ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Сравнительный анализ почтовых операторов и почтово-сберегательных систем стран западной европы и Российской федерации

COMPARATIVE ANALYSIS OF POSTAL OPERATORS AND POST-SAVINGS SYSTEMS OF WESTERN EUROPE AND RUSSIAN FEDERATION



В.В. Маганов
V.V. Maganov
Moscow
докторант кафедры банковского дела ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», кандидат экономических наук
doctoral student of the Department of Banking of Plekhanov Russian University of Economics, PhD in Economics
г. Москва
Moscow

Ключевые слова:

  • почта
  • почтовые услуги
  • почтово-сберегательные системы
  • национальный почтовый оператор
  • Почта России
  • страны Западной Европы
  • Keywords:

  • post
  • postal services
  • post-savings system
  • national post operator
  • Post of Russia
  • countries of Western Europe
  • Сегодня почта по-прежнему играет важную роль в жизни людей. Отделения почтовой связи доступны во всех, даже самых отдаленных уголках страны. И именно сюда люди стремятся за большей частью наиболее необходимых услуг. Стратегической задачей национального почтового оператора является повышение качества обслуживания в отделениях связи, а также расширение спектра операций. Это означает, что предприятие продолжит реконструкцию своих отделений по всей стране, будет развивать культуру обслуживания клиентов, добиваться того, чтобы люди чувствовали себя на почте более комфортно. При этом, учитывая преимущества национального почтового оператора – развитую сеть представительств в регионах, – почта стремится сделать более доступным для всего населения страны широкий спектр наиболее востребованных услуг, в частности финансовых.
    В этой связи остро стоит вопрос об учреждении Почтового банка и синхронизации почтово-банковской деятельности. Для более эффективной реализации столь амбициозной задачи требуется изучение лучших зарубежных практик, в частности почтово-сберегательных систем стран Западной Европы. В статье проводится анализ текущих тенденций и перспектив развития почтовых рынков в Австрии, Бельгии, Швейцарии, Франции, Германии и России.

    At the moment post still plays an important role in people’s lives. Post offices available for everyone can be found even in the most distant regions of the country. People come here for a considerable part of the most necessary services. The strategic task of a national postal operator is to improve the quality of service in post offices as well as expand the range of operations. It means that the company will continue the reconstruction of its offices all over the country, develop the culture of service to make sure the customers feel more comfortable at a post office. Meanwhile taking into consideration the advantages that a national postal operator enjoys, such as a developed regional network, the post is trying to make a wide range of the most popular services including financial ones available for all the population.
    In connection with this there is an acute problem of establishing Post bank and synchronizing postal and banking activities. For a more effective realization of this ambitious task it is essential to research the best international practice in particular post-savings systems of the countries of Western Europe. We offer the analysis of current trends and development prospects of post markets in Austria, Belgium, Switzerland, France, Germany and Russia.

    Обзор статьи

    Сегодня в силу ряда внутренних (перманентный отзыв лицензий у целого ряда кредитных организаций Банком России) и внешних (финансовые санкции западных стран) обстоятельств особенно остро возникает вопрос о создании собственного устойчивого финансового института, способного одновременно нести ряд государственных и социальных функций. Таким финансовым институтом внутренней генерации финансов должна стать современная почтовая или почтово-сберега-тельная система. Для сравнительного анализа текущей тенденции, перспектив развития и реформирования этого рынка была взята зона стран Западной Европы – Австрия, Швейцария, Бельгия, Франция, Германия и произведён анализ их экономического и социального потенциала.
    Австрия. Austrian Post Group является ведущей логистической компанией и поставщиком почтовых служб в стране, с годовым доходом в 2,4 млрд. евро и приблизительно 24000 сотрудников [4]. Austrian Post Group занимает высокое положение на международном уровне и имеет филиалы в 13-ти европейских странах. Основной бизнес Austrian Post Group состоит из традиционных почтовых услуг: приём и доставка писем, пункты продажи товаров по почте, продажа печатных СМИ и доставка бандеролей, обеспечение различных логистических услуг. Также Austrian Post Group управляет общенациональной сетью филиалов, которая насчитывает более 1900 точек продаж услуг вместе с компаниями-партнёрами [4].
    Основная деловая активность Austrian Post Group сосредоточена главным образом в двух подразделениях – Mail & Branch Network и Parcel & Logistics, основной род деятельности которых – почтовые услуги и бандероли. Corporate Division (корпоративное подразделение) выполняет услуги в области администрирования и управления группой в сотрудничестве с банковским партнером BAWAG P.S.K. [5].
    Сервисный портфель Mail & Branch Network дополнен новыми услугами для корпоративных клиентов – услуги рекламной почты, управление электронной почтой компании, хранение и управление корпоративными данными, интеллектуальный мониторинг корреспонденции. В общей сложности имеется 1894 пункта оказания почтовых услуг по всей Австрии. Ежегодно обрабатывается 5,7 миллиардов единиц почтовой корреспонденции в Австрии и 3,4 миллиарда единиц в филиалах компании в Юго-Восточной и Восточной Европе. Parcel & Logistics Division предоставляет услуги в девяти европейских странах.
    Основной бизнес подразделения – это транспортная логистика (например, объединенный фрахт, терморегулируемая логистика, транспортировка чувствительных к температуре товаров) и служба экспресс доставки EMS (Express Mail Servance). В последние годы Austrian Post выходит на новые рынки, предлагая новые услуги, такие как складирование, управление товарным потоком, Webshop-логистика, а также транспортировка ценных товаров и даже услуги инкассации.
    BAWAG P.S.K. предоставляет свои банковские услуги в общей сложности 1,6 млн. клиентов и увеличил розничную клиентскую базу за счет более 22000 клиентов в течение 2013 года. Банк работает на рынке сегментов розничного и малого бизнеса (39000 клиентов малого бизнеса), корпоративного кредитования и инвестиций, услуг казначейства на денежных рынках, обслуживает корпоративных клиентов (2500 корпоративных клиентов), обеспечивая конкурентные, прозрачные и простые продукты и услуги для каждого из сегментов бизнеса [5].
    Королевство Бельгии. bpost Belgium является официальным почтовым оператором и универсальным провайдером Королевства Бельгии. bpost решает практически любые почтовые задачи и административные коммуникационные решения, поддерживая высокое качество и клиентоориентированность. bpost хорошо позиционирует доставки посылок на рынке Бельгии благодаря широкому диапазону и вариантам доставки, а также большому сетевому покрытию. В своей сети bpost предлагает широкий спектр почтовых, финансовых и страховых продуктов, развивает дополнительные решения на основании интеграции электронных сообщений, другой корреспонденции, посылок и платежных услуг.
    Миссия bpost: «Мы будем сильнейшим и самым надежным почтовым оператором. Мы будем использовать нашу компетенцию и разрабатывать новые возможности для достижения устойчивого роста в меняющемся мире» [6].
    Ключевые показатели bpost – 10,5 млн. писем и более 105000 посылок обработано в 2013 году, 4,7 млн. человек являются постоянными клиентами bpost, 13187 почтовых ящиков входит в инфраструктуру bpost, ежедневно около 9200 сотрудников разносят почтовую корреспонденцию, 669 почтовых отделений и 674 почтовых пунктов работают для клиентов по всей Бельгии [6].
    Предоставление государственных услуг является также социальной нагрузкой для bpost. Ключевые подразделения службы: Mail & Retail service – решения для розничной торговли (MRS); Parcel & International business – посылки и международная деятельность (P & I); Operational block – операционный блок отвечает за сбор, сортировку, транспорт и доставку международных почтовых отправлений и посылок, в него входит логистический Европейский центр почты в Брюсселе.
    Банкинг является неотъемлемой частью бизнеса и рыночным сегментом, который неуклонно растет. Услуги bpost Banque доступны посредством широкой сети почтового оператора [7]. bpost NV-SA владеет 51% bpost BANKNV / bpost Banque S.A. [7]. bpost Banque, в отличие от других кредитных учреждений, позиционируется, как простой и доступный банк, он открыт для всех. Это банк, который использует почтовые отделения, чтобы быть ближе к народу. Более 1,1 млн. клиентов доверяют этому банку. Сегодня 93% бельгийцев знакомы с торговой маркой «bpost Banque». Основные банковские продукты и услуги, оказываемые bpost Banque – счета и карты, инвестиции, кредиты, страхование, индивидуальное обслуживание.
    Швейцарская конфедерация. Swiss Post Ltd. – структура группы Swiss Post Group – регламентируется в рамках специального законодательства [11]. Дочерними предприятиями группы являются Post CH Ltd, PostFinanceLtd и Post Bus Switzerland Ltd., действующие на своих основных рынках. Post CH Ltd включает в себя четыре подразделения, а также группы управления и подразделений службы. Другие дочерние предприятия входят в состав стратегических дочерних компаний. С такой рыночно ориентированной структурой Swiss Post Group реагирует быстро и новаторски на изменения на рынках. Стратегические дочерние компании Swiss Post Group работают на следующих рыночных направлениях: рынок коммуникаций Post CH Ltd., Post Mail, Swiss Post Offices & Sales.; рынок логистики Post Logistics; розничный финансовый рынок – Post Finance Ltd.; рынок пассажирских перевозок Post Bus Switzerland Ltd.

    Список использованной литературы

    1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.09.2002 г. № 1227-р «О создании федерального государственного унитарного предприятия "Почта России"» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. 9 сентября. № 36. Ст. 3511.
    2. Стратегия развития ФГУП «Почта России» в 2012–2016 гг. // ЗАО «Центр управленческих, экономических и правовых инициатив «Стратегия»: [сайт]. URL: www.strategy-center.ru (дата обращения: 14.08.2014).
    3. Годовой отчёт Почто-банка – 2012. URL: www.postbank.com (дата обращения: 14.08.2014).
    4. Годовой отчёт Почты Австрии. URL: www.post.at (дата обращения: 14.08.2014).
    5. BAWAG P.S.K. Годовой отчёт – 2013. URL: www.bawagpsk.com (дата обращения: 14.08.2014).
    6. bpost. Годовой отчёт – 2012. URL: www.bpost.be (дата обращения: 14.08.2014).
    7. bpostbanq. Годовой отчёт – 2012. URL: www.bpostbanque.be (дата обращения: 14.08.2014).
    8. Почта Германии. Годовой отчёт – 2012. URL: www.deutschepost.de (дата обращения: 14.08.2014).
    9. Почта Франции. Годовой отчёт – 2012. URL: www.laposte.fr/legroupe (дата обращения: 14.08.2014).
    9. Почта Франции. Годовой отчёт – 2012. URL: www.laposte.fr/legroupe (дата обращения: 14.08.2014).
    11. Почта Швейцарии. Годовой отчёт – 2013. URL: www.swisspost.ch (дата обращения: 14.08.2014).
    12. Почта России: [сайт]. URL: www.russianpost.ru/rp/company/ru/home «Компания».

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2