|
|
|
|
директор Центра развития конкурентной политики и государственного заказа, ведущий научный сотрудник научной исследовательской лаборатории «Исследования актуальных вопросов развития конкурентной политики и государственного заказа в российской экономике» ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», кандидат экономических наук
|
director of the Competition Policy Development and State Order Center, a senior researcher of scientific laboratory "Research of Issues of Competition Policy Development and State Order in the Russian Economy", "Presidential Academy of National Economy and Public Administration", PhD in Economics
|
|
|
|
|
Ключевые слова:
система государственных закупок России
контрактная система
электронные аукционы
электронно-цифровая подпись
|
Keywords:
government procurement system
contract system
e-auctions
digital signature
|
Современная система государственных закупок представляет собой многоуровневый коммуникативный процесс, в котором участвуют, с одной стороны, федеральные органы исполнительной власти, распорядители бюджетных средств, иные заказчики, с другой стороны, поставщики, подрядчики и иные участники государственных закупок, а также контролирующие органы государственной власти и органы власти, непосредственно занимающиеся нормотворчеством в данной сфере, общественные объединения в сфере госзакупок. Все это непосредственно связано с усложнением процесса закупок, а также с изменением в общественном сознании определения понятия «госзакупки». Возрастающая конкуренция между участниками закупок предъявляет высокие требования качества к поставляемым товарам, работам, услугам.
Статья посвящена вопросу развития системы государственных закупок, увеличению количества участников в процессе расходования бюджетных средств заказчика. В результате исследования делается вывод о необходимости превращения действующей системы государственных закупок в максимально удобный и эффективный инструмент для осуществления политики государства в области организации закупок и выполнения государственного и муниципального заказа.
|
Contemporary government procurement system represents a multilevel communicative process wherein federal executive government bodies along with budget owners and other Customers would participate on the one part and on the other part – suppliers along with contractors and other government procurement parties with government controlling agencies and bodies of powers vested with legislative authorities in respective field as well as public associations dealing with government procurement. It deals with complication of procurement processes and revision of public awareness in terms of the concept of government procurement. Growing competition between procurement parties results in high demands to purchased goods, jobs and services.
The article focuses primarily on the development of the government procurement system as well as upon increase in the number of Customer budgetary funds expenditure parties. The study results in a conclusion that it is necessary to transform the present government procurement system into an utmost convenient and effective tool in order to carry out the government policy in the field of procurement arrangements and performing government and municipal order.
|
|
|
Обзор статьи
Отголоски мирового финансово-экономического кризиса 2008–2010 годов наша страна испытывает и по настоящее время. Именно сейчас Россия находится на этапе коренных социально-экономических преобразований, а российская экономика находится на переходном этапе развития.
В середине 2000-х годов в России началось изменение всех стадий бюджетного процесса и самой концепции управления государственными расходами. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» одобрило Концепцию реформирования бюджетного процесса. Произошло смещение акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств.
Самое главное требование, которое сегодня выдвигается к бюджетной работе – это эффективное расходование бюджетных средств. Бюджетная система государства формируется на основе всей совокупности социально-экономических, правовых и других особенностей того или иного общества. В рыночной экономике процессы производства и распределения работ и услуг осуществляются благодаря свободной торговле и свободным рыночным ценам. Система государственных закупок очень ярко отражает взаимодействие рынка и государства в экономическом процессе, поскольку государство с развитой вертикалью власти не способно быстро реагировать на изменения потребностей и зачастую не способно быть открытым для информации и для инноваций. Рыночные механизмы, основанные на конкуренции, а также на законах спроса и предложения, в отличие от государства, могут быстро реагировать на изменение потребностей общества, производить моментальный обмен информационной базой и т.д.
Начиная с 2007 года, Правительство России делало плавные шаги к открытости, прозрачности при составлении бюджета на следующий год: именно с 2007 года был одобрен переход на трехлетнее планирование бюджета, тем самым Правительство подготовило нас к среднесрочному обязательному планированию с 1 января 2014 расходов бюджета всех уровней государственной власти (субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления). На основе планируемого прогноза социально-экономичес-кого развития Российской Федерации (субъекта РФ или муниципального округа) составляется бюджет. Данный прогноз утверждается одновременно с принятием решения о внесении проекта бюджета в законодательные (представительные) органы.
Система государственных закупок потенциально несет большие выгоды, экономию бюджета на всех уровнях. Главный принцип системы закупок – это эффективная система извещения потенциальных поставщиков (исполнителей, подрядчиков), публичное рассмотрение и оценка заявок, стандартизованные критерии оценки, а также широкая публикация результатов всех торгов. Зачастую именно государственный заказ выступает естественным механизмом регулирования конкуренции.
Система государственного заказа является инструментом, позволяющим государству проводить экономическую политику. Именно поэтому, с экономической точки зрения, легко объясним огромный интерес малого и среднего бизнеса к государственному заказу, поскольку реализовывать потребности государства – это престижно и безопасно. Вероятность связаться с недобропорядочным и неплатежеспособным заказчиком мала, так как заключенный контракт на поставку товаров, оказание услуг гарантируется Российской Федерацией.
Большим подспорьем в решении вопроса эффективного размещения бюджетных средств послужил Федеральный закон от 21 июня 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Главная цель закона – это создание конкурентной среды и эффективное расходование бюджетных средств. Благодаря данному закону появились четкие правила работы, которые позволяют расширить диапазон участников и сделать расходование бюджетных средств заказчика более прозрачным.
|
Список использованной литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июня 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
|