|
|
|
|
старший преподаватель кафедры экономики и управления предприятиями ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук
профессор кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
|
Senior Lecturer of economics and management of organizations, Saint-Petersburg State University of Economics, PhD in Economics
Professor at economy of organization and production management department, Saint-Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, Professor
|
|
|
|
|
Ключевые слова:
автомобильный транспорт
экономическая безопасность
качество автотранспортных услуг
антикризисное управление
грузовые перевозки
|
Keywords:
automobile transport
freight service
the quality of haulage services
economic security
anti-crisis management
|
Актуальность повышения качества услуг как одного из основных направлений формирования экономической безопасности автотранспортного предприятия обосновывается текущим развитием рынка автотранспортных услуг. Повышение качества услуг становится ещё более актуальным в связи с тем, что российский рынок перевозок грузов постепенно интегрируется в международный рынок, а участие России во Всемирной торговой организации усиливает конкурентную борьбу грузоперевозчиков. Целью исследования является рассмотрение одной из мер формирования экономической безопасности автотранспортного предприятия в кризисной ситуации через повышение качества предоставляемых услуг.
В ходе исследования авторами рассмотрены конкурентные преимущества и недостатки автомобильного транспорта по отношению к другим видам транспорта, проанализированы наиболее актуальные проблемы повышения качества перевозок, с которыми сталкиваются автотранспортные предприятия на рынке транспортных услуг, предложены конкретные решения повышения качества автотранспортных услуг для формирования экономической безопасности предприятия. При этом решения подробно аргументированы, оценена степень их влияния на экономическую безопасность.
В ходе исследования авторы использовали такие методы, как сравнительный анализ, классификация, синтез и группировка, а также системный подход к исследованию вопросов повышения качества автотранспортных услуг для формирования экономической безопасности предприятий.
|
The relevance of improving the quality of services as one of the main areas of building economic security of a haulage company might be substantiated by current development of road transport services market. Improving the quality of services becomes even more urgent due to the fact that the Russian market of transportation of goods has been gradually getting integrated into the international market and that participation of Russia in the World trade organization promotes competition between carriers. The stated purpose of the investigation is to examine one of the instrument of building economic security at a haulage company in crisis situation through improving the quality of services being provided.
In the course of the study the authors examined competitive advantages as well as shortcomings of automobile transport when compared other kinds of transportation and analyzed the most urgent challenges of improving the quality of transportation which most transportation companies encounter. As a result the authors proposed specific solutions for improving the quality of transportation services on order to build economic security of a haulage company with the solutions being grounded and the degree of their impact on economic security being thoroughly evaluated.
In the course of the research the authors used such methods as comparative analysis, classification. synthesis and grouping and the systems approach to the study of improving the quality of transportation services for building economic security of the enterprise.
|
|
|
Обзор статьи
Автомобильный транспорт является важнейшей составляющей инфраструктуры государства и наравне с другими видами транспорта обеспечивает нормальное функционирование производства и обращение продукции промышленности, сельского хозяйства и строительства, а также удовлетворяет потребности населения в перевозках.
Значимая роль в экономике и популярность автотранспорта обусловлена его характерными особенностями:
1) высокая маневренность и подвижность автотранспорта обеспечивает доставку «от двери до двери»;
2) достаточно высокая скорость движения, а также многообразие специализированного подвижного состава позволяет сохранить качество груза (например, скоропортящейся продукции, горюче-смазоч-ных материалов и т.д.);
3) относительная дешевизна обслуживания в сравнении с другими видами транспорта создает условия для конкурентоспособности на рынке логистических услуг.
В настоящее время в российской экономике наметилась тенденция роста спроса на транспортные услуги как по объему, так и по номенклатуре. В этих условиях стало появляться большое количество перевозчиков, готовых доставить груз в любую точку России. Положительным моментом данного роста явилось ужесточение конкуренции, что заставляет автотранспортные предприятия искать пути привлечения клиентов. Одним из важных направлений формирования долгосрочных отношений с клиентами является учет их требований к качеству транспортных услуг.
В рамках обзора научной литературы можно сделать вывод, что на рынке автотранспортных услуг доминирующей является проблема качества грузовых перевозок [6; 7; 8; 9]. На основе анализа «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года» [1] можно сделать вывод, что основной проблемой недостаточного развития транспортной отрасли в Российской Федерации является низкое качество транспортных услуг, в том числе грузовых перевозок на автомобильном транспорте. При этом следует добавить, что предоставление автотранспортной организацией услуг низкого качества прямо влияет на её экономическую безопасность.
Ниже приводятся основные аргументы в пользу того, что повышение качества услуг является необходимой мерой для формирования экономической безопасности автотранспортного предприятия в кризисной ситуации.
Прежде всего, стоит отметить, что в настоящее время автомобильный транспорт все же испытывает значительную конкуренцию со стороны других видов транспорта, прежде всего железнодорожного, что отражается в потере инвестиций, направляемых в автотранспортную отрасль из-за снижения объемов перевозок грузов, особенно грузов, перевозимых в контейнерах, а также ценных грузов. В табл. 1 и 2 представлены данные об объемах перевозки грузов по видам транспорта, а также об удельном весе отдельных видов транспорта в общем грузообороте в России [10].
Анализируя данные табл.1 и 2, можно заключить следующее. Обозначим, прежде всего, внутриотраслевую конкуренцию, имеющуюся между всеми видами транспорта в Российской Федерации, что заметно в изменяющейся структуре перевозки грузов. Например, доля грузов, доставленных автотранспортом, постепенно уменьшается с 73% в 2005 г. до 68% в 2013 г. При этом перевозка грузов на железнодорожном транспорте демонстрирует рост в последние годы (с 13,9% до 16,7%) [10]. В свою очередь, если анализировать данные по грузообороту, то здесь первенство занимает трубопроводный и железнодорожный транспорт.
Интересным является сравнение с зарубежными странами. Так, автотранспорт существенную роль играет в странах Европы, что сигнализирует о повышении конкурентного потенциала автомобильных перевозок в мировой транспортной системе. Например, в Италии удельный вес перевозок, выполняемых автомобильным транспортом, составляет 85,5% от общего грузопотока, в Германии – 62,8%, в Великобритании – 83,5%, во Франции – 76,1%, в Китае – 30,6%. Соответственно, в Российской Федерации данный показатель равен 4,92% [10].
В свою очередь, такая конкурентная борьба между видами транспортных услуг предполагает удовлетворение разносторонних потребностей участников рыночных отношений. Поэтому необходимо уделять все больше внимания повышению качества автотранспортных услуг для формирования экономической безопасности автотранспортного предприятия через увеличение притока инвестиций в данную отрасль.
|
Список использованной литературы
1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. приказом Минтранса России от 12 мая 2005 г. № 45 во исполнение протокольного решения Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2005 г. № 17. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Абалонин С.М. Конкурентоспособность транспортных услуг. М.: Академкнига, 2004. 172 с.
3. Бенсон Д., Уайтхед Дж. Транспорт и доставка грузов / пер. с англ. М.: Транспорт, 1990. 279 с.
4. Галабурда В.Г., Персианов В.А., Тимошин А.А. [и др.]. Единая транспортная система / под ред. В.Г. Галабурды. 2-е изд., с измен. и дополн. М.: Транспорт, 2001. 303 с.
5. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки. 5-е изд., испр. М.: Академия, 2008. 288 с.
6. Управление качеством: проблемы, исследования, опыт: сб. науч. тр. Вып. 4 / редкол.: В.П. Семенов (отв. ред.) [и др.]. СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2006. 271 с.
7. Управление качеством: проблемы, исследования, опыт: сб. науч. тр. Вып. 6 / редкол. В.П. Семенов (отв. ред.) [и др.]. СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2009. 319 с.
8. Фасхиев Х.А., Шигапова З.Ф. Оценка качества и конкурентоспособности услуг по перевозке грузов // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. «Экономика». 2008. Вып. 7 (26). С. 74–79.
9. Храмов А.А. Экономическое значение повышения качества продукции // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. «Экономика». 2008. Вып. 3 (22). С. 451–454.
10. Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 05.04.2012).
|