Анализ влияния факторов внешней среды, как технологический элемент системы стратегического планирования непосредственно связан с принятием управленческих решений о проведении структурно-организа-ционных преобразований, выполнении проектов инвестирования в обновление и модернизацию основного капитала с целью создания технологических, процессных и продуктовых новшеств, требующих концентрации как собственных, так и привлеченных средств. Однако такой внешний фактор, как высокая банковская процентная ставка, не способствует экономическим и инвестиционным преобразованиям в сфере услуг, так как ограничивает объемы и сроки использования заимствованных средств.
Влияние изменяющихся курсов валют основных промышленно развитых стран на процесс оказания услуг также выступает одним из основных факторов изменения спроса на оказываемые услуги. Так, при девальвации рубля уровень потребления услуг снижается, повышается экспортная составляющая, но только в том случае, когда качество услуг, продукции не снижается, а экономический интерес менеджеров к повышению качества услуг организации возрастает.
Такой фактор внешнего воздействия, как темпы изменения валового внутреннего продукта, при их росте способствует увеличению расходов потребителей услуг и повышению темпов экономического роста хозяйствующих субъектов сферы услуг. Снижение темпов роста валового внутреннего продукта воздействует на расходы потребителей, тем самым уменьшая экономический и финансовый результаты деятельности предприятий и в целом эффективности экономических видов деятельности сферы услуг.
Наличие высокого уровня инфляции для хозяйствующих субъектов сферы услуг связано со снижением потребления услуг, снижением темпов экономического роста, уровней обновляемости основных фондов, физический износ и моральное старение которых возрастает, а также со снижением квалификации работников, их профессионального мастерства [1].
Кроме рыночных факторов на сферу услуг оказывает влияние и уровень развития общества. Влияние социокультурных факторов макросреды состоит в воздействии на изменение предпочтений потребителей услуг, например, в желании клиентов получать услуги, оказываемые на принципиально новых технологических основах с учетом освоенных обществом инноваций. Демографические проблемы и невысокий уровень жизни части населения также сказываются на уменьшении размеров экономических и финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов сферы услуг. Кроме того, воздействие социокультурных факторов на сферу услуг проявляется и в изменении отношения работников к труду, связанном, например, со снижением их мотивации из-за отсутствия уверенности.
Социокультурные факторы влияния внешней среды на текущую деятельность и перспективное развитие предприятий сферы услуг проявляются также и в опосредованном влиянии на размеры планируемых результатов, эффективности использования ресурсов через изменение объемов потребления услуг; уровень социальной ответственности предпринимателей, участников процесса оказания услуг; отношение граждан к полноценному отдыху, здоровому образу жизни; уровень культуры обслуживания потребителей; размеры социального потребления; качество жизни граждан.
Социокультурные факторы влияния внешней среды могут проявить себя также посредством отсутствия или доходчиво и ясно провозглашенной национальной идеи социально-экономического развития, аналогичных идей, свойственных развитию административно-территориальных образований; изменения степени доверия к исполнительным и законодательным органам власти; роста преступности и уровня коррупции в стране.
Внешние факторы нормативно-правово-го воздействия на текущую деятельность и перспективное развитие сферы услуг состоят в постоянном изменении основных положений принятых законов и иных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность хозяйствующих субъектов сферы услуг, в отсутствии действенных механизмов их реализации. Вместе с этим, изменение в регулирующих мерах нормативно-правовых документов федерального и регионального характера включает широкий спектр таких направлений законодательного характера, как налоговое, бюджетное, таможенное, антимонопольное, патентное, оказывающих воздействие на снижение экономических интересов участников процесса оказания услуг, замедление роста экономических и иных результатов деятельности, уменьшение инвестиционной активности индивидов и субъектов хозяйствования сферы услуг, уровня стимулирования и мотивации работников сферы услуг.
Политические факторы жизни общества призваны в сочетании с нормативно-право-выми регламентациями деятельности предприятий и рациональными механизмами экономического, организационного и финансового обеспечения повышать качество и эффективность деятельности сферы услуг. Данные факторы в системе стратегического планирования развития отраслевых составляющих сферы услуг зачастую проявляются в недостатке конструктивных взаимоотношений предпринимателей, менеджеров и представителей исполнительных, законодательных органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Отсутствие налаженных внешнеэкономических связей с зарубежными государствами, экономические санкции, действующие негативные тенденции в расстановке политических сил также отрицательно влияют на формирование условий для обеспечения взаимовыгодной торговли и выступают как значимые внешние факторы для хозяйствующих субъектов и отраслевых составляющих сферы услуг [3].
Инновационные факторы внешнего влияния, которые следует учитывать в системе стратегического планирования сферы услуг, состоят в изменении технологических основ процесса оказания услуг потребителям. Растущий инновационный уровень внешней среды, непосредственно влияющий на качество и объемы оказания услуг каждого субъекта хозяйствования и в целом экономического вида деятельности, проявляется в создании и реализации кардинально новых (прорывных, радикальных), улучшающих технологических, технических, информационных, структурно-организационных новшеств. Внедрение принципиально новых технологий, информационных систем и разработка новшеств по структурно-организационным преобразованиям (например, интеграция организационно-правовых структур сферы услуг) позволяют субъектам управления добиваться значительного расширения контингента потребителей услуг и создания новых сегментов рынка услуг. Внедрение улучшающих новшеств технологического и информационного характера в субъектах хозяйствования сферы услуг, занимающих доминирующее место в деятельности образовательных, медицинских, спортивно-оздоровительных, туристских, жилищно-коммунальных, гостиничных учреждений, сервисного обслуживания, позволяет постоянно повышать качество предоставляемых потребителям услуг, эффективно использовать труд персонала, расширять свои конкурентные преимущества, повышать экономические результаты деятельности.