данных, затрудняющее использование информации различных ведомств даже внутри только системы государственного управления. В связи с этим в 2003 г. был издан Приказ Министерства природных ресурсов «Об основных положениях Концепции создания единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды» [1], во многих регионах России были разработаны и использованы на практике свои методики по созданию такой системы.
Однако анализ существующих методических разработок и их использования на практике показал, что идея создания единой эколого-информационно-аналити-ческой системы (ЕЭИАС) региона на общих методологических и методических принципах не была реализована, так как во многих субъектах РФ принимались свои правовые документы, программы в рамках административной территории, которые содержали разные подходы, не отвечающие поставленным задачам. В результате большинство методических подходов в регионах представляют из себя набор разрозненных независимо развивавшихся автоматизированных систем, недостаточно регламентированных и разнородных, что не позволяет создать единый механизм сбора и обработки данных и формировать механизмы межведомственной координации, обеспечить эффективное движение информационных потоков по вертикали и горизонтали.
Поэтому для реальной интеграции отраслевых информационных ресурсов регионов в экологической сфере необходимо построение ЕЭИАС, которая должна обеспечить решение следующих задач:
- постепенное увеличение степени унификации и интеграции информационных ресурсов: по уровням управления, источникам данных, согласованности представления, унифицированной пространственной привязки;
- обеспечение сбалансированности интересов РФ, ее субъектов, производителей, владельцев и пользователей экологической информацией;
- создание информационной совместимости элементов ЕЭИАС эколого-ин-формационного пространства региона на основе стандартизации и унификации программно-технического и нормативно-правового обеспечения ее создания и функционирования.
При этом важным условием эффективного функционирования такой системы является развитие сектора информационно-коммуникационных технологий в регионах России, которое может быть обеспечено за счет сбалансированности основных сегментов рынка: оборудования, программного обеспечения, информационных технологий-услуг; телекоммуникационного сегмента по уровню проникновения и доступности основных услуг (фиксированная связь, мобильная связь, широкополосный доступ к Интернету).
Успешное формирование и функционирование ЕЭИАС в регионе тесно связано с развитием источников экологической информации по следующим приоритетным направлениям:
- совершенствование организации и проведения экологического мониторинга (на основе внедрения геоинформационных технологий);
- развитие эколого ориентированного статистического учета и отчетности;
- широкое распространение опыта создания экологических паспортов предприятий и регионов;
- развитие нормативно-правовой базы, экологической экспертизы и контроля, аудита;
- формирование государственных кадастров и реестров природных ресурсов и объектов, а также государственных земельных кадастров на территории региона;
- совершенствование разработки ежегодных государственных докладов о состоянии окружающей природной среды в РФ и ее регионах.
Одним из ключевых источников экологической информации является экологический мониторинг, который призван осуществлять постоянную оценку условий среды обитания человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов), а также оценку состояния и функциональной целостности экосистем на основе системы постоянных наблюдений всей совокупности параметров и характеристик окружающей среды независимо от того, какими причинами они вызваны, – естественными или техногенными.