ISSN 1995-1248
The DOI system

Теоретические аспекты идентификации налоговой кластеризации субъектов Российской Федерации

THEORETICAL ASPECTS OF IDENTIFICATION OF TAX CLUSTERING OF CONSTITUENTS OF RUSSIAN FEDERATION



А.А. Тарасевич
A.A. Tarasevich
vylkovaelena@mail.ru
аспирант кафедры государственных и муниципальных финансов ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
candidate for PhD at the Department of State and Municipal Finance of St. Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • tax
  • tax regional cluster
  • tax clustering of constituents of the Russian Federation
  • Keywords:

  • налог
  • налоговый региональный кластер
  • налоговая кластеризация субъектов Российской Федерации
  • В статье определяется понятие налоговой кластеризации российских регионов, впервые дается дефиниция налогового регионального кластера. Предлагается авторское видение цели и основных задач налоговой кластеризации субъектов Российской Федерации. Рассматривается роль налоговой кластеризации на субфедеральном уровне. Идентифицируются объект и предмет налоговой кластеризации регионов, субъекты, осуществляющие кластеризацию.
    Предлагаются авторские подходы к определению основных, наиболее существенных характеристик качества налоговой кластеризации регионов РФ, ее результата и эффективности. Предметное исследование кластеризации создает основу для эффективного управления региональным социально-экономическим развитием.

    We offer a definition of tax clustering of Russian regions; the concept of tax regional cluster is defined for the first time. We present our own idea of the purpose and main tasks of tax clustering of constituents of the Russian Federation. The role of tax clustering at the subfederal level is researched. We identify the object and subject of tax clustering of regions, as well as subjects implementing the clustering process.
    Our own approach to distinguishing the most essential characteristics of tax clustering quality of Russian regions, as well as assessing its results and effectiveness is described. The study of clustering creates a basis for the effective management of regional socio-economic development.

    Обзор статьи

    Кластеризация в экономической литературе интерпретируется, прежде всего, как одна из относительно новых форм интеграции и кооперации. На региональном уровне она рассматривается практически только как вариант объединения чего-то или кого-то внутри региона, регионов. Налоговая кластеризация на субфедеральном уровне ориентирована на внешние региональные процессы, не предполагая реального кооперативного объединения субъектов РФ, но создавая основы для реализации искусства налоговой политики. Налоговый кластер не создается (у налоговой кластеризации нет такой цели), а имеет «модельный характер». Он моделирует, виртуально формирует, классифицирует регионы исходя из комплексной системы налоговых показателей для выявления регионов, стабильно входящих в состав наиболее успешных кластеров, повышения налогового потенциала, развития налоговой политики, улучшения налогового состояния субъектов РФ и, в конечном счете, для изыскания дополнительных резервов для роста доходов бюджетной системы.
    Для налоговой кластеризации российских регионов, рассматриваемой нами как значимый и перспективный инструмент управления социально-экономическим развитием территорий, необходимо и достаточно на данном этапе исследования данного явления идентифицировать цель, задачи, роль, определить объект, предмет кластеризации, субъектов, осуществляющих налоговую кластеризацию, характеристики качества кластеризации, результат и эффективность кластеризации.
    Налоговая кластеризация регионов – процесс кластеризации регионов РФ по уровню (значению) отдельных, наиболее значимых показателей-параметров, образующих комплексную систему налоговых показателей, характеризующих их налоговое состояние, при которой кластеры формируются на основе оценки степени сходства и различий показателей по субъектам РФ.
    Цель налоговой кластеризации российских регионов – всестороннее улучшение показателей-параметров налогового состояния субъектов РФ, повышение степени исполнения налоговых обязательств на соответствующей территории. Достижение обозначенной нами цели, во-первых, соответствует и призвано способствовать успешному выполнению целей региональной экономической политики (к таковым в экономической литературе относят широкую палитру глобальных и в определенной мере точечных целей: поддержание жизнеобеспеченности территорий на достаточном уровне стабильности; повышение уровня социально-экономи-ческого развития; возобновление экономического роста в каждом субъекте РФ для укрепления позиции РФ в мире, улучшения качества жизни населения и т.д.). В действующем сегодня Указе Президента РФ от 03.06.1996 г. № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» [1] среди основных целей перечисляются: создание единого экономического пространства на основе комплекса основ федерализма РФ, выравнивание социально-экономичес-кого развития территорий; приоритетное развитие субъектов, которые имеют стратегическое значение и др.
    Основные задачи налоговой кластеризации регионов РФ, призванные способствовать достижению обозначенной выше цели, по мнению автора, включают в себя:
    1) дополнительное подтверждение или опровержение обоснованности принимаемых решений по улучшению налогового состояния субъектов РФ, повышению степени исполнения налоговых обязательств на соответствующей территории;
    2) научно обоснованное и практически значимое осуществление налоговой кластеризации субъектов РФ в результате разделения неоднородного множества субъектов РФ на группы, являющиеся однородными;
    3) всесторонне обоснованная содержательная интерпретация результатов кластерного анализа налогового состояния соответствующих кластеров;
    4) выявление передовых регионов в той или иной сфере налогообложения за счет использования дополнительных шансов, предоставляемых налоговыми кластер-процедурами;
    5) создание возможностей и благоприятных условий для внедрения достижений передовых регионов в сфере налогообложения и социально-экономическо-го развития в других субъектах РФ адекватно имеющимся в них возможностям;
    6) оценка альтернативных вариантов использования опыта регионов-лидеров в других территориальных образованиях, позитивных и негативных последствий от соответствующих преобразований, рисков и затрат на внедрение нововведений;
    7) учет естественных возможностей развития соответствующих территорий, объективно существующих ограничений и их специфики в части географического положения, исторического развития, инфраструктуры, структуры населения, кадрового состава и т.д. при внедрении в них опыта регионов-лидеров;
    8) постоянный мониторинг и обобщение результатов мероприятий, осуществляемых по итогам интерпретации результатов кластеризации российских регионов, обобщение накапливаемого опыта, тиражирование успешных инициатив;
    9) совершенствование и развитие налоговой кластеризации на субфедеральном уровне;
    10) разумная корректировка задач налоговой кластеризации регионов РФ исходя из динамично изменяющихся условий внешней среды, возникновения новых задач социально-экономического развития территорий РФ.
    Перечисленные задачи должны выполняться последовательно, систематически соотноситься со стратегическими планами социально-экономического развития территорий РФ, новациями в финансовой, инвестиционной и других сферах. Отметим, что как цели, так и предлагаемые нами задачи налоговой кластеризации субъектов РФ соответствуют законодательно утвержденным задачам региональной экономической политики. Кроме того, перечисленные нами задачи не противоречат и в определенной степени связаны с общими научными и практическими задачами, решаемыми методами кластеризации, выделяемыми в публикациях по кластерному анализу.
    Роль налоговой кластеризации на субфедеральном уровне, прежде всего, фискальная. Это происходит из фискальной функции налогов, которую выделяют практически все исследователи данной категории. В качестве второй роли автор считает возможным назвать каталитическую. Выявленные регионы, стабильно входящие в состав функционально пропорциональных налоговых кластеров, призваны своим примером и опытом служить катализаторами улучшения налогового состояния в других субъектах РФ.
    С учетом того, что в экономической литературе имеются разработки о множественности объектов государственного регулирования территориального развития [7. С. 47], считаем, что объектом налоговой кластеризации регионов выступают субъекты РФ. Спецификой кластеризации регионов РФ является возможность и, по нашему мнению, обязательность использования всей совокупности изучаемых объектов. Исключения могут объективно возникать, когда какой-либо регион нецелесообразно при объективных, в каждом конкретном случае специально оговариваемых ситуациях, включать в состав объектов кластеризации. Отметим, что в условиях наличия в РФ федеральных округов, гипотетически налоговую кластеризацию можно осуществлять на примере выборки – части генеральной совокупности, определенным способом отобранной с целью исследования и получения выводов о свойствах и характеристиках генеральной совокупности. Однако на практике использование для целей налоговой кластеризации данных по регионам, входящим в состав того или иного федерального округа, представляется нам не актуальным. Во-первых, количество субъектов РФ в составе отдельного федерального округа недостаточно для формирования из них кластеров; во-вторых, есть существенная специфика каждого федерального округа, и результаты налоговой кластеризации внутри одного из федеральных округов не имеют большого значения для всей страны.
    Говоря про объект налоговой кластеризации, считаем целесообразным также указать на то, что регионы как объекты кластеризуются по заранее заданным и содержательно обоснованным показателям-параметрам, которые определяются как свойствами объектов, так и целями управления, в данном случае в широком смысле слова – целями управления социально-экономическим развитием территорий.

    Список использованной литературы

    1. Указ Президента РФ от 03.06.1996 г. № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Вылкова Е.С., Позов И.А. Система показателей, характеризующих налоговое состояние региона // Вестник Саратовского государственного социально-экономи-ческого университета. 2013. № 3(47). С. 96–100.
    3. Гиттис Л.Х. Статистическая классификация и кластерный анализ. М.: Изд-во Московского Государственного горного университета, 2003. 157 с.
    4. Ермакова Е.А. Методология оценки состояния и устойчивости государственных финансов // Финансы и кредит. 2008. № 27. С. 13–18.
    5. Киреенко А.П., Орлова Е.Н. Проявления региональной налоговой политики в условиях российского бюджетного федерализма // Регион: Экономика и социология. 2014. № 1 (81). С. 193–217.
    6. Кластерные политики и кластерные инициативы: теория, методология, практика: кол. монография / под. ред. Ю.С. Артамоновой, Б.Б. Хрусталева. Пенза: ИП Тугушев С.Ю., 2013. 230 с.
    7. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Либроком, 2012. 368 с.
    8. Налоговые системы. Методология развития: монография / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 464 с.
    9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / под ред. проф. Л.И. Скворцова. 27-е изд., испр. М.: Оникс; Мир и Образование, 2012. 1200 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2