Современную индустрию гостеприимства невозможно представить без соответствующего информационного обеспечения. В России в настоящее время количество гостиниц, применяющих современное программное обеспечение и осуществляющих свою деятельность с использованием информационных систем, составляет около 40% от общего количества гостиниц.
Наиболее востребованными информационными системами, используемыми в гостиницах, являются автоматизированные системы управления отелем. Особенность данных систем заключается в том, что они представляют собой взаимосвязь различных компьютерных программ, применяемых в индустрии гостеприимства. Целью используемых в отельном бизнесе программ является обеспечение бесперебойной работы персонала, оперативное принятие управленческих решений, начиная с процесса бронирования мест и заканчивая получением полного отчета о деятельности гостиничного предприятия за определенный период времени.
В настоящее время в индустрии гостеприимства широко применяется компьютерная система бронирования, которая возникла в 1978 году на базе автоматических систем управления, которые использовались в области бронирования мест на авиарейсы в 60-х гг. XX в.
Компьютерные системы бронирования в индустрии гостеприимства предлагают следующие услуги: бронирование авиабилетов; резервирование мест в номерах различной категории; аренда автомобилей; предоставление услуг; страхование пассажиров авиарейсов; оформление авиабилетов и загранпаспортов; возможность компьютерной обработки документации и бухучета для предприятий индустрии гостеприимства.
Как совершенно справедливо, на наш взгляд, отметил С.С. Скобкин, «в настоящее время в мире зарегистрировано четыре современные и многофункциональные системы резервирования в области отельного бизнеса (Global Distribution Systems – GDS): Amadeus, Galileo, Sabre и Worldspan. Представленные выше системы резервирования работают более чем в 90% предприятий индустрии гостеприимства и с каждым годом охват данными системами предприятий отельного бизнеса увеличивается» [4. С. 321].
«Своим появлением GDS обязаны инициативе одного из крупнейших поставщиков каналов связи SITA, обеспечивавшего в 1970-е годы правительства и оборонные ведомства ряда стран. Появлявшиеся в те годы системы резервирования GDS были основаны на возможностях SITA. Следовательно, было принято решение использовать информационные технологи в сфере туризма. Поставщики, предоставляющие свой продукт в GDS, мгновенно получают возможность доступа к сотням распространителей по всему миру. Использование информационных технологий в отельном бизнесе существенно увеличивает эффективность деятельности за счет снижения издержек продвижение гостиничного продукта» [1. С. 113].
Как известно, самыми знаменитыми информационными компьютерными системами бронирования на мировом рынке туризма являются системы: Amadeus, Worldspan, Galileo.
Amadeus обслуживает около 148 стран, 42843 агентства, 458 авиакомпаний, 278 гостиничных цепей, 37018 гостиниц, 65 компаний по прокату автомобилей. В России представлено 220 терминалов Amadeus [5. С. 9].
Компьютерные системы, применяемые в индустрии гостеприимства, разнообразны по различным параметрам и приобретаются гостиничными предприятиями в зависимости от необходимости выполнения определенных функций. Рассматриваемые информационные системы бронирования различаются по мощности программного обеспечения, технологическим характеристикам, возможностям однофункционального или многофункционального использования, а также размерами охвата сети. Некоторые компьютерные системы резервирования работают в масштабах одного государства, другие имеют возможность подключения пользователей к международной системе бронирования. Важно отметить, что кроме индивидуального использования информационной компьютерной системы в отдельно взятом гостиничном предприятии информационные услуги предоставляют гостиничные предприятия, входящие в крупнейшие гостиничные цепи.
Все международные гостиничные цепи, имеющие отели во многих странах мира, обеспечены современным программным продуктом и используют в своей деятельности комплексные информационные системы нового поколения для осуществления бесперебойной работы отелей как единого целого в области бронирования и резервирования номерного фонда и других услуг индустрии гостеприимства.
Разработчиком известной во всем мире международной информационной системы «Lodging Touch» является американская компания, получившая название Hotel Information Systems. Система «Lodging Touch» используется в большинстве отелей во многих странах мира. Это одна из лучших информационных систем, активное применение которой было найдено именно в отельном бизнесе, используется в таких известных гостиничных цепях, как «Holiday Inn», «Oriental Express», «Gruppo Sol». Представителем корпорации на российском рынке является компания LIBRA international.
В настоящее время компания «Либра Интернейшнл» является важным поставщиком информационных компьютерных продуктов и технологий для предприятий отельного бизнеса во многих городах России и стран СНГ. Компания «Либра Интернейшнл» является официальным партнером-представителем корпорации Hotel Information Systems (HIS). Известная во всем мире корпорация HIS – крупнейший разработчик современного программного обеспечения для индустрии туризма и гостеприимства. Как известно, корпорация поставила более 5000 установок оборудования для комплексных информационных систем бронирования и резервирования в отели 100 стран мира [3. С. 27].
Представляют огромный интерес разработанные в компании «Micros-Fidelio» современные информационные системы координации деятельности и управления в крупных гостиничных мегакомплексах. Программное обеспечение для информационных систем данного вида представляет собой лучший образец компьютерной системы управления в отельном бизнесе и служит основой для 75 крупных гостиничных цепей в мире. Сегодня свыше 15 000 гостиниц более чем в 140 странах мира сделали свой выбор в пользу системы Fidelio [4. С. 292].