Популярность и востребованность франчайзинговой модели ведения бизнеса в России набирает обороты из-за преимуществ, которые заложены в данной модели. Можно выделить несколько факторов, которые стимулируют открытие новых и переход работающих предприятий к такой модели:
1. Надежные поставщики и более широкий рынок сбыта.
2. Минимальные риски финансирования для банков и инвесторов.
3. Сроки окупаемости более понятны, чем при организации собственного бизнеса.
4. Готовые регламенты и стандарты работы.
5. Известная торговая марка, которая привлечет клиентов на начальном этапе, передача клиентской базы франчайзи и региональных заказов .
6. Есть похожие франшизы, которые подтверждают выгоду и перспективу в каком-либо направлении деятельности.
7. Обучение персонала франчайзи и консультирование на протяжении всего срока сотрудничества
8. Минимизация налогов.
9. Доступность кредитов, процентная ставка меньше, отсрочка платежа для франчайзи [6].
Но при этом необходимо учитывать, что франчайзинг – это новый бизнес и для его внедрения и развития необходимы знания. С каждым днем растет количество фирм, которые предлагают помощь в организации покупки, продажи и разработки франшизы. Информационные сайты, которые специализируются исключительно на вопросах франчайзинга, предоставляют информацию о франшизах и их рейтинг, представители сайтов участвуют в конференциях, выставках и предоставляют отчеты о них, проводят интервью с лидирующими франчайзорами и франчайзи, а также представителями РАФ и представителями законодательной и исполнительной власти, освещают предстоящие или состоявшиеся изменения в законодательстве, касающиеся франчайзинга, проводят мастер-классы, в которых можно участвовать или посмотреть видео на сайте, оказывают юридическую помощь. Спектр предоставляемых такими сайтами услуг растет с каждым днем. Также много предложений по обучению и поддержке внедрения вертикальной интеграции, в том числе франчайзинга. Различные школы, курсы, мастер-классы, семинары предлагают обучить будущих и повысить квалификацию действующих франчайзи. Увеличивается количество консалтинговых компаний, специализирующихся на консультации руководителей и персонала, консультанты предлагают познакомить сотрудников организации с новыми идеями, взглядами, подходами, эффективными методами решения проблем и задач на предприятии.
Немаловажным для успеха деятельности франчайзора является то, соответствует ли его сеть нормам и требованиям, которые выдвигает государство к франчайзинговой деятельности, соблюдение и работа с нормативно-правовыми документами. Франчайзор рискует идеей и успешной схемой ведения бизнеса, т.к. франчайзи до заключения или после расторжения договора может вести бизнес под своим брендом, используя схему и механизмы франчайзора. Одной из сдерживающих причин в развитии франчайзинга является нежелание франчайзора раскрывать исчерпывающую информацию о компании и партнёрах перед франчайзи [2].
В российском законодательстве есть законы об охране коммерческой информации, но на практике тяжело доказать факт нарушения. Также происходит жесткий отбор потенциальных франчайзи компаниями с известным брендом, т.к. происходит снижение репутации и ценности бренда на рынке из-за некомпетентности и недобросовестности франчайзи, которые не соблюдают необходимые стандарты качества предоставляемых товаров и услуг [5]. Проблема качественной недвижимости, которая соответствует профилю бизнеса, также актуальна на сегодняшний день. Предприниматели вынуждены арендовать помещения, но крупные фирмы с известным брендом ставят условие, чтобы недвижимость была в собственности, а банки отказывают в кредитовании на большие суммы без залога [3; 4].
С недавнего времени банки начали открывать программы, адаптированные под нужды франчайзи. Речь идёт о программах кредитования на открытие бизнеса по франшизе. Подобные банковские продукты предлагают «Сбербанк», «ВТБ», «Райффайзенбанк», «Росбанк» и др. Финансовая группа «Лайф» запустила программу софинансирования франчайзинговых проектов в рамках специально созданной структуры фонда «Лайф Франчайзинг», которая инвестирует до 90% суммы, необходимой для организации проекта. В большей степени финансируются действующие сети, но также рассматриваются новые проекты. Предприниматель может иметь всего 10% от необходимой суммы, программа предусматривает финансирование от 1 до 15 млн. руб. на срок 5–7 лет. В основном фонд «Лайф Франчайзинг» финансирует те сети, которые находятся в деловом портфеле фонда. Подобные портфели или номенклатуру франчайзинговых сетей, финансируемых по разным программам, имеют все банки и фонды. Некоторые фонды, такие как «Агат», осуществляют помощь не только в финансировании, но и в организации самого бизнеса: составление бизнес-плана, консалтинг на первых этапах при организации бизнеса, мониторинг региона и оценка перспектив бизнеса в регионе [8].
Растет количество государственных программ финансирования начинающим и действующим предпринимателям. При субсидировании малого и среднего бизнеса в рамках федеральных программ выделяются не только деньги, но и некоторые блага: льготные условия на кредиты в банках; гранты; скидка на аренду с выкупом арендуемого помещения. Поддержка малого и среднего бизнеса также может отличаться в зависимости от экономики того или иного региона, актуальных направлений бизнеса. Одним из наиболее важных условий при желании получить поддержку является подробно разработанный бизнес-план с максимумом информации о предприятии.
Существует ряд программ поддержки, реализацию которых контролирует государство. Все государственные программы поддержки имеют свой срок реализации, бюджет и направление деятельности. Структура, которая облегчает поддержку предпринимателей, представляет собой ряд коммерческих и некоммерческих организаций, которые созданы в качестве подрядчиков в этой сфере. Здесь присутствуют банки, инвестиционные фонды, государственные учреждения, венчурные фонды, гарантийные фонды, научные (бизнес-школы), а также общественные организации. Средства выделяются на условиях софинансирования и не могут быть потрачены на любые нужды, деньги имеют вид целевого финансирования. Их можно использовать для оплаты аренды здания, помещений, производственных площадей, которые находятся в частной собственности; на приобретение основных средств производства, оснащение рабочих мест, закупку необходимых расходных материалов или сырья для производства (на эти нужды не может быть потрачено более 20% от суммы субсидии). В каждом регионе страны своя максимальная сумма субсидии, свой процент софинансирования и свои условия субсидирования. Всю информацию о видах и условиях субсидирования можно узнать на сайте администрации города или области [1].
Но кроме материальных проблем, которые государство решает с помощью различных программ помощи малому и среднему бизнесу, остаются проблемы регулирования ношений между франчайзором и франчайзи. Единственным регулятором франчайзинга в настоящее время является глава 54 ГК РФ. 21 апреля 2014 года был внесен законопроект о франчайзинге, если его примут, то он вступит в силу с 1 января 2015 года. Законопроект разъясняет все профессиональные термины, конкретизирует понятия о франчайзинге, права, обязанности и ответственность обеих сторон, заключивших договор коммерческой концессии. До подписания договора франчайзор обязан раскрыть перед франчайзи данные о компании, материнских компаниях и партнерах; составить профессиональное досье на первые лица компании; сообщить о прошлых банкротствах и судебных процессах. Если будет доказано, что франчайзор утаил часть информации или исказил её, франчайзи имеет право расторгнуть договор и потребовать возмещение убытков. Законопроект о франчайзинге призван регулировать отношения и решать спорные вопросы, возникающие при подготовке, заключении, выполнении и расторжении договора коммерческой концессии на территории РФ, а также уменьшить количество франшиз-«пустышек» и мошенников.
Развитие франчайзинга в России лучше всего прослеживается в крупных городах. Как заявил премьер-министр Д. Медведев, в скором будущем будет создан федеральный гарантийный фонд, с целью помочь начинающим предпринимателям. В России создана система региональных гарантийных фондов, выступающих поручителями перед банками за компании малого и среднего бизнеса, у которых не хватает собственного имущества для залогового обеспечения кредитов. Федеральный гарантийный фонд, по словам министра экономического развития РФ А.В. Улюкаева, будет небанковской кредитной организацией и будет давать не только поручительства, но и гарантии. Для этой цели в бюджете на 2014–2015 гг. предусмотрены дополнительные финансы для поддержки системы финансирования в малом бизнесе. Сегодня франчайзинг в России стал популярным, и число предприятий, работающих по франшизе, увеличивается с каждым годом. Существенное влияние на развитие отечественного франчайзинга оказывают налоговые и судебные реформы, господдержка, изменения в законодательной базе [7].