|
|
|
|
доцент кафедры управления социальными и экономическими процессами, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат экономических наук
|
an Associate Professor at Social and Economic Processes Management Department, State Institute of Economics, Finance, Law and Technologies, PhD in Economics
|
|
|
|
|
Ключевые слова:
информационное общество
информационная инфраструктура
электронное правительство
государственные и муниципальные услуги
|
Keywords:
information society
information infrastructure
e-government, state and municipal services
|
Тема статьи является актуальной, так как для успешной реализации программы «Информационное общество» в регионах России необходимо, прежде всего, преодолеть неравенство в развитии информационной инфраструктуры. Существенный вклад в развитие информационного общества на региональном уровне вносит получение средств из федерального бюджета, анализу этого процесса и посвящена данная статья.
В статье проведен сравнительный анализ получения федерального финансирования регионами для софинансирования региональных проектов на основании статистических данных Минкомсвязи за 2013 и 2014 годы. Проведено ранжирование регионов по сумме субсидии и доле федерального финансирования. Автором самостоятельно составлены таблицы для расчета необходимых величин и проведены необходимые вычисления для формирования выводов.
В результате проведенного исследования было выявлено, что средний размер федеральной субсидии уменьшился при одновременном увеличении числа регионов, также уменьшился средний размер софинансирования из региональных бюджетов, хотя и не на такую значительную величину; соотношение долей финансирования федеральное / региональное изменилось в сторону уменьшения федеральной части.
|
The theme of the article is relevant for the reason that in order to ensure implementation of the "Information Society" programm in the regions of Russia it is necessary primarily to overcome inequity in information infrastructure development. A major contribution to the development of information society at a regional level is being made through accepting funds from the federal budget and that is what this article is devoted to.
On the basis of statistical data from the Ministry of Communications and Mass Media over 2013 and 2014 the article presents comparative analysis of obtaining federal funds by regions for co-financing regional projects. The regions have been rated as per the amount of subsidy and the proportion of federal funding received. The author has independently drawn up a table for necessary calculations and performed relevant computations for drawing conclusions.
As a result the author revealed decrease in average federal subsidy amount against the background of increase in the number of regions. Besides slight reduction of co-financing from regional budgets has been disclosed with the federal/regional funding ratio being shifted to decreasing the federal portion.
|
|
|
Обзор статьи
Одним из важных направлений формирования информационного общества является ликвидация регионального неравенства в части развития информационной инфраструктуры. В этой связи в июне 2012 г. были утверждены правила распределения средств из федерального бюджета для софинансирования региональных проектов в рамках программы «Информационное общество» [1].
Самые большие шансы получить субсидии были у низкодоходных регионов, которые тем не менее улучшили место в рейтинге развития информационного общества и запрашивали небольшую сумму. Запрос любого региона должен включать целевые показатели, по степени достижения которых будет оцениваться эффективность предоставления софинансирования. При недостижении 70% от запланированных показателей регион будет вынужден вернуть деньги обратно в федеральный бюджет. Если уровень исполнения не достигнет 90%, то регион не сможет претендовать на финансирование в следующем году.
29 ноября 2012 года было проведено заседание Комиссии по конкурсному отбору проектов на право получения федеральных субсидий на проекты, связанные с развитием электронного правительства в регионах России. Всего в адрес комиссии поступило 74 заявки, из которых 73 было принято для участия в конкурсе и одна отклонена по причине несоблюдения срока. Общий объем запрошенных в рамках конкурса средств составил около 2,4 млрд. рублей. Победителями конкурса стали 22 региона, которые разделят между собой общий объем федерального финансирования в размере 670 млн. рублей в соответствии с Постановлением Правительства № 560 [1]. Согласно Постановлению, субсидии будут предоставляться на условии софинансирования, при этом максимальная сумма, выделяемая отдельному региону из федерального бюджета, не должна превышать 50 млн. рублей [4].
В табл. 1 представлены регионы, получившие субсидии из федерального бюджета в 2013 г.
Из табл. 1 видно, что средний размер субсидии из федерального бюджета составил 30,45 млн. руб., причем сумму выше данного показателя получили бюджеты Астраханской области, Республики Саха, Кемеровской области, Калининградской области, Удмуртской Республики, Чеченской Республики, Республики Карелия, Самарской области и Республики Хакасии. Тем не менее, у каждого из этих регионов (за исключением Чеченской Республики) размер субсидии не превысил 50% от общего бюджета мероприятий. Наименьший размер субсидии получил Ставропольский край (3,552 млн. руб., или 7,97% от общей суммы проекта), наибольший (50 млн. руб.) – Республика Мордовия (36,02% от общей суммы) и Удмуртская Республика (40,97%).
В долевом выражении средний показатель федерального субсидирования составил 37,09% и показывает достаточно большой разброс значений (от 7,97% в Ставропольском крае до 50% (максимального возможного значения в рамках субсидирования) в Орловской, Смоленской, Омской, Липецкой областях и Чеченской Республике). Среди показателей софинансирования из бюджета субъекта РФ также наблюдается значительный диапазон: от 14,819 млн. руб. в Омской области до 125,297 млн. руб. в Республике Саха при среднем значении 55,237 млн. руб. [6].
|
Список использованной литературы
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2012 г. № 560 «Об утверждении правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку проектов, направленных на становление информационного общества в субъектах Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
2. Приказ Минкомсвязи России от 19.08.2013 г. № 215 (ред. от 26.12.2013 г.) «Об утверждении Порядка конкурсного отбора на право получения субсидий субъектами Российской Федерации и методики оценки заявок субъектов Российской Федерации по проектам, направленным на становление информационного общества в субъектах Российской Федерации» (Зарегистрирован в Минюсте России 25.09.2013 г. № 30035). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
2. Приказ Минкомсвязи России от 19.08.2013 г. № 215 (ред. от 26.12.2013 г.) «Об утверждении Порядка конкурсного отбора на право получения субсидий субъектами Российской Федерации и методики оценки заявок субъектов Российской Федерации по проектам, направленным на становление информационного общества в субъектах Российской Федерации» (Зарегистрирован в Минюсте России 25.09.2013 г. № 30035). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
4. Информационное общество ГП // Деловой портал «TADVISER». URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья: Информационное_общество_ГП (дата обращения: 13.10.2014).
5. Регионы РФ получили более 1,155 миллиарда рублей на создание информационного общества в рамках конкурса Минкомсвязи // Минкомсвязь России: [сайт]. URL: http://minsvyaz.ru/ru/news/ index.php?id_4=44302 (дата обращения: 15.10.2014).
|