ISSN 1995-1248
The DOI system

Совершенствование региональных механизмов микрофинансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

IMPROVING REGIONAL MECHANISMS OF MICROFINANCE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS



А.С. Семенов
A.S. Semenov
2918@list.ru
аспирант кафедры национальной экономики и организации производства, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
candidate for PhD at the Department of National Economy and Organization of Production, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • малое и среднее предпринимательство
  • государственная поддержка малого и среднего предпринимательства
  • микрофинансовая деятельность
  • микрофинансовые организации
  • Keywords:

  • small and medium-sized business
  • state support of small and medium-sized business
  • microfinance activity
  • microfinance organizations
  • Одной из ключевых мер, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, является функционирование финансово-кредитных механизмов поддержки бизнеса. Неотъемлемый элемент такой поддержки – предоставление микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) на льготных условиях.
    В данной статье проанализирован механизм функционирования региональной инфраструктуры микрофинансовой поддержки МСП. Выявлена необходимость совершенствования деятельности региональных и муниципальных микрофинансовых организаций, а также законодательства, регулирующего данную сферу экономических отношений. Даны практические рекомендации по рационализации мероприятий, направленных на стимулирование развития малого и среднего бизнеса посредством предоставления микрозаймов.

    One of the key measures aimed at developing small and medium-sized business is creating financial and credit mechanisms of business support. An essential element of such support is providing micro loans for small and medium-sized business using preferential terms.
    We analyze the mechanism of establishing a regional infrastructure of microfinance support of small and medium-sized business. We reveal the need to improve the activity of regional and municipal microfinance organizations as well as the legislation regulating the sphere in question. Guidelines concerning the implementation of measures targeted at stimulating the development of small and medium-sized business by providing micro loans are offered.

    Обзор статьи

    Микрофинансирование зародилось в 70-годах XX века в государстве Бангладеш, одном из самых бедных государств того времени. Основоположником данного направления является Мухаммед Юнус, впоследствии удостоенный Нобелевской премии мира «за попытки инициировать экономическое и социальное развитие снизу» [2].
    На первом этапе своего развития микрофинансирование было направлено на решение проблем бедности, когда займы выдавались под небольшой процент бедным слоям населения для решения социальных проблем либо для осуществления предпринимательской деятельности.
    В последнее время микрофинансирование стало также инструментом предоставления финансовых средств физическим лицам в небольшом объеме на короткий промежуток времени, так называемые «займы до зарплаты».
    Значение микрофинансовой деятельности для различных сфер жизни общества, а также необходимость дальнейшего ее развития подчеркивается еще и тем, что 2005 год был объявлен ООН Международным годом микрокредитования.
    Вместе с тем, с точки зрения экономического развития микрофинансрование имеет наибольшее значение для субъектов малого и среднего бизнеса. В рамках деятельности государства, направленной на поддержку малого и среднего предпринимательства (МСП), была организована инфраструктура, необходимая для оказания такой поддержки. Важным ее элементом является деятельность региональных и муниципальных микрофинансовых организаций (МФО). По итогам 2013 года совокупный портфель займов всех микрофинансовых организаций в Российской Федерации составил 68 млрд. рублей. При этом на финансирование малого и среднего бизнеса было направлено 17 млрд. рублей, существенная часть займов была предоставлена 180 некоммерческими микрофинансовыми организациями в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства [1].
    Опросы предпринимателей показывают, что трудности с получением банковских кредитов в основном связаны с высокими процентными ставками, а также с невозможностью обеспечить достаточное залоговое обеспечение по кредиту.
    Региональная и муниципальная инфраструктура микрофинансовой поддержки МСП является ключевым фактором достижения целей государственной политики, направленной на стимулирование развития бизнеса. С одной стороны, микрофинансовые услуги позволяют субъектам МСП получать доступ к заемным средствам на ранних этапах развития бизнеса. А с другой, низкая процентная ставка (не превышающая 10% годовых) создает благоприятные условия для использования таких средств и дает стимул для дальнейшего роста масштабов бизнеса.
    Безусловно, наряду с доступностью капитала, на развитие сферы МСП оказывают влияние множество других факторов (налоговая нагрузка, административные барьеры и др.). Вместе с тем, нельзя не признать, что именно возможность получения финансовых ресурсов под сравнительно небольшой процент, в особенности на ранних стадиях становления предприятия, имеет определяющее значение как для развития МСП, так и для экономики в целом.
    В Ленинградской области функционируют 5 микрофинансовых организаций, деятельность которых направлена на поддержку малого и среднего предпринимательства региона. Функционирование таких институтов поддержки МСП регулируется не только федеральным законодательством, общим для всех МФО, но и приказами Министерства экономического развития РФ, региональными подзаконными актами, действие которых распространяется исключительно на государственные МФО.
    Законодательство, регулирующее микрофинансовую деятельность, развивается параллельно с развитием самой сферы микрофинансирования. Вместе с тем, наблюдается чрезмерная унификация законодательных актов, в которых не отражена специфика деятельности некоммерческих организаций, ориентированных на поддержку сферы МСП. Так, среди законодательных новаций центральное место занимают необходимость создания обязательных резервов по просроченным микрозаймам, а также обязательное вступление МФО в саморегулируемые организации (СРО). С одной стороны, такие нововведения позволяют повысить прозрачность и обеспечить необходимый уровень регулирования на рынке микрофинансовых услуг. С другой, для МФО, осуществляющих деятельность в области поддержки малого и среднего предпринимательства, расходы на выполнение новых требований законодательства могут оказаться чрезмерными и приведут к значительному сокращению числа таких организаций. В этой связи считаем необходимым смягчить законодательные требования по отношению к МФО, ориентированным на поддержку МСП, а в дальнейшем предусмотреть принятие особых законодательных норм, учитывающих специфику деятельности таких организаций.
    Для дальнейшего развития микрофинансовой деятельности, направленной на поддержку МСП, необходима диверсификация источников формирования кредитного портфеля МФО. Основным и зачастую единственным источником их пополнения служат бюджетные средства. С одной стороны, бюджетные ресурсы ограничены, вследствие этого ежегодная пополняемость кредитных портфелей не является достаточной, т.е. размер финансовых ресурсов не позволяет удовлетворить спрос на ресурсы со стороны субъектов МСП. С другой стороны, отказ государства от реализации данного направления программы поддержки приведет к невозможности дальнейшего наращивания объемов кредитных портфелей МФО. С целью минимизации описанных рисков органам федеральной и региональной власти следует обеспечить условия, позволяющие привлекать инвестиции из различных источников, в том числе на государственном уровне проработать вопрос о сотрудничестве МФО с международными фондами и организациями, реализующими мероприятия по поддержке МСП в различных государствах.
    Повышение эффективности микрофинансовой деятельности невозможно без совершенствования политики по предоставлению займов МФО. На начальных стадиях развития бизнеса у предприятия нет возможности получить банковский кредит в силу достаточно высоких требований банков по отношению к заемщикам. В то же время, именно в начале своей деятельности субъекты предпринимательства нуждаются в финансовых ресурсах. Микрофинансирование могло бы стать катализатором роста таких компаний и явилось бы достойной заменой государственным субсидиям. Безвозвратные инвестиции формируют в предпринимателе «иждивенческий стиль ведения бизнеса» и не дают достаточного стимула для повышения эффективности деятельности. Другими словами, для предпринимателя, в случае получения безвозвратных субсидий, значительно снижается риск потери собственных средств. В свою очередь, финансирование бизнеса на начальных этапах его развития в форме микрозаймов вынуждает предпринимателей постоянно повышать эффективность деятельности, которая должна достигать величины необходимой, чтобы обеспечить не только норму прибыли, но и возвратность заемных средств.

    Список использованной литературы

    1. Мониторинг рынка микрофинансирования за 2013 год // Российский микрофинансовый центр: [сайт]. URL: http:// www.rmcenter.ru/files/monitoring_4q_2013.pdf (дата обращения: 24.10.2014).
    2. Официальный сайт Нобелевской премии. URL: http://www.nobelprize.org/ nobel_prizes/peace/laureates/2006/

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2