Термин «нетрадиционная денежно-кредитная политика» появился в научном обороте недавно, а именно с возникновением и развитием последнего мирового финансового кризиса 2007–2009 гг.
Нетрадиционная денежно-кредитная политика представляет собой совокупность усилий и мер центрального банка по воздействию на экономическую активность в ответ на финансовые потрясения с использованием иных инструментов денежно-кредитного регулирования, нежели при стабильной экономической ситуации.
Как известно, традиционная денежно-кредитная политика направлена на поддержание краткосрочной рыночной процентной ставки на определенном уровне посредством использования операций на открытом рынке, сочетающихся с постоянно доступными инструментами поддержания и изъятия ликвидности, а также механизмом обязательного резервирования.
Начиная с августа 2008 года традиционные инструменты денежно-кредитного регулирования, в частности, изменение краткосрочной ключевой ставки, оказались недостаточными в обеспечении эффективной трансмиссии монетарной политики на денежный и реальный сектор, поэтому центральные банки стали дополнять их нетрадиционными мерами, которые можно классифицировать следующим образом: кредитное смягчение, количественное смягчение и качественное смягчение [1. С. 88, 98, 106].
Кредитное смягчение заключается в либерализации условий рефинансирования коммерческих банков: в удлинении сроков предоставления кредитов, расширении состава приемлемого залогового обеспечения кредитов центральных банков, предоставлении кредитов на беззалоговой основе, снижении процентных ставок по кредитам. Оно сопровождается расширенной кредитной поддержкой. К кредитному смягчению прежде всего прибегли центральные банки США, Великобритании, Японии и ряда других стран, а так же ЕЦБ.
Особенностью кредитного смягчения, реализованного Федеральной резервной системой (ФРС) во время последнего финансового кризиса, явилось распространение его не только на банки, но и на небанковские финансовые организации, в частности, на первичных дилеров, фонды денежного рынка, участников вексельного рынка и рынка ценных бумаг. Кроме того, ФРС впервые разработала и внедрила программы по финансированию нефинансовых коммерческих предприятий.
Под количественным смягчением понимают, прежде всего, увеличение денежной базы посредством прямых покупок центральным банком государственных облигаций, приводящее к расширению его баланса путем выпуска денег.
Качественное смягчение подразумевает расширение сроков погашения ценных бумаг в портфеле центрального банка, а также широкомасштабные покупки негосударственных ценных бумаг, что при изменении состава активов центрального банка увеличивает денежное предложение экономике.
Учитывая специфические особенности последнего финансового кризиса: масштабность, наложение на собственно экономический кризис, который явился одновременно и циклическим и структурным, его разрешение не могло обойтись без государственной поддержки. И поэтому параллельно с проведением центральными банками нетрадиционной денежно-кредитной политики правительства большинства стран осуществляли дополнительный комплекс мер по стабилизации их финансовой системы. В частности, в США это выразилось в разработке и осуществлении программы содействия рекапитализации финансовых институтов, в покупке Минфином США ипотечных ценных бумаг (MBS), в гарантировании активов и долговых обязательств финансовых институтов, в расширении кредитных линий проблемным финансовым институтам, в увеличении размера компенсаций по депозитам частных лиц и введении неограниченных гарантий по непроцентным счетам предприятий. В большинстве своем похожие меры были предприняты правительствами стран ЕС.
Финансовый кризис 2007–2009 гг. не обошел стороной и Россию. Причем он ударил по ее экономике и финансам гораздо сильнее, чем в других странах, что подтверждается величиной произведенных расходов на поддержку банковского сектора, а соответственно и финансовой стабильности всей национальной экономики, которые в 2008 г. составили 11,4% годового ВВП .
Анализ антикризисных мер правительства России позволяет судить, что они по своей сути представляли разновидность нетрадиционных инструментов денежно-кредитного регулирования, использовавшихся денежно-кредитными властями западных стран в период последнего финансового кризиса. Непосредственно они были направлены на капитализацию банковского сектора, на пополнение его ресурсной базы и на решение проблем с текущей ликвидностью, что должно было обеспечить своевременное осуществление безналичных расчетов в хозяйстве, а также поддержание экономической активности на основе должного уровня кредитования хозяйствующих субъектов различных отраслей.
В России из трех возможных вариантов нетрадиционной денежно-кредитной политики использовалось два: кредитное и количественное смягчение, причем преимущественно кредитное (в силу большей зависимости экономики страны от банковского сектора в виду неразвитости рынка ценных бумаг). Конкретно это нашло выражение в усиленной кредитной поддержке коммерческих банков по линии их рефинансирования в центральном банке. В частности, в этих целях Банком России, во-первых, до 99 наименований был расширен ломбардный список ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов ЦБ РФ. При этом были повышены поправочные коэффициенты для определения залоговой стоимости этих бумаг, а также снижены требования к уровню международного рейтинга эмитентов облигаций, принимаемых в залог по кредитам ЦБ. Во-вторых, был усовершенствован порядок предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных нерыночными активами , а именно: а) был расширен перечень деятельности, которую могли осуществлять организации, чьи обязательства принимались в обеспечение кредитов Банка России; б) повышены на 0,1 параметры поправочных коэффициентов, используемых для расчета обеспечения нерыночных активов и снижены уровни рейтинга по векселям, правам требования по кредитным договорам, принимаемым в обеспечении кредитов; в) срок выдачи кредитов под нерыночные активы был увеличен и доведен до 365 календарных дней с установлением сниженных по сравнению с ранее действовавшими процентных ставок. В-третьих, впервые Банком России было введено беззалоговое кредитование коммерческих банков на аукционной основе на срок до 1 года при наличии устойчивого финансового положения, но отсутствии должного обеспечения для получения стандартных кредитов рефинансирования.
Необеспеченные кредиты Банка России стали как решением проблемы отсутствия соответствующего обеспечения у целого ряда коммерческих банков для участия в системе рефинансирования, так и равноправного доступа к инструментам последней. Только благодаря этому каналу рефинансирования экономика России за октябрь–декабрь 2008 г. получила около 3 трлн. руб. (7% ВВП), а в 2009 г. беззалоговые кредиты были самым востребованным российскими банками инструментом рефинансирования.