Как отмечается в Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018)» [1], основой развития сферы туризма являются туристские центры. В настоящее время, в условиях развития туристских дестинаций и туристских кластеров, стимулирование деятельности туристских центров по-прежнему остается актуальной задачей государства в РФ. Отметим в этой связи, что в 2011 году была утверждена соответствующая программа для развития Санкт-Петербурга как туристского центра на ближайшие пять лет [3]. Согласно документу, совершенствование условий для устойчивого развития туризма в Санкт-Петербурге становится задачей, решение которой должно реализовываться исполнительными органами субъекта федерации с привлечением научных организаций и предприятий туристической отрасли города. Основными направлениями по решению данной задачи в Программе были определены следующие:
- формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка;
- обеспечение оздоровления экономики;
- предоставление широких возможностей для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах.
При этом особый акцент делался на том, что туриндустрия является одной из наиболее высокодоходных отраслей мирового хозяйства. В результате, основной задачей развития Санкт-Петербурга как туристского центра было определено формирование современной стратегии продвижения туристического продукта на внутреннем и международном рынках [3]. Как отмечается в документе, практически по всем показателям, выделенным в Программе, к 2016 году должна наметиться тенденция к их увеличению в два раза по отношению к 2011 году. Среди основных показателей были отмечены следующие:
- количество российских и иностранных туристов;
- объемы потребления российских и иностранных туристов;
- средняя продолжительность пребывания иностранных туристов;
- -объем платных услуг населению в сфере туризма;
- объем платных услуг гостиниц и средств размещения.
В целом, задача развития Санкт-Пе-тербурга как туристского центра ориентирована на повышение социально-экономи-ческого эффекта. Предполагалось, что экономический эффект будет достигнут за счет роста инвестиций в сферу туризма, расширения спектра туристских услуг, повышения качества туристских услуг, увеличения туристского потока.
Социальный эффект будет достигнут, благодаря удовлетворению потребностей различных категорий российских граждан в активном и полноценном отдыхе, укреплению здоровья населения, приобщению к культурным ценностям подрастающего поколения. Таким образом, развитие Санкт-Петербурга как туристского центра должно обеспечить решение таких важных задач, как создание дополнительных рабочих мест, пополнение бюджетов всех уровней, рост ВРП.
При этом следует отметить, что развитие Санкт-Петербурга как туристского центра связывалось с развитием малого бизнеса, так как именно на него была возложена основная нагрузка по обеспечению туристской отрасли субъекта федерации. По прогнозным оценкам, совместные усилия предприятий малого бизнеса и Правительства Санкт-Петербурга должны были привести к переориентации российского потребителя на внутренний туристский продукт. Это увеличило бы как поступления в местный бюджет, так и занятость населения в этом секторе. Укрепление туристской инфраструктуры, а также развитие уже имеющихся туристских объектов позволило бы увеличить приток иностранных туристов и сделать туристский рынок Санкт-Петербурга конкурентоспособным как на внутреннем, так и на мировом рынке туристских услуг.
При достижении Санкт-Петербургом как туристским центром цели повышения доходности сферы туризма по отношению к другим отраслям народного хозяйства у города будут сформированы необходимые предпосылки для дальнейшего экономического роста. В результате становится возможным переход на инновационную модель развития экономики, рост уровня и качества жизни населения, улучшение международного имиджа Санкт-Петер-бурга.
Отметим, что Программа базировалась на Законе Санкт-Петербурга от 02.07.2003 г. «О поддержке Санкт-Петер-бургом развития туризма в Санкт-Петер-бурге» [2], Законе Санкт-Петербурга от 24.06.2009 г. «О Правительстве Санкт-Пе-тербурга» и Постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 20.10.2010 г. «Об организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по подготовке решений о бюджетных инвестициях в объекты государственной собственности Санкт-Пе-тербурга и порядке формирования и реализации Адресной инвестиционной программы». Таким образом, в Законе Санкт-Петербурга «О поддержке Санкт-Петер-бургом развития туризма в Санкт-Петер-бурге» [2] развитие туризма в городе связывается с непосредственной поддержкой со стороны власти субъекта федерации. В этой связи среди основных целей поддержки были определены следующие:
- рост доходов бюджета города;
- популяризация образа Санкт-Пе-тербурга как крупного российского и международного туристского центра;
- развитие международных связей в сфере туризма.
Подход, применяемый в указанном Законе, отражал складывающиеся на тот момент тенденции, однако в дальнейшем уже перестал отвечать изменяющимся условиям хозяйствования. В результате, в Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года, которая была утверждена в мае 2014 года [4], формируемая цель определялась исходя из требований рынка и прежде всего того, что Санкт-Петербург должен развиваться как туристский центр.
На наш взгляд, генеральная цель Стратегии – обеспечение стабильного улучшения качества жизни горожан и повышение глобальной конкурентоспособности Санкт-Петербурга – непосредственным образом связана с направлениями, которые были регламентированы Программой развития Санкт-Петербурга как туристского центра на 2011–2016 годы.
Кроме того, основные стратегические направления Стратегии показывают, что правительством субъекта федерации реализуются последовательные мероприятия в области повышения ключевых экономических показателей города. При этом становится очевидным, что именно реализация Программы развития Санкт-Петер-бурга как туристского центра на 2011–2016 годы позволит достичь части из них. Так, в Стратегии [4] выделены такие направления, как обеспечение устойчивого экономического роста, развитие человеческого капитала, повышение качества городской среды, обеспечение эффективности управления, развитие гражданского общества.
Таким образом, поступательное развитие Санкт-Петербурга как туристского центра является необходимым этапом реализации Стратегии развития субъекта федерации.
Отметим, что первые туристско-ин-формационные центры в Санкт-Петербур-ге появились в начале 2000-х годов. Их основной задачей являлось создание комфортной информационной среды для гостей города, а также активное продвижение туристического достояния города на внутреннем и международном рынке. При этом отличительной особенностью туристско-информационных центров была безвозмездность предоставляемой информации [6].
В плане мероприятий по реализации Программы развития Санкт-Петербурга как туристского центра на 2011–2016 годы предусмотрено создание петербургских туристско-информационных центров в европейских столицах [5]. Так, предполагается создание сети туристско-инфор-мационных секций за рубежом в составе информационно-деловых центров Санкт-Петербурга в г. Гамбург (Германия), г. Хельсинки (Финляндия), г. Париж (Франция). В марте 2012 года ещё было неизвестно, как именно будут работать такие центры и какие услуги они будут оказывать потенциальным туристам. При этом предполагалось, что средства для их функционирования будут привлекаться из внебюджетных источников.
Летом 2012 года на Межрегиональной научно-практической конференции «Роль туристских информационных центров и пунктов в формировании имиджа Российской Федерации как страны, благоприятной для туризма», которая проводилась в Санкт-Петербурге, отмечалась необходимость организации единой площадки для туристско-информационных центров России. Ее организация позволит решить следующие основные задачи:
- наладить эффективное взаимодействие туристско-информационных центров друг с другом;
- обмениваться имеющимся у регионов опытом;
- выработать общую стратегию дальнейшего развития туристско-информа-ционных центров России;
- наладить взаимодействие туристско-рекреационных центров с местными органами власти в области туризма;
- обеспечить условия для развития въездного и внутреннего туризма;
- повысить уровень России как туристского бренда.
Кроме того, в рамках конференции был представлен алгоритм создания системы туристских информационных центров и пунктов в Российской Федерации [10].
Зарубежный опыт образования туристско-информационных центров свидетельствует о решении большинства задач таких центров при непосредственном участии государственных органов управления. В рамках конференции подобная поддержка была обещана участникам отечественного рынка туризма [10].
Особое внимание уделяется тому, что туристско-информационные центры призваны не только информировать, но и давать рекомендации по посещению наиболее интересных мест, а также помогать туристам сориентироваться в городе и оказывать всяческую поддержку при возникновении каких-либо экстренных ситуаций [7]. Решению этой задачи должно способствовать развитие интерактивных туристско-информационных центров, представляющих собой специально сконструированные сенсорные экраны. Они направлены на реализацию тех же функций, что и обычные туристско-информа-ционные центры. Однако интерактивные центры позволяют пользоваться интерактивной картой и выстраивать на ней интересующие маршруты. Кроме того, посредством их использования турист получает возможность связаться с сотрудником туристского call-центра и пообщаться с ним в устной форме.
В целом, открытие туристско-инфор-мационных центров, распространение путеводителей и карт, применение интерактивных методов донесения информации, разработка мобильных приложений, развитие туристского портала и специализированного туристского call-центра ориентированы на формирование цивилизованного информационного пространства в рамках отдельной территории, субъекта федерации. Данные решения позволят обеспечить условия для создания единой информационной среды в регионе на основе наиболее полного использования имеющегося туристского потенциала.
Таким образом, взаимодействие органов власти на всех уровнях, органов управления в сфере туризма и туристического бизнеса должно быть направлено на формирование рынка туристских услуг и выведение его на уровень наиболее высокодоходных отраслей мирового хозяйства, что позволит выступать туристической сфере локомотивом экономического роста страны в целом.
В октябре 2013 года в Выборге под председательством заместителя министра культуры РФ А.Ю. Маниловой поднималась проблема создания Ассоциации туристских информационных центров в России. Согласно данным Министерства культуры РФ в регионах насчитывается более 120 туристско-информационных центров [9]. Такое положение требует создания в стране некоммерческого партнерства «Национальная ассоциация туристских информационных центров». Его основными задачами должны стать:
- совершенствование действующего законодательства в сфере туризма;
- формирование единого информационного пространства;
- разработка единых стандартов деятельности;
- обмен опытом;
- обучение единым стандартам информирования туристов;
- проведение регулярных конференций.
В результате, в конце 2013 года при поддержке Министерства культуры РФ, Федерального агентства по туризму и туристического бизнеса было создано некоммерческое партнерство «Национальная ассоциация информационно-турист-ских организаций» [8]. Его основными целевыми ориентирами стали следующие:
- формирование положительного туристского имиджа регионов Российской Федерации;
- создание единого туристско-инфор-мационного пространства;
- содействие в развитии туристско-информационной деятельности в России [8].
Задачами Партнерства, направленными на достижение указанных целей, были определены следующие:
- формирование положительного туристского имиджа регионов Российской Федерации на мировом рынке туристских услуг;
- создание единого информационного пространства и использование его как инструмента продвижения дестинаций;
- введение единых стандартов деятельности туристско-информационных центров РФ;
- внедрение инновационных технологий в сфере туризма для продвижения дестинаций и туристских продуктов РФ.
Все проекты, реализуемые в рамках Партнерства, нацелены на создание единого информационного банка данных о туристском потенциале страны.
Таким образом, в настоящее время в стране формируется общее туристское пространство, объединяющее участников рынка в продвижении туристического продукта. Всё это способствует созданию условий для эффективного продвижения субъектов федерации и страны в целом на международном туристском рынке.