ISSN 1995-1248
The DOI system

Развитие и совершенствование информационных технологий в индустрии гостеприимства

DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF INFORMATION TECHNOLOGY IN HOSPITALITY INDUSTRY



В.В. Лавров
V.V. Lavrov
dekanat205@yandex.ru
доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения», кандидат экономических наук, доцент
senior lecturer at the Department of Management of Economic and Social Processes of St. Petersburg State University of Cinema and Television, PhD in Economics, associate professor
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • индустрия гостеприимства
  • информационные технологии
  • система бронирования
  • гостиничное предприятие
  • Keywords:

  • hospitality industry
  • hotel business
  • information technology
  • booking system
  • automated system of hotel management
  • В статье рассмотрены важнейшие вопросы совершенствования системы управления предприятиями индустрии гостеприимства на основе активного внедрения информационных технологий, систем бронирования и резервирования. Особое внимание уделено анализу различных компьютерных систем бронирования, которые применяются в индустрии гостеприимства.
    Информационные технологии, применяемые в индустрии гостеприимства, постоянно совершенствуются и усложняются. Следовательно, для достижения высоких стандартов качества обслуживания клиентов необходимо постоянно обновлять применяемые в индустрии гостеприимства информационные технологии, внедрять современные автоматизированные системы.

    We look at the main issues of improving the system of managing enterprises of hospitality industry on the basis of active implementation of information technology and booking systems. Special attention is paid to the analysis of various computer booking systems used in the hospitality industry.
    Information technology applied in hospitality industry are constantly improved and completed. Therefore, to achieve higher standards of customer service it is necessary to regularly update the information technology used in the hospitality industry and introduce modern automated systems.

    Обзор статьи

    Современную индустрию гостеприимства невозможно представить без соответствующего информационного обеспечения. В России в настоящее время количество гостиниц, применяющих современное программное обеспечение и осуществляющих свою деятельность с использованием информационных систем, составляет около 40% от общего количества гостиниц.
    Наиболее востребованными информационными системами, используемыми в гостиницах, являются автоматизированные системы управления отелем. Особенность данных систем заключается в том, что они представляют собой взаимосвязь различных компьютерных программ, применяемых в индустрии гостеприимства. Целью используемых в отельном бизнесе программ является обеспечение бесперебойной работы персонала, оперативное принятие управленческих решений, начиная с процесса бронирования мест и заканчивая получением полного отчета о деятельности гостиничного предприятия за определенный период времени.
    В настоящее время в индустрии гостеприимства широко применяется компьютерная система бронирования, которая возникла в 1978 году на базе автоматических систем управления, которые использовались в области бронирования мест на авиарейсы в 60-х гг. XX в.
    Компьютерные системы бронирования в индустрии гостеприимства предлагают следующие услуги: бронирование авиабилетов; резервирование мест в номерах различной категории; аренда автомобилей; предоставление услуг; страхование пассажиров авиарейсов; оформление авиабилетов и загранпаспортов; возможность компьютерной обработки документации и бухучета для предприятий индустрии гостеприимства.
    Как совершенно справедливо, на наш взгляд, отметил С.С. Скобкин, «в настоящее время в мире зарегистрировано четыре современные и многофункциональные системы резервирования в области отельного бизнеса (Global Distribution Systems – GDS): Amadeus, Galileo, Sabre и Worldspan. Представленные выше системы резервирования работают более чем в 90% предприятий индустрии гостеприимства и с каждым годом охват данными системами предприятий отельного бизнеса увеличивается» [4. С. 321].
    «Своим появлением GDS обязаны инициативе одного из крупнейших поставщиков каналов связи SITA, обеспечивавшего в 1970-е годы правительства и оборонные ведомства ряда стран. Появлявшиеся в те годы системы резервирования GDS были основаны на возможностях SITA. Следовательно, было принято решение использовать информационные технологи в сфере туризма. Поставщики, предоставляющие свой продукт в GDS, мгновенно получают возможность доступа к сотням распространителей по всему миру. Использование информационных технологий в отельном бизнесе существенно увеличивает эффективность деятельности за счет снижения издержек продвижение гостиничного продукта» [1. С. 113].
    Как известно, самыми знаменитыми информационными компьютерными системами бронирования на мировом рынке туризма являются системы: Amadeus, Worldspan, Galileo.
    Amadeus обслуживает около 148 стран, 42843 агентства, 458 авиакомпаний, 278 гостиничных цепей, 37018 гостиниц, 65 компаний по прокату автомобилей. В России представлено 220 терминалов Amadeus [5. С. 9].
    Компьютерные системы, применяемые в индустрии гостеприимства, разнообразны по различным параметрам и приобретаются гостиничными предприятиями в зависимости от необходимости выполнения определенных функций. Рассматриваемые информационные системы бронирования различаются по мощности программного обеспечения, технологическим характеристикам, возможностям однофункционального или многофункционального использования, а также размерами охвата сети. Некоторые компьютерные системы резервирования работают в масштабах одного государства, другие имеют возможность подключения пользователей к международной системе бронирования. Важно отметить, что кроме индивидуального использования информационной компьютерной системы в отдельно взятом гостиничном предприятии информационные услуги предоставляют гостиничные предприятия, входящие в крупнейшие гостиничные цепи.
    Все международные гостиничные цепи, имеющие отели во многих странах мира, обеспечены современным программным продуктом и используют в своей деятельности комплексные информационные системы нового поколения для осуществления бесперебойной работы отелей как единого целого в области бронирования и резервирования номерного фонда и других услуг индустрии гостеприимства.
    Разработчиком известной во всем мире международной информационной системы «Lodging Touch» является американская компания, получившая название Hotel Information Systems. Система «Lodging Touch» используется в большинстве отелей во многих странах мира. Это одна из лучших информационных систем, активное применение которой было найдено именно в отельном бизнесе, используется в таких известных гостиничных цепях, как «Holiday Inn», «Oriental Express», «Gruppo Sol». Представителем корпорации на российском рынке является компания LIBRA international.
    В настоящее время компания «Либра Интернейшнл» является важным поставщиком информационных компьютерных продуктов и технологий для предприятий отельного бизнеса во многих городах России и стран СНГ. Компания «Либра Интернейшнл» является официальным партнером-представителем корпорации Hotel Information Systems (HIS). Известная во всем мире корпорация HIS – крупнейший разработчик современного программного обеспечения для индустрии туризма и гостеприимства. Как известно, корпорация поставила более 5000 установок оборудования для комплексных информационных систем бронирования и резервирования в отели 100 стран мира [3. С. 27].
    Представляют огромный интерес разработанные в компании «Micros-Fidelio» современные информационные системы координации деятельности и управления в крупных гостиничных мегакомплексах. Программное обеспечение для информационных систем данного вида представляет собой лучший образец компьютерной системы управления в отельном бизнесе и служит основой для 75 крупных гостиничных цепей в мире. Сегодня свыше 15 000 гостиниц более чем в 140 странах мира сделали свой выбор в пользу системы Fidelio [4. С. 292].

    Список использованной литературы

    1. Ветитнев А.М., Ашкинадзе Я.А. Интернет-маркетинг санаторно-курорт-ных услуг. М.: Финансы и статистика, 2007.
    2. Зайцева Н.А. Менеджмент в сервисе и туризме. М.: ФОРУМ, 2012.
    3. Информационные системы управления гостиничными комплексами. М., 2007.
    4. Скобкин С.С. Стратегия развития предприятия индустрии гостеприимства и туризма. М.: ИНФРА-М, 2010.
    5. Щеникова Н.Б. Основы туризма и индустрии гостеприимства. Владивосток: Изд-во ВГУЭиС, 2002.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2