ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Систематизация услуг финансового консалтинга в условиях реформирования гражданского законодательства Российской Федерации

SYSTEMATIZATION OF FINANCIAL CONSULTING SERVICES UNDER REFORMING OF CIVIL LEGISLATION OF RUSSIAN FEDERATION



М.В. Сигова
А.В. Затевахина
M.V. Sigova
A.V. Zatevakhina
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
первый проректор АНО ВПО «Международный банковский институт», доктор экономических наук, доцент
доцент кафедры экономики, организации и управления производством ФГБОУ ВПО «Балтийский государственный технический университет "Военмех" им. Д.Ф. Устинова», кандидат экономических наук
vice-rector of International Banking Institute, Doctor of Economics, associate professor
senior lecturer at the Department of Economics, Organization and Production Management of Baltic State Technical University “Voenmekh” named after D. Ustinov, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • финансовый консалтинг
  • рынок финансовых услуг
  • гражданское законодательство
  • систематизация услуг финансового консалтинга
  • Keywords:

  • financial consulting
  • market of financial services
  • civil legislation
  • systematization of financial consulting services
  • Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время активно ведется реформирование гражданского законодательства Российской Федерации, планируется внести изменения, направленные на приведение норм законодательства в соответствие с изменением рыночной экономики и на унификацию действующего в стране законодательства с законодательством европейских стран с известными правовыми системами континентального (романо-германского) права. Делается вывод о том, что многие положения Гражданского кодекса нуждаются в дополнениях и конкретизации.
    В статье проводится анализ услуг финансового консалтинга в условиях реформирования гражданского законодательства Российской Федерации и выделяются основные направления, в которых будет проходить систематизация услуг финансового консалтинга в Российской Федерации, а именно: для юридических и физических лиц.
    В ходе исследования авторы использовали такие методы, как сравнительный анализ, классификация, синтез и группировка, а также системный подход к исследованию вопросов финансового консалтинга.

    The relevance of the research is determined by the fact that active reforming of Russian civil legislation is currently taking place. There are plans to introduce changes aimed at making legislation norms correspond to changes in market economy and to unify Russian legislation to conform to European legislation with legal systems of continental (Roman and German) law. We make a conclusion that many clauses of civil code should be completed and specified.
    We carry out the analysis of financial consulting services under the reforming of the civil legislation of the Russian Federation and reveal the key directions for the systematization of financial consulting services in the Russian Federation, specifically for individuals and legal entities.
    Such methods as comparative analysis, classification, synthesis and grouping as well as system approach to studying issues of financial consulting are used in the research.

    Обзор статьи

    Рынок финансового консалтинга в Российской Федерации в настоящее время находится в стадии становления и систематизации своей направленности. Три основных фактора развития консалтинга – рыночная экономика, частный бизнес и эксперты – появились в нашей стране в начале 1990-х годов. При этом основное развитие получили ИТ-разработка и системная интеграция, а также управленческий консалтинг. Такая тенденция была вызвана спросом на создание и развитие телекоммуникационных и информационных услуг. Сейчас рынок консалтинга переориентируется на финансовые услуги, позволяющие мобилизовать свободный капитал физических и юридических лиц и управлять им с максимально возможной эффективностью.
    Активное развитие рынка финансовых услуг, использование финансовых инструментов в государственном и частном секторах экономики приводят к возрастающей социальной нагрузке в данной отрасли. С одной стороны, на государство и участников финансового рынка ложится ответственность за формирование рынка конкурентоспособных услуг, обеспечение надлежащей правовой и информационной поддержкой, соблюдение принципов социальной ответственности. С другой стороны, потребитель финансовой услуги оказывается в ситуации, когда именно на нем лежит ответственность за правильное решение по выбору услуги.
    Такие вопросы особенно актуальны в условиях нестабильности банковского сектора и мировой экономики, при этом активное влияние на систематизацию рынка финансового консалтинга оказывают существенные изменения правового поля страны.
    В настоящее время активно ведется реформирование гражданского законодательства Российской Федерации. В ранее действовавшие нормы законодательного документа (первого по своей значимости после Конституции), в Гражданский кодекс Российской Федерации, с помощью федеральных законов были внесены и планируется внести изменения, направленные на приведение норм законодательства в соответствие с изменением рыночной экономики и на унификацию действующего в стране законодательства с законодательством европейских стран с известными правовыми системами континентального (романо-германского) права. Эффект глобализации оказывает своё воздействие и в данной области. Когда практика применения законов показала, что многие положения Гражданского кодекса нуждаются в дополнениях и конкретизации, была разработана и принята Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 7 октября 2009 г.) [3].
    Особое внимание в вышеуказанной Концепции уделяется корпоративным отношениям. Слово «корпорация» происходит от новолатинского «corporatio» – объединение, общество, союз, группа лиц. Первые корпорации возникли в Древнем Риме с разрешения сената. Сейчас система корпоративного управления используется как в континентальной, так и в англосаксонской системах права, хотя в некоторых странах она не закреплена на законодательном уровне (например, Франция).
    Международная практика корпоративных отношений базируется на следующем подходе: более жесткие требования к управлению для публичных компаний, а для компаний, не планирующих выход на фондовый рынок, разрабатывается более гибкое законодательство, которое предоставляет акционерам больше свободы для реализации собственной стратегии развития бизнеса. Это делается для внешнего инвестора, обеспечения безопасности его вложений, в том числе дает возможности защиты от злоупотреблений собственников, рейдерских захватов.
    Для российских акционерных обществ, планирующих выходить на фондовый рынок либо уже работающих на нем, режим регулирования должен предполагать высокую степень регламентации корпоративных процедур, стандартизацию правил управления с целью снижения затрат инвесторов, приобретающих ценные бумаги на фондовом рынке.
    В нашей стране существенные изменения в системе корпоративного управления происходят с 1 сентября 2014 года – принципиально изменяется классификация юридических лиц. Такие изменения в Гражданский кодекс РФ вносятся Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [2].

    Список использованной литературы

    1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014 г.; с изм. от 23.06.2014 г.; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014 г.). Часть первая. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Федеральный закон Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // Российская газета. 2014. № 101.
    3. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 7 октября 2009 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2009. № 11.
    4. Домчева Е. Пенсионные накопления заморозят еще на год // Российская газета: [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2014/ 08/05/pensii-site.html (дата обращения: 06.09.2014).
    5. Сигова М.В. Рынок консалтиногвых услуг как элемент внешней среды предприятий национальной экономики // Журнал правовых и экономических исследований. 2009. № 1. С. 110–115.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2