ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Развитие исполнительного производства в условиях формирования евразийского экономического союза

THE DEVELOPMENT OF ENFORCEMENT PROCEEDINGS WITHIN FORMATION OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION



Т.В. Васильева
М.Г. Грец
В.П. Назаров
T.V. Vasilyeva
M.G. Grets
V.P. Nazarov
dept.kgiap@engec.ru
maxim.grets@gmail.com
zahr@list.ru
аспирант кафедры финансового и административного права ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
аспирант кафедры финансового и административного права ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
аспирант кафедры финансового и административного права ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
post-graduate student of the Financial and Administrative Law Department, “Saint-Petersburg State University of Economics”
post-graduate student of the Financial and Administrative Law Department, “Saint-Petersburg State University of Economics”
post-graduate student of the Financial and Administrative Law Department, “Saint-Petersburg State University of Economics”
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • таможенный союз
  • посредничество при разрешении конфликта (медиация)
  • правовая помощь
  • правоохранительная деятельность
  • унификация законодательства
  • исполнительное производство
  • Keywords:

  • the Customs Union
  • law enforcement
  • enforcement proceedings
  • legal aid
  • mediation in conflict resolution
  • harmonization of lagislation
  • Правовое обеспечение исполнительного производства как предмета регулирования национальных законодательств государств-участников Таможенного союза нуждается в модернизации. Разработка единых подходов к решению этой задачи является актуальной проблемой.
    В статье первоначально уточняется место исполнительного производства в административном процессе, в системе правоохранительной деятельности, а затем характеризуются конвенционные основы взаимодействия правоохранительных органов при реализации исполнительных мер.
    Вопрос о реализации принятых по делам об административных правонарушениях решений остается не достаточно урегулированным. Гармонизация и унификация законодательств государств-членов Таможенного союза об исполнительном производстве требует, в первую очередь, заключения Соглашения об исполнительном производстве.
    Используя системный анализ, метод сравнительного правоведения, авторы выявляют особенности регулирования взаимодействия правоохранительных органов при исполнении решений по делам о нарушениях таможенных правил, уточняют содержание правовой помощи применительно к исполнительным мерам, выявляют ряд проблем регламентации исполнительного производства и обнаруживают перспективы внедрения посредничества при разрешении конфликта (медиации) в сферу исполнительного производства.

    Legal support of enforcement proceeding being a subject matter of Customs Union member states national laws legal regulation needs modernization. Thereupon the development of common approach on this key challenge becomes a pressing issue.
    The articles initially clarifies the place of enforcement proceedings in administrative procedure, in the law enforcement sector, and after that it characterizes conventional basis for interaction of law enforcement bodies in the course of implementing measures of enforcement.
    For the time being one of the controversial issues proved to be still unsettled is carrying out decisions on administrative offenses, that came into force. Harmonization and unification of the Customs Union member states laws on enforcement proceedings requires conclusion of Agreement on Enforcement Proceedings.
    By means of the system analysis as well as the comparative law method the authors reveal specific features of regulating interaction between law enforcement authorities in the course of their carrying out decisions on violation of customs rules, specify the content of legal aid with regard to measures of enforcement, reveal some problems of regulating enforcement proceedings, and discover eventually prospects for the implementation of mediation model into enforcement proceedings sector.

    Обзор статьи

    Государства-члены Таможенного союза (Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан) уверенно двигаются к созданию Евразийского экономического союза [2] как международной организации и межгосударственного объединения в терминах ст. 79 Конституции Российской Федерации [1], реализующего правовой режим таможенного союза и единого экономического пространства. Соответственно, правовые режимы различной административной деятельности государственных органов государств-членов Таможенного союза будут существенно конкретизироваться на пути гармонизации и унификации законодательства.
    В соответствии с ч. 3 ст. 7 Таможенного кодекса Таможенного союза [3] (ТК ТС) таможенные органы государств-членов Таможенного союза (ТС) осуществляют производство по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств-членов ТС. В связи с этим правоохранительная деятельность – предмет регулирования национальных законодательств. Однако данный тезис требует уточнения. Во-первых, исполнительное производство относится к правоохранительной деятельности, однако исполнительные мероприятия таможенных органов и службы судебных приставов различаются. Во-вторых, одновременное употребление понятий «административный процесс» и «производство по делам об административных правонарушениях» в ТК ТС неудачно, так как административный процесс объединяет различные производства, в том числе и исполнительное. Следовательно, возникает неопределенность: имеет ли в виду законодатель исполнительное производство как составляющую административного процесса или ограничивается производством по делу об административном правонарушении, которое отличается от исполнительного производства. Кроме того, привлечение «лиц к административной ответственности» может восприниматься широко, включая полное исполнение назначенного административного наказания.
    Договором от 5 июля 2010 г. об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств-членов таможенного союза [4] предусмотрено, что лицо, совершившее административное правонарушение на таможенной территории ТС, подлежит привлечению к административной ответственности по законодательству того государства-члена ТС, на территории которого выявлено административное правонарушение. В случае недоставки товаров и документов на них в место доставки, установленное таможенным органом отправления лицо подлежит привлечению к административной ответственности по законодательству того государства-члена ТС, таможенными органами которого товары выпущены в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Административное производство осуществляется по законодательству того государства-члена Таможенного союза, в котором лицо подлежит привлечению к административной ответственности (ст. 4). Таким образом, в настоящее время создаются конвенционные (договорные) нормативные предпосылки для процессуального взаимодействия таможенных органов государств-членов ТС. Однако вопрос о реализации принятых по делам об административных правонарушениях решений остается не урегулированным.
    Государства-члены ТС признают вступившие в законную силу решения по делам об административных правонарушениях, вынесенные на территории другого государства-члена ТС, и принимает меры к их исполнению. Порядок признания и исполнения таких решений определяется международным договором и законодательством того государства-члена Таможенного союза, на территории которого осуществляется исполнение (ст. 8 Договора от 5 июля 2010 г.). Данное положение Договора предполагает осуществление гармонизации и унификации законодательств государств-членов Таможенного союза об исполнительном производстве и введение в действие механизма процессуального взаимодействия государственных органов, уполномоченных осуществлять исполнительное производство. Исполнение таких решений административных органов одного государства на территории другого государства представляет проблему стороны, принимающей соответствующие решения. Гармонизация и унификация законодательств государств-членов ТС об исполнительном производстве требует в первую очередь заключения Соглашения об исполнительном производстве. Это прямо обусловлено требованиями ст. 31.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) [6].
    В соответствии с Соглашением от 5 июля 2010 г. о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств-членов таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях [5] таможенные органы государств-членов Таможенного союза могут направлять друг другу поручения о проведении отдельных процессуальных действий. Соглашение не содержит положений, ограничивающих перечень процессуальных действий, однако и не дает оснований для того, чтобы поручить проведение мер исполнительного производства. Следует заметить, что Соглашение прямо указывает как меры, которые можно отнести к исполнительным действиям, лишь поручения о вручении документа, об изъятии либо аресте товаров, являющихся предметами административного правонарушения, об экспертизе. Процессуальные и иные действия по делам об административных правонарушениях производятся в соответствии с законодательством запрашиваемой Стороны, хотя возможен и запрос на выполнение действий в определенном порядке (учитывающем законодательство запрашивающей стороны).

    Список использованной литературы

    1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с изменениями на 21 марта 2014 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря; Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 9. Ст. 851; № 15. Ст. 1691.
    2. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.03.2013 г. № 18 «Об организации работы над проектом Договора о Евразийском экономическом союзе» // Евразийская экономическая комиссия: [сайт]. URL: www.tsouz.ru (дата обращения: 26.03.2013).
    3. Таможенный кодекс Таможенного союза // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 50. Ст. 6616.
    4. Договор от 5 июля 2010 г. «Об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств-членов таможенного союза» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 32. Ст. 4476.
    5. Соглашение от 5 июля 2010 г. «О правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств-членов таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 32. Ст. 4474.
    6. Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» (с изменениями на 20 апреля 2014 года) от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. Часть I. Ст. 1.
    7. Проект программы Министерства юстиции Российской Федерации от 16 февраля 2011 г. «Долгосрочная программа повышения эффективности исполнения судебных решений (2011 – 2020 годы)» // Справочно-правовая система «Право.ru». URL: http://docs.pravo.ru/document/view/ 10963602/5775593/ (дата обращения: 27.03.2014).
    8. Сунгуров А.Ю. Сравнительный анализ института омбудсмана // Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах. Т. 2. Региональный омбудсман / под ред. А.Ю. Сунгурова. СПб., 1999. С. 99. (Приложение к журналу «Северная Пальмира».)

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2