Транспорт является одной из системообразующих отраслей, имеющих тесные связи со всеми элементами региональной экономики и обеспечивающих устойчивое развитие социально-экономи-ческой среды региона. По мере расширения внутренних и внешних экономических связей региона, роста объемов производства и повышения требований к уровню жизни населения существенно возрастает роль транспорта в формировании конкурентных преимуществ региона и в решении проблем экономии общественного времени.
Транспортные коммуникации объединяют все территориальные образования в регионе, что является необходимым условием единства его экономического пространства. Они связывают регион с другими регионами страны и, одновременно, обеспечивают внешние экономические связи, являясь ведущим фактором интеграции региональной экономики в глобальную экономическую систему.
Ситуация на региональном рынке транспортных услуг в большой степени зависит от состояния других отраслей экономики. Возникновение кризисных ситуаций даже в одной, а тем более в нескольких отраслях региональной экономики находит свое непосредственное отражение в ухудшении экономического положения транспортных предприятий.
Основные причины низкой рентабельности перевозок грузов и пассажиров хорошо известны. К ним относятся, во-первых, традиционная неэффективность системы управления транспортными процессами. Во-вторых, можно упомянуть характерное для настоящего времени сохранение тенденции снижения спроса на перевозки, что приводит к уменьшению их объемов при сохранении производственных мощностей транспортных предприятий и численности персонала. В-третьих, существует перманентное отставание темпов роста средней доходной ставки от темпов роста цен на потребляемые в ходе перевозок автомобильное топливо, электроэнергию, материалы, технические средства.
Проблемы развития регионального рынка транспортных услуг становятся все более актуальными в связи с тем, что к настоящему времени появились существенные и довольно устойчивые ограничения роста экономики, обусловленные недостаточным развитием транспортной системы, это касается и инфраструктуры транспорта. Обеспечиваемое сегодня качество транспортных услуг не позволяет в полной мере и эффективно решать социально-экономические задачи региона.
В связи с этим нами исследованы основные методы решения проблем развития транспортных систем, предложенные в Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года [1]. В ходе проведенного нами анализа особое внимание было уделено автомобильному транспорту. Выбор основного объекта исследования определялся тем, что в транспортной системе региона автомобильный транспорт занимает особое место. Для него характерны такие специфические положительные характеристики, как маневренность, высокая оперативность первоначальной организации перевозочного процесса, способность осуществлять доставку грузов и пассажиров «от двери до двери» и т.д. Кроме того, следует отметить большой масштаб использования автомобильного транспорта в регионе при перемещении грузов и пассажиров. Так, доля автобусного транспорта в общем объеме пассажирских перевозок транспортом общего пользования составляет около 60%. Преимущественный рост именно автомобильного транспорта предусмотрен и в Транспортной стратегии РФ.
В Транспортной стратегии [1] определены и структурированы наиболее серьезные проблемы развития транспорта, необходимость решения которых декларируется в этом документе. Анализ ситуации, сложившейся на региональных рынках транспортных услуг свидетельствует, что по отношению к региону наиболее актуальными можно считать следующие проблемы:
- отсутствие сбалансированности в темпах и масштабах развития отдельных видов транспорта в регионе, снижающее уровень транспортной доступности некоторых его территориальных образований;
- несовершенство нормативно-право-вой базы развития регионального рынка транспортных услуг, что затрудняет регулирование таких вопросов, как повышение качества этих услуг, развитие государственно-частного партнерства, достижение требуемого уровня мобилизационной подготовленности транспортных предприятий, обеспечение безопасности пассажиров и сохранности грузов и т.д.;
- недостаточная обеспеченность транспортной отрасли кадрами высокой квалификации, особенно заметная в связи с развитием логистических принципов организации перевозок;
- невысокая эффективность реализации программ комплексного развития дорожной сети региона, что в большой степени связано с несовершенством системы регионального контроля над деятельностью организаций дорожного строительства;
- недостаточное внимание к проблемам развития пассажирского транспорта общего пользования, что является основным фактором снижения качества транспортного обслуживания населения региона.
В Транспортной стратегии [1] предполагается возможность реализации инерционного, энерго-сырьевого и инновационного вариантов развития транспорта страны. По этим же векторам может идти и развитие региональной транспортной системы. На основании данных прогноза развития транспорта, сделанных по каждому из вариантов и приведенных в приложении к Транспортной стратегии, мы попытались оценить потенциальные изменения на рынке транспортных услуг с нескольких позиций. В частности, выяснялось, каковы финансовые гарантии развития транспортной системы в каждом из трех вариантов развития и как именно трансформируется структура транспортного рынка к 2030 году с точки зрения представления в нем отдельных видов транспорта. Сравнивались данные об объемах перевозок в ретроспективном и перспективном периодах, приведенные в Транспортной стратегии, был рассчитан индекс роста объемов, как грузовых, так и пассажирских перевозок, по отдельным видам транспорта, определялось изменение доли транспорта общего пользования при перевозке пассажиров и т.д.
Поскольку развитие регионального рынка транспортных услуг предполагает активное инвестирование, в том числе и из регионального бюджета, то имеет смысл остановиться на результатах анализа финансового потенциала реализации Транспортной стратегии, исходя с позиции реальности финансирования предусмотренных в ней решений по развитию транспортной системы Российской Федерации.
Объем капиталовложений в развитие транспортной системы определен в Транспортной стратегии в ценах соответствующих лет, и по инновационному варианту развития он составляет 170,6 трлн. руб. При этом финансирование в большей части планируется осуществлять из внебюджетных источников, что порождает высокую неопределенность решения проблемы поиска инвесторов. Исключение составляет финансирование строительства дорог, а также финансирование развития наземного городского электротранспорта и метрополитена. Для этих видов транспорта в Транспортной стратегии предлагается высокая степень государственного обеспечения, а за счет внебюджетных средств планируется обеспечить сравнительно небольшой объем капиталовложений в развитие, соответственно 27,7%, 9,8% и 19,6% общих капиталовложений [1].