Развитие региональной инфраструктуры как институционально, организационно и информационно обособленной подсистемы экономики направлено на увеличение числа её видов, уровней и сегментов по мере развития общественного разделения труда и превращения общественных производительных сил в основной фактор экономического роста. Одновременно с обособлением региональной инфраструктуры и передачей ей всё большего числа научно-производственных функций хозяйственных единиц усиливается интеграция видов инфраструктуры на кластерном, межрегиональном и глобальном уровне. Сложность региональной инфраструктуры качественно возрастает при переходе от централизованно планируемой к контрактной и от ресурсно-сырьевой к инновационной и постиндустриальной экономике. Всё это делает неправомерным определение инфраструктуры как комплекса производственных и непроизводственных отраслей, обеспечивающих условия воспроизводства (т.е. носящих по отношению к нему вспомогательный, подчинённый характер) и включающего ограниченный, конечный перечень элементов (к нему относится дорожное хозяйство, связь, транспорт, образование и здравоохранение) [1. С. 423].
Нельзя согласиться и с распространённым определением инфраструктуры лишь как совокупности государственных и негосударственных организаций, обеспечивающих функционирование товарного, финансового, внешнеторгового и кадрового рынка. Как уже отмечалось выше, инфраструктура включает не только предприятия и учреждения, но всю совокупность институтов, устанавливающих правила поведения хозяйственных субъектов, органов власти и граждан.
Различные виды инфраструктуры вступают друг с другом в горизонтальное и вертикальное (по уровням) взаимодействие, образуя мега-инфраструктуру. К ней в регионах можно отнести не только информационную инфраструктуру, которая определяет развитие и научно-произ-водственного, и торгового, и финансово-банковского, и государственного сегментов, но и создание региональных логистических центров. Стандартизация технологий и централизация обслуживания на базе ВРО (business process outsourcing) даёт фирмам большую экономию. Однако в России они нередко, опасаясь потери контроля за своим не всегда законопослушным бизнесом, передают некоторые функции внешним поставщикам услуг по набору персонала (аутстаффинг) и т.д., но одновременно дублируют все эти операции у себя. Без реального создания мегаинфраструктуры аутсорсинг не даёт результата.
В итоге классификация видов региональной инфраструктуры может быть только многокритериальной. По критерию «масштаб интеграции» выделяется муниципальная (в рамках населённого пункта или их группы), региональная, межрегиональная, а также действующая на территории региона национальная, международная и глобальная инфраструктура. Региональная и межрегиональная, в т.ч. кластерная инфраструктура является по сути мезоэкономической, т.е. занимает промежуточное между микро- и макроуровнями положение в составе межотраслевых и других интеграционных комплексов. При этом регион как сложная система представляет собой не только совокупность элементов (объектов), но и совокупность свойств этих элементов и взаимосвязей между ними. Целостное понимание социальной сложной региональной системы означает, что её устойчивость определяется характером связей между подсистемами и поведением включённых в них людей. Каждый объект имеет свою внутреннюю структуру, следовательно, внутреннюю и внешнюю по отношению к его внутренним элементам среду.
В условиях глобализации необходимо развитие макрорегиональной инфраструктуры, позволяющей повысить конкурентоспособность местной экономики. В России, Казахстане и Беларуси создаётся единый рынок с унифицированным законодательством, согласованной социально-экономической политикой, гармоничным использованием технологических и гуманитарных ресурсов. На едином экономическом пространстве обеспечивается свободное движение товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, действуют однотипные механизмы регулирования экономики, согласованная экономическая политика, гармонизация и унификация законодательств сторон.
Ряд стран с высоким и растущим индексом глобализации (об этом свидетельствует доля в ВВП внешней торговли, кредитных ресурсов, сферы услуг, в т.ч. высокотехнологичных, удельный вес зарубежных инвестиций и иностранной рабочей силы) добились благодаря приоритетному развитию инфраструктуры несомненных успехов. Среди них Индия, Бразилия, Вьетнам.
Главный положительный результат глобализации – возможность полностью использовать конкурентные преимущества регионально-национальной экономики в международном разделении труда. Использование Интернета позволило сократить трансакционные издержки – затраты на поиск покупателей и поставщиков по всему миру, рекламу, подготовку и заключение контрактов, их юридическое сопровождение, налоги и таможенные пошлины, страхование коммерческих рисков.
В ходе глобализации в мировой инфраструктуре произошёл системный дисбаланс, который стал одной из причин глобального кризиса [4]. По оценке президента Казахстана Н. Назарбаева, он не имеет аналогов в мировой истории и кардинально меняет мировой порядок, все экономические устои, старые догмы и стереотипы. В основе мировой инфраструктуры лежит капитал как самовоспроизводящееся мировое богатство, а в основе капитала – система мировой валюты, инфраструктура её генерации и обращения. До сих пор она не контролировалась странами-пользователями, а поэтому не была эффективной.
Неконтролируемая эмиссия доллара и долговых обязательств США, производных ценных бумаг вызвала избыток ликвидности, финансово-долговой пузырь. Объём кредитов рос вдвое быстрее мирового ВВП, а сумма бесконтрольно выпущенных инвестиционными и хеджевыми фондами производных ценных бумаг (деривативов) превысила ВВП в сотни раз. Это обрушило мировую финансовую инфраструктуру. СНГ, ЕврАзЭС и другие региональные интеграционные образования могут и должны создать свои легальные и контролируемые центры эмиссии межгосударственных наднациональных расчётно-валютных единиц, наподобие евро.
Увеличивается роль международных проектов (Большой андронный коллайдер, Центр компьютерного моделирования в Японии, программа создания термоядерного реактора «Токамак», программа развития персональной медицины на базе генной диагностики – Thousand Dollar Genome и др.). Результаты функционирования этой инфраструктуры открыты для всех участников.
Перемещение центра мировой экономики в Азию и АТР требует создания инфраструктуры для введения в мировую экономику громадных по территории регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока как моста между ЕС и АТР. До сих пор половина внешнеторгового оборота России приходится на ЕС, в 2011 г. его объем вырос на одну треть. Новая модель развития экономики регионов России требует создания современной инфраструктуры внешнеэкономических связей со странами АТР.