ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Проблемы управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов кинематографии

PROBLEMS OF MANAGING COMPETITIVENESS OF BUSINESS ENTITIES IN CINEMATOGRAPHY



Е.Ю. Колобова
Ye.Yu. Kolobova
jenechos@list.ru.
аспирант кафедры Управления экономическими и социальными процессами Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения
candidate for PhD at the Department of Management of Economic and Social Processes of St. Petersburg State University of Cinema and Television
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • управление конкурентоспособностью
  • кинематография
  • кинопрокат
  • конкурентные преимущества
  • кинорынок
  • финансирование кинопроектов
  • Keywords:

  • management of competitiveness
  • cinematography
  • film distribution
  • competitive advantages
  • film market
  • film-making funding
  • В статье рассмотрены основные проблемы управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов кинематографии. Логика раскрытия темы статьи обусловлена причинно-следственными взаимосвязями влияния внутренних и внешних факторов на процесс управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов кинематографии.
    Одним из главных препятствий к повышению конкурентоспособности организаций кинематографии является, по мнению автора, неустойчивое финансовое состояние из-за недостаточного привлечения дополнительных средств, что создает проблему финансирования кинопроектов. Проблема недостатка специалистов и подготовки квалифицированных кадров, снижение кассовых сборов отечественных кинолент, низкий уровень маркетинговой деятельности, информационное пиратство – факторы, отрицательно влияющие на деятельность кинопрокатных компаний.
    Автором предлагаются инструменты решения существующих проблем в сфере кинематографии, в частности, формирование современной государственной политики, направленной на внедрение адекватной складывающимся условиям программы по защите национального кинематографа, а также на создание условий, при которых выгодно инвестировать в кинопроизводство.

    We consider the main problems of managing the competitiveness of business entities in cinematography. The logic of the research is determined by the cause-effect relationship of internal and external factors’ influence on managing the competitiveness of business entities in cinematography.
    One of the key factors impeding the increase of the competitiveness of organizations in cinematography business is unstable financial situation due to the lack of extra funds which results in problems of financing film-making. Such factors as the shortage of specialists, problems of training of qualified personnel, decreasing box-office takings from Russian films, low level of marketing activity, information piracy have negative impact on the performance of film-distribution companies.
    We suggest introducing tools to solve the current problems in cinematography, in particular developing modern government policy aimed at implementing a relevant program to protect national cinematography as well as creating favourable conditions for investing in film-making.

    Обзор статьи

    Усиление конкуренции на кинорынке требует от хозяйствующих субъектов кинематографии повышения уровня конкурентоспособности за счет принятия и реализации эффективных управленческих решений, направленных на решение проблем, возникающих в процессе их текущей деятельности.
    Являясь структурной составляющей национальной экономики, кинематография выступает как целостная система взаимодействия хозяйствующих субъектов, которые осуществляют производство, распределение и прокат кинопродукции, реализацию кинозрелищных услуг. При этом именно кинопрокат является конечным звеном в процессе реализации кинопродукции и представляет собой распространение фильма в любой форме и любыми способами [1]. Различные формы кинопоказа – основные источники получения дохода всеми предприятиями отрасли. Функционирование такой системы приводит к необходимости разработки и реализации комплекса мероприятий, обеспечивающих эффективность текущей деятельности и перспективного развития хозяйствующих субъектов кинематографии в условиях роста конкуренции.
    В современной научной литературе отсутствует методологически законченное определение управления конкурентоспособностью. Ряд специалистов [5. С. 117] понимают под управлением конкурентоспособностью воздействие на производственно-экономические системы, изменяющее оптимальным образом факторы конкурентоспособности товара для достижения поставленной цели в условиях воздействия окружающей среды. Данная трактовка понятия «управления конкурентоспособностью» основывается на определении понятия «управление», представляющего процесс воздействия на объект с целью поддержания заданного состояния или же перевода его в новое. По мнению автора, управление конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов в сфере кинематографии представляет собой непрерывный процесс целенаправленного воздействия на объект управления для достижения и поддержания прогнозируемого уровня конкурентоспособности на кинорынке. В качестве объекта управления могут выступать структурные составляющие кинокомпании, внутренние процессы деятельности хозяйствующего субъекта кинематографии, включающие подбор, производство и реализацию кинопроектов.
    Управление конкурентоспособностью направлено на решение всех проблем, стоящих перед организацией и препятствующих повышению уровня ее конкурентного потенциала. Одной из основных целей управления конкурентоспособностью кинокомпании является формирование, поддержание и развитие конкурентных преимуществ. Важнейшим основанием для приобретения конкурентных преимуществ является совокупность финансовых активов хозяйствующего субъекта, а также его финансовых обязательств в отношении других организаций. В современных экономических условиях финансовое состояние организации зависит от устойчивости ее финансового положения и характеризуется ликвидностью, платежеспособностью, наличием собственных оборотных средств и эффективным их использованием, а также наличием устойчивой финансовой базы.
    Причины низкой конкурентоспособности организаций в сфере кинематографии во многом обусловлены их неустойчивым финансовым состоянием ввиду недостаточного привлечения дополнительных средств в виде банковского кредитования, а также рыночного финансирования. Препятствиями к улучшению финансового положения хозяйствующих субъектов кинематографии являются высокие ставки банковских кредитов, которые снижают возможность реализации долгосрочных инвестиционных кинопроектов, неэффективность системы государственной поддержки организаций кинематографии, действующей как в форме прямого финансирования кинематографа, так и в виде освобождения от налога на добавленную стоимость (НДС) по ряду позиций.
    Отметим, что к проблемам финансирования кинопроизводства относятся трудности, связанные с привлечением средств частных инвесторов. Таким образом, низкий уровень финансового потенциала, обусловленный недостатками в привлечении дополнительных средств, сказывается на качестве кинопродукции и сроках реализации кинопроектов. Недостаток финансирования во многом уменьшает возможности использования инновационных технологий и современного киносъёмочного оборудования. Вследствие этого качество отечественных кинофильмов уступает кинопродукции зарубежных стран, что обусловлено отсутствием современного оборудования, низкого технического оснащения киностудий для обеспечения киносъемочного процесса.
    Проблема финансирования кинопроектов рассматривалась на Всероссийском форуме «Кино России – 2020», на котором Илья Морозовский, глава «АБ Финанс банк», отметил, что имеются большие возможности кредитования кинопроизводства российскими банками, однако существует проблема оценки кинопроектов, связанная с отсутствием какой-либо разработанной модели их кредитования [4].
    В сфере кинематографии остается актуальной кадровая проблема, поскольку трудовой потенциал играет важную роль в формировании конкурентных преимуществ организации, которых можно достичь благодаря интеллектуальному развитию, высокой профессиональной компетентности, инновационной активности, самостоятельности творческого поиска.
    На Всероссийском форуме «Кино России – 2020» Сергей Рахлин, председатель комиссии по иностранным фильмам Ассоциации иностранной прессы Голливуда, отметил, что средний профессиональный уровень российских фильмов не позволяет им успешно конкурировать с Голливудом, а отсутствие современных образовательных программ – важнейшая причина этого. По сравнению с отечественным кинообразованием, американские киношколы оборудованы, а молодые специалисты приходят в студии, владея новейшими технологиями [4].
    Подготовку квалифицированных кадров для кинематографии осуществляют всего два университета по всей России: Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова с обособленными структурными подразделениями (филиалами) в виде бывшего Иркутского техникума кино и телевидения, Ростовского-на-Дону техникума кино и телевидения, Сергиево-Посадского и Советского киновидеотехнических колледжей [2]. Ограниченность образовательных учреждений в данной сфере приводит к недостатку квалифицированных кадров. При этом выпускники перечисленных учебных заведений переходят на работу в другие отрасли народного хозяйства, которые не связаны с производством и реализацией кинопродукции.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон Российской Федерации от 22.08.1996 г. № 126-ФЗ (ред. от 27.12.2009 г.) «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 9 сентября 2011 г. № 928. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Болецкая К. Доля российского кино в прокате достигла пятилетнего максимума // Movie Research Company: [сайт]. URL: http://www.movieresearch.ru/ publications/338 (дата обращения: 15.09.2014).
    4. Всероссийский форум «Кино России – 2020»: Больше специалистов хороших и разных // ПрофиСинема: [сайт]. URL: http://www.proficinema.ru/mainnews/ exhibitions/detail.php?ID=105618 (дата обращения: 15.09.2014).
    5. Сафиуллин Н.З., Сафиуллин Л.Н. Управление конкурентоспособностью предприятий: монография. Казань: Изд-во Казанского университета, 2008. 189 с.
    6. Movie Research Company: [сайт]. URL: http://www.movieresearch.ru

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2