ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Основные тенденции развития видов региональной инфраструктуры в современной экономике

BASIC TENDENCIES IN THE DEVELOPMENT OF REGIONAL INFRASTRUCTURE IN THE MODERN ECONOMY



С.В. Кельбах
Sergey Kelbakh
dept.kgmu@engec.ru
председатель правления Государственной компании «Российские автомобильные дороги», кандидат экономических наук
Chairman of the State Company “Russian Motor Roads”, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • регион
  • Россия
  • региональная экономика
  • интеграция региональных инфраструктур
  • региональная инфраструктура
  • Keywords:

  • regional economics
  • regional infrastructure
  • Russia
  • integration of regional infrastructures
  • В статье исследованы характерные черты и тенденции развития региональной инфраструктуры как институционально, организационно и информационно автономной подсистемы и базы формирования инновационной экономики в регионах, что является актуальным вопросом стратегии экономического развития регионов России.
    Обоснованы критерии выделения видов региональной инфраструктуры: масштаб интеграции в мировое экономическое пространство, тип поселения (городская и сельская инфраструктура), сфера производства, тип товарного рынка и сегмента экономики (при этом выделяется критическая силовая, оборонно-промышленная, энергетическая, рыночная и другие виды инфраструктуры), вид используемого капитала (социальная, организационная, информационная, экологическая инфраструктура).
    В ходе исследования автор использовал такие методы, как сравнительный анализ, классификация, синтез и группировка, а также системный подход к исследованию тенденций развития видов региональной инфраструктуры в современной экономике.

    The article studies typical features and tendencies of the regional infrastructure development as a subsystem being independent in every way including its institutional status, organization and information respects and as the basis for the formation of innovative economics which is considered to be a topical issue of the strategy of regional economic development in Russia.
    The article substantiates criteria of differentiation between types of regional infrastructure: the level of integration into the global economic space, the type of habitation (urban and rural infrastructure), production sphere, type of goods market and economy segment (with such critical as securities, defence-industrial, energy, market and other kinds of infrastructure being defined), the type of capital being in use (social, organizational, information, ecology infrastructure).
    In the course of the study the author has used such methods as comparative analysis, classification, synthesis and grouping as well as the systems approach towards the study of tendencies in the development of regional Infrastructure in modern economics.

    Обзор статьи

    Развитие региональной инфраструктуры как институционально, организационно и информационно обособленной подсистемы экономики направлено на увеличение числа её видов, уровней и сегментов по мере развития общественного разделения труда и превращения общественных производительных сил в основной фактор экономического роста. Одновременно с обособлением региональной инфраструктуры и передачей ей всё большего числа научно-производственных функций хозяйственных единиц усиливается интеграция видов инфраструктуры на кластерном, межрегиональном и глобальном уровне. Сложность региональной инфраструктуры качественно возрастает при переходе от централизованно планируемой к контрактной и от ресурсно-сырьевой к инновационной и постиндустриальной экономике. Всё это делает неправомерным определение инфраструктуры как комплекса производственных и непроизводственных отраслей, обеспечивающих условия воспроизводства (т.е. носящих по отношению к нему вспомогательный, подчинённый характер) и включающего ограниченный, конечный перечень элементов (к нему относится дорожное хозяйство, связь, транспорт, образование и здравоохранение) [1. С. 423].
    Нельзя согласиться и с распространённым определением инфраструктуры лишь как совокупности государственных и негосударственных организаций, обеспечивающих функционирование товарного, финансового, внешнеторгового и кадрового рынка. Как уже отмечалось выше, инфраструктура включает не только предприятия и учреждения, но всю совокупность институтов, устанавливающих правила поведения хозяйственных субъектов, органов власти и граждан.
    Различные виды инфраструктуры вступают друг с другом в горизонтальное и вертикальное (по уровням) взаимодействие, образуя мега-инфраструктуру. К ней в регионах можно отнести не только информационную инфраструктуру, которая определяет развитие и научно-произ-водственного, и торгового, и финансово-банковского, и государственного сегментов, но и создание региональных логистических центров. Стандартизация технологий и централизация обслуживания на базе ВРО (business process outsourcing) даёт фирмам большую экономию. Однако в России они нередко, опасаясь потери контроля за своим не всегда законопослушным бизнесом, передают некоторые функции внешним поставщикам услуг по набору персонала (аутстаффинг) и т.д., но одновременно дублируют все эти операции у себя. Без реального создания мегаинфраструктуры аутсорсинг не даёт результата.
    В итоге классификация видов региональной инфраструктуры может быть только многокритериальной. По критерию «масштаб интеграции» выделяется муниципальная (в рамках населённого пункта или их группы), региональная, межрегиональная, а также действующая на территории региона национальная, международная и глобальная инфраструктура. Региональная и межрегиональная, в т.ч. кластерная инфраструктура является по сути мезоэкономической, т.е. занимает промежуточное между микро- и макроуровнями положение в составе межотраслевых и других интеграционных комплексов. При этом регион как сложная система представляет собой не только совокупность элементов (объектов), но и совокупность свойств этих элементов и взаимосвязей между ними. Целостное понимание социальной сложной региональной системы означает, что её устойчивость определяется характером связей между подсистемами и поведением включённых в них людей. Каждый объект имеет свою внутреннюю структуру, следовательно, внутреннюю и внешнюю по отношению к его внутренним элементам среду.
    В условиях глобализации необходимо развитие макрорегиональной инфраструктуры, позволяющей повысить конкурентоспособность местной экономики. В России, Казахстане и Беларуси создаётся единый рынок с унифицированным законодательством, согласованной социально-экономической политикой, гармоничным использованием технологических и гуманитарных ресурсов. На едином экономическом пространстве обеспечивается свободное движение товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, действуют однотипные механизмы регулирования экономики, согласованная экономическая политика, гармонизация и унификация законодательств сторон.
    Ряд стран с высоким и растущим индексом глобализации (об этом свидетельствует доля в ВВП внешней торговли, кредитных ресурсов, сферы услуг, в т.ч. высокотехнологичных, удельный вес зарубежных инвестиций и иностранной рабочей силы) добились благодаря приоритетному развитию инфраструктуры несомненных успехов. Среди них Индия, Бразилия, Вьетнам.
    Главный положительный результат глобализации – возможность полностью использовать конкурентные преимущества регионально-национальной экономики в международном разделении труда. Использование Интернета позволило сократить трансакционные издержки – затраты на поиск покупателей и поставщиков по всему миру, рекламу, подготовку и заключение контрактов, их юридическое сопровождение, налоги и таможенные пошлины, страхование коммерческих рисков.
    В ходе глобализации в мировой инфраструктуре произошёл системный дисбаланс, который стал одной из причин глобального кризиса [4]. По оценке президента Казахстана Н. Назарбаева, он не имеет аналогов в мировой истории и кардинально меняет мировой порядок, все экономические устои, старые догмы и стереотипы. В основе мировой инфраструктуры лежит капитал как самовоспроизводящееся мировое богатство, а в основе капитала – система мировой валюты, инфраструктура её генерации и обращения. До сих пор она не контролировалась странами-пользователями, а поэтому не была эффективной.
    Неконтролируемая эмиссия доллара и долговых обязательств США, производных ценных бумаг вызвала избыток ликвидности, финансово-долговой пузырь. Объём кредитов рос вдвое быстрее мирового ВВП, а сумма бесконтрольно выпущенных инвестиционными и хеджевыми фондами производных ценных бумаг (деривативов) превысила ВВП в сотни раз. Это обрушило мировую финансовую инфраструктуру. СНГ, ЕврАзЭС и другие региональные интеграционные образования могут и должны создать свои легальные и контролируемые центры эмиссии межгосударственных наднациональных расчётно-валютных единиц, наподобие евро.
    Увеличивается роль международных проектов (Большой андронный коллайдер, Центр компьютерного моделирования в Японии, программа создания термоядерного реактора «Токамак», программа развития персональной медицины на базе генной диагностики – Thousand Dollar Genome и др.). Результаты функционирования этой инфраструктуры открыты для всех участников.
    Перемещение центра мировой экономики в Азию и АТР требует создания инфраструктуры для введения в мировую экономику громадных по территории регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока как моста между ЕС и АТР. До сих пор половина внешнеторгового оборота России приходится на ЕС, в 2011 г. его объем вырос на одну треть. Новая модель развития экономики регионов России требует создания современной инфраструктуры внешнеэкономических связей со странами АТР.

    Список использованной литературы

    1. Большой финансово-экономичес-кий словарь. М.: Экзамен, 2003.
    2. Гордеев А. Системные проблемы и Стратегия развития агропродовольственного комплекса России в среднесрочной перспективе // Труды Международной промышленной академии. Вып. 2. М., 2005. С. 6–18.
    3. Древинг С.Р. Кластер как организационно-экономическая форма межотраслевой народнохозяйственной системы (на материалах рыбопромышленного комплекса Камчатского края): автореф. … канд. экон. наук. СПб., 2010.
    4. Николаев М.В. Организационно-экономические формы межрегиональной интеграции в условиях глобализации. СПб., 2004.
    5. Hayes B. Infrastructures a field guide to the industrial landscape. N.Y., 2005. 536 p.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2