ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Корпоративная социальная ответственность как вид юридической ответственности

CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY AS A KIND OF LEGAL RESPONSIBILITY



О.К. Кремлёва
O.K. Kremleva
dekanat205@yandex.ru
заведующая кафедрой хозяйственного права ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат юридических наук, доцент
Head of Business Law Department, "Saint-Petersburg State University of Economics", PhD in Law, an associate professor
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • корпоративная социальная ответственность
  • юридическая дефиниция;
  • корпоративное социальное правоотношение
  • кодекс корпоративного поведения
  • Keywords:

  • Corporate Social Responsibility
  • legal definition
  • corporate social legal relations
  • corporate code of conduct
  • Актуальность темы статьи обосновывается усиливающейся ролью корпоративной социальной ответственности (КСО) в международной и отечественной бизнес-практике, декларацией важности развития КСО на глобальных и региональных конференциях лидеров мировых держав, поддержкой ведущих международных организаций, объективным значением для устойчивого развития всего мирового сообщества.
    В статье приводится юридическая дефиниция КСО, выявляются особенности КСО как вида юридической ответственности, рассматриваются её характеристики. В ходе исследования формулируется понятие корпоративного социального правоотношения, вычленяются его элементы, указывается место корпоративной ответственности.
    Автором делаются выводы о тенденциях развития института КСО, путях совершенствования обеспечения данного вида юридической ответственности.

    The relevance of the article is based on the ever increasing role of corporate social responsibility (CSR) in both international and domestic business practice. The importance of developing CSR has been substantiated at different global and regional political conferences and summits, it has been supported by leading international organizations in terms of acknowledging its great importance for ensuring sustainable development of the international community.
    The article provides a legal definition of CSR and reveals specific features of CSR as a kind of legal responsibility. In the course of the study the concept of corporate social legal relations is introduced with its elements being singled out and the place of corporate responsibility being defined.
    The author draws a conclusion about CSR institution developmental trends and the ways of improving support of this type of legal responsibility.

    Обзор статьи

    Термин «корпоративная социальная ответственность» (КСО) прочно вошёл в международную и отечественную бизнес-практику, закрепился в экономической науке, социологии и политологии. Важность развития КСО систематически декларируется на глобальных и региональных конференциях лидеров мировых держав, поддерживается ведущими международными организациями. В то же время, само понятие КСО, смысловой и функциональной основой которого является ответственность, весьма разноплановое. Обширное содержание КСО, обусловленное сферой его применения, породило множество подходов к его пониманию. Однако наиболее востребованное правовое толкование КСО как вида юридической ответственности в настоящее время недостаточно разработано. Такое положение тем более обидно в связи с кардинальным изменением действующего российского гражданского законодательства, бурным развитием корпоративного права, процессами глобализации и соответствующей ей унификации права. Обобщая пласты научных разработок гуманитарных наук в области КСО за период свыше 50 лет, можно резюмировать, что КСО трактуется в качестве принципа, который организация добровольно принимает на себя и реализует в интересах получения экономических и репутационных преимуществ. В плане продвижения КСО в России происходит внедрение международных стандартов составления отчетов в области устойчивого развития, например, АА1000, GRI; принята Хартия социальной ответственности бизнеса РСПП; Торгово-промышленной палатой подготовлен отечественный стандарт социальной ответственности. Большинство российских коммерческих и некоммерческих организаций приняли кодексы корпоративной социальной ответственности или корпоративные кодексы.
    Главная проблема концепции КСО в современных условиях – это преобладание коммуникативной функции и социальной отчетности по сравнению с функцией стратегического управления компаниями и целенаправленного нормативно-правового обеспечения устойчивого развития. Ведущие исследователи в области КСО отмечают слабость именно «юридического звена» её обеспечения.
    Учитывая всё вышеизложенное, целесообразно выработать юридическую дефиницию КСО. В качестве опорной может быть предложена нижеследующая дефиниция, вносящая ясность в юридическую природу КСО: «Корпоративная социальная ответственность – ответственность корпораций за действия, повлекшие отрицательные социальные последствия». Данное определение позволяет очертить источники регулирования КСО, квалифицировать субъектный и объектный состав и содержание корпоративного социального правоотношения.
    Объектом корпоративного социального правоотношения выступают проблемы, наименее разработанные в юридической науке. Максимально унифицировав область функционирования КСО, следует сделать вывод, что она распространяется на следующие взаимосвязанные сферы применения:
    - формирование и укрепление имиджа и деловой репутации, корпоративное развитие;
    - взаимодействие с местными органами власти, государственными структурами и общественными организациями для решения общих социальных проблем;
    - социальные аспекты взаимодействия с поставщиками и покупателями продукции и услуг;
    - проведение реструктуризаций и организационных изменений с участием представителей от высшего менеджмента компаний, персонала и общественных организаций;
    - управление развитием персонала, здоровье, безопасность и охрана труда, соблюдение прав человека; экологическая политика и использование природных ресурсов;
    - обеспечение связей с общественностью в названных направлениях.
    Структурировав вышеназванные области применения КСО в разрезе субъектного состава, можно выделить государство, инвесторов, поставщиков и потребителей, менеджеров и работников. Данный состав в целом соответствует классической модели КСО, формирование которой является результатом влияния полувекового существования сложившихся разновидностей социального партнерства: скандинавской, американской, европейской. Анализ существующих моделей КСО с точки зрения правовой доктрины позволил разграничить субъектный и объектный элемент и терминологически их минимизировать. Субъектами корпоративного социального правоотношения являются управомоченная и обязанная стороны, обладающие корпоративной правосубъектностью. С точки зрения правового статуса субъектами корпоративного социального правоотношения могут являться физические и юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления, выполняющие в корпоративном отношении функции обеспечения, регулирования и контроля экономической и социальной деятельности общества; органы самой корпорации; представители работников корпорации, контрагенты корпорации.
    Объектом корпоративного социального правоотношения являются социальные блага и ценности, а именно деятельность субъектов корпоративного социального правоотношения, направленная на создание социальных благ, материальные и нематериальные блага, результаты совместных корпоративных действий.

    Список использованной литературы

    1. Резолюция по стандартам ЕС для европейских предприятий, действующих в развивающихся странах: на пути к Европейскому кодексу этики. Принята Европейским парламентом 15 января 1999 года // OJ. 1999. C 104/176.
    2. Глобальный договор ООН: [сайт]. URL: http://www.unglobalcompact.org/docs/ news_events/8.1/ATS_RU.pdf

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2