ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Институциональные основы инновационной деятельности компаний с государственным участием

INSTITUTIONAL THEORY OF COMPANIES WITH STATE PARTICIPATION INNOVATIVE ACTIVITY



М.А. Растов
M.A.Rastov
miron@engec.ru
аспирант Лаборатории комплексного исследования пространственного развития регионов Института проблем региональной экономики РАН
a postgraduate student of the Laboratory of comprehensive analysis of regional spatial development at Institute of Regional Economic Studies, RAS
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • инновационная деятельность
  • институциональная экономика
  • компании с государственным участием
  • программы инновационного развития
  • сетевое взаимодействие
  • Keywords:

  • innovation
  • companies with state participation
  • innovation development programs
  • institutional economics
  • network(ing) interaction
  • Развитие стратегической парадигмы в теории управления, трансформация инновационного процесса в разновидность сетевого взаимодействия, стремление не потерять конкурентные преимущества по направлениям, которые могут определить место России в мировом интеграционном процессе, ставят перед компаниями с государственным участием задачу достижения ключевых показателей деятельности, сопоставимых с компаниями, являющимися ведущими мировыми аналогами.
    В этом контексте рассмотрены вопросы непосредственного участия государства в инновационном процессе в качестве агента хозяйственных отношений, сетевого взаимодействия в инновационной деятельности крупных корпоративных образований и вертикально-интегрированных структур с государственным участием.
    Сделан вывод, что доминантное присутствие государства на рынке корпоративного контроля в секторах с высокой инновационной ёмкостью, стратегический ориентир на выход государства из капитала компаний «несырьевого сектора» путем повышения востребованности этих активов в коммерческом обороте определяют необходимость решения задач инновационного развития компаний с государственным участием программными средствами.

    The development of strategic paradigm in management theory along with innovation process conversion into a kind of network interaction and the aim not to lose competitive advantages in the areas that may determine Russia’s place in the world integration process challenge companies with state participation to achieve key performance indicators that are comparable with companies considered to be leading global counterparts.
    In this context the author examines the matters related to direct participation of state in the innovation process, as an agent of economic relations, and considers the issues of network interaction between large corporate entities and vertically integrated companies with state participation in the innovation activities.
    It has been concluded that state dominance in the corporate control market in sectors with high innovation capacity, strategic guideline for withdrawal of the state from “non-primary” sector companies corporate capital by means of increasing the demand for these assets determine the need for meeting the challenges of innovation development of companies with state participation through the use of software tools.

    Обзор статьи

    В условиях инновационной экономики «происходит переход от традиционных линейных моделей парциального инновационного процесса к современным нелинейным, системно-интегрированным моделям инновационного развития» в форме взаимодействия «взаимосвязанных институтов и механизмов создания, хранения, накопления и передачи знания, опыта и элементов прежней культуры (artifacts), которые определяют новые технологии» [1].
    В поле зрения научного сообщества попадает не столько эффективность изолированных экономических агентов (акторов), сколько то, каким образом они взаимодействуют в процессе генерации и распространения знаний, когда системообразующее значение остается за кооперационными отношениями науки и производства, государства и бизнеса [3; 10; 18]. Кооперация в инновационной деятельности является следствием увеличения скорости научно-технического прогресса, необходимостью привлечения крупных финансовых и интеллектуальных ресурсов, диверсификации рисков и специализации на отдельных сферах научного знания [16. С. 40].
    Изучением экономических процессов как результата сложного взаимодействия различных акторов на основе социальных норм занимается специальная отрасль науки – институциональная экономика.
    Институциональные аспекты инновационной деятельности блестяще раскрыты в трудах лауреата Нобелевской премии за 1993 г., создателя теории институциональных изменений Д. Норта [9].
    Современные исследователи вслед за М. Кастельсом [4], Э. Харгадоном [14], Т. Эггертссоном [19] активно развивают тезис о сетевом характере инновационного процесса [8; 12; 17].
    Сетевая экономика – одно из фундаментальных последствий революции в информационных технологиях. По утверждению М. Кастельса, «согласно закону сетевых структур, расстояние (или интенсивность и частота взаимодействий) между двумя точками (или социальными положениями) короче, когда обе они выступают в качестве узлов в той или иной сетевой структуре, чем когда они не принадлежат к одной и той же сети» [4. С. 498].
    Сетевой характер взаимодействия в инновационной деятельности крупных корпоративных образований проявляется следующим образом.
    Диффузия инноваций между горизонтально интегрированными участниками крупной корпорации является противодействием имитации инноваций конкурентами, тем самым снижая ее трансакционные издержки, связанные со спецификацией прав собственности и защитой этих инноваций. Положительные эффекты «на таком сетевом, квазимонопольном рынке» от использования инноваций будут в полном объеме присвоены участниками корпорации [15. С. 106].
    Агенты, расположенные на смежных стадиях цепочки создания ценности, могут извлекать из инновации выгоду. Контроль над дополнительной стоимостью от использования инноваций может быть установлен путем их поглощения и создания вертикально интегрированной компании.
    Мировая практика показывает, что именно крупные корпорации создают условия для инновационно‐технологическо-го развития общества [13. С. 7]. Они «находятся в перманентном инновационном режиме» и наиболее успешно занимаются «организацией, финансированием и коммерциализацией исследований фундаментального и прикладного характера, разработкой крупных проектов, интегрирующих результаты инновационного поиска малых наукоёмких компаний, глобальным сканированием новых идей и рынков, организацией производственного процесса в разных странах мира» [7. С. 26].
    В силу целого ряда обстоятельств в России государство доминантно присутствует на рынке корпоративного контроля в виде компаний с государственным участием. При этом, согласно Постановлению Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 738, под компаниями с государственным участием понимаются хозяйственные общества, акции (доли) в уставном капитале которых находятся в федеральной собственности.
    Российская Федерация по состоянию на 1 января 2013 г. являлась акционером 2227 акционерных обществ. Распределе-ние акционерных обществ по размеру федерального пакета акций в уставном капитале, согласно Прогнозному плану (программе) приватизации федерального имущества и основным направлениям приватизации федерального имущества на 2014–2016 годы, представлено в таблице.
    В отечественном корпоративном секторе следует выделить особую категорию хозяйствующих субъектов – открытые акционерные общества, участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ. Перечень такого рода стратегических акционерных обществ был утвержден Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. № 1009. На сегодняшний день число стратегических ОАО сократилось по сравнению с 2004 годом с 552 до 48 (ред. Указа Президента РФ от 23 апреля 2014 г. № 275).

    Список использованной литературы

    1. Быков В.Н., Волков С.Д., Дятлов С.А. [и др.] Трансформация модели и безопасное функционирование национальной инновационной системы // Научный журнал НИУ ИТМО: [Электронное издание]. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2014. № 1. URL: www.economics.ihbt.ifmo.ru (дата обращения: 02.09.2014).
    2. Зельднер А.Г. Государство в системе обеспечения устойчивого развития общества // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2012. № 6. С. 66–76.
    3. Иванов О.И., Иванов С.А., Шматко А.Д. Формирование инновационной составляющей человеческого потенциала экономики Северо-Запада России // Проблемы современной экономики. 2011. № 1. С. 209–214.
    4. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе: антология / под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С. 494–505.
    5. Курбанбаева Д.Ф., Шматко А.Д. Разработка механизма государственного стратегического управления социально-экономическим развитием страны // Журнал правовых и экономических исследований. 2011. № 4. С. 22–27.
    6. Литовченко С.Е., Шеховцов М.В., Костров С.А. [и др.] Инновационный бизнес: основа ускоренного роста экономики Российской Федерации // Инновации. 2006. № 5 (78). С. 26–43.
    7. Мочальников С.В. Роль государственных корпораций в модернизации российской экономики: автореф. … канд. экон. наук / Ин-т экономики РАН. М., 2011. 26 с.
    8. Нижегородцев Р.М. Информационная экономика. Кн. 1. Информационная Вселенная: Информационные основы экономического роста. М.–Кострома, 2002. 163 с.
    9. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б.З. Мильнера. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180 с.
    10. Растов М.А., Растова Ю.И. К вопросу развития научно-технической кооперации // Стратегии и инструменты управления экономикой: отраслевой и региональный аспект: материалы IV международной научно-практической конференции, 10–12 апреля 2014 г. СПб.: КБ-ПРИНТ, 2014. С. 88–93.
    11. Растова Ю.И., Межов С.И. Методические основы прогнозной оценки объема инвестирования в инновационные проекты // Вестник СПбГЭУ. 2014. Вып. 2(69). С. 78–83.
    12. Ратнер С.В. Методологические проблемы развития конкурентоспособных научно-инновационных сетей: организационно-экономическое и инструментальное обеспечение. Ростов-на-Дону: ЮНЦ РАН, 2009. 208 с.
    13. Сильвестров С., Зельднер А. Государственные корпорации в экономическом развитии России // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2009. № 3. С. 7–16.
    14. Харгадон Э. Управление инновациями. Опыт ведущих компаний / пер. с англ. М.: Вильямс, 2007. 304 с.
    15. Шевцов Д.С. Институциональный механизм конрактации сетевой организации трансакций в рамках инновационного процесса // Вестник УГТУ-УПИ. 2010. № 4. С. 104–114.
    16. Шматко А.Д., Растов М.А. Инновационная деятельность организации: дилеммы и выбор // Економiчний часопис–XXI. 2014. Т. 1. № 3–4. С. 39–42.
    17. Шматко А.Д. Концепция развития вузовского предпринимательства: региональные кластеры и технологические платформы: монография / под науч. ред. д.э.н., проф. Н.В.Афанасьевой. СПб.: Изд-во СЗТУ, 2011. 203 с.
    18. Шматко А.Д. Использование интеллектуального капитала для инновационного развития компаний // Вестник экономической интеграции. 2010. Т. 1. № 12. С. 100–103.
    19. Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты / пер. с англ. М.: Дело, 2001. 408 с.
    20. Mezhov S.I., Rastova Y.I., Shmatko A.D. Theoretical and Methodological Bases of Forming the Operational and Innovation Program of the Company // Nat. Appl. Sci. 2014. № 8(5). Р. 451–457.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2