ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Информация как товар на рынке инновационных продуктов и услуг

INFORMATION AS PRODUCT IN MARKET OF INNOVATIONAL GOODS AND SERVICES



В.В. Макаров
С.А. Синица
V.V. Makarov
S.A. Sinitsa
akad.makarov@mail.ru
sinica@sulus.ru
заведующий кафедрой экономики и управления в связи Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, Заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор
доцент кафедры экономики и управления в связи Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, кандидат экономических наук
Head of the Department of Economics and Management in Communications at the Bonch-Bruevich Saint-Petersburg State University of Telecommunications, Honoured Science Worker, Doctor of Economics, professor
senior lecturer at the Department of Economics and Management in Communications at the Bonch-Bruevich Saint-Petersburg State University of Telecommunications, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • информация
  • рынок
  • субъекты экономических взаимоотношений
  • инновация
  • товар
  • Keywords:

  • information
  • market
  • subjects of economic relations
  • product
  • innovation
  • Информация в современной экономике приобретает статус товара и сравнялась по значимости для общества с другими материальными ресурсами, поэтому исследование возможных методических подходов к оценке информации несомненно является актуальным.
    В процессе исследования авторами выявлены существенные отличия информационных ресурсов от традиционных нематериальных ресурсов и с использованием аналитических методов установлено, что при их оценке существенным является целевое назначение информации: произведена ли данная информация для реализации в общественном производстве, или эта информация не является предметом реализации на производительном рынке.
    В развитие этих положений авторами делается вывод, что по мере распространения инноваций, овеществляющих новую научно-техническую информацию, её использование уменьшает общественную стоимость производимых продуктов, а это означает экономию общественного труда и характеризует переход информации из состояния информационного ресурса в состояние общественно значимого нововведения на рынке инновационных продуктов. При этом потребительная стоимость отражает эффект, полученный от использования данной инновации.

    In modern economy information is acquiring the status of a product and can be compared with other material resources as far as its social role is concerned, so a research into possible method approaches to assessing information is undoubtedly relevant.
    The research reveals considerable differences between informational resources and traditional immaterial resources. Using analytical methods we make a conclusion that when assessing resources the key criterion is the designated purpose of information: whether it was produced for further social production or it is not sold in the production market.
    To develop the concept in question we make a conclusion that when spreading innovations that make new scientific and technological information tangible, the use of this information decreases the social role of the goods produced, which means the economy of labour as well as the transition of information from informational resource to a socially important novelty in the market of innovative products. Meanwhile the use value reflects the effect from applying the innovation in question.

    Обзор статьи

    В соответствии с ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 г. субъектами правоотношений в сфере информационных ресурсов являются пользователь (потребитель) информации; собственник информационных ресурсов [1]. Но субъектами правоотношений являются также юридические и физические лица, на определённых условиях предоставляющие информацию из этих ресурсов потребителям и/или предоставляющие возможность потребителям подключиться к Интернету и пользоваться его возможностями самостоятельно, обеспечивающие функционирование информационно-телекоммуника-ционных (инфокоммуникационных) сетей, распространяющих информацию в сети Интернет.
    Таким образом, весь информационный рынок можно разделить на 4 субъектные группы, представляющие собой участников экономических взаимоотношений:
    1) правообладатели (авторы, производители, изготовители, наследники и т.д.) информации;
    2) потребители информации;
    3) сетевые посредники (организаторы, программисты, провайдеры и иные обеспечители информационного обмена);
    4) авторы и разработчики технических и технологических средств.
    Информация в современной экономике приобрела статус товара и сравнялась по значимости для общества с другими материальными ресурсами. Самыми ценными информационными ресурсами являются инновационные. В основном это продукты научных исследований, технические и технологические услуги – патенты, лицензии, различного рода прикладная текущая научно-техническая информация (ноу-хау, авторские свидетельства и т.д.), – содержащие описания новых технических достижений и технологических решений [3]. Информация как товар может реализовываться в экономических взаимоотношениях в двух основных формах: а) продажа права собственности на защищённую авторским, смежным или патентным правом информацию; б) лицензионная продажа права пользования на защищённую законодательно информацию.
    Среди основных видов использования информации в экономике следует выделить следующие:
    а) капитализация информации в товарах, услугах, в новых технологиях производства, управления и т. д.;
    б) рыночные потребности и ожидания экономических субъектов путём создания информационного уровня продукта, имиджа компании;
    в) интеллектуальная рента в сфере непосредственного производства и информационного обмена в виде того вида информации, которая выступает как фактор производства, по цене намного ниже затрат на производство данной информации;
    г) фактор процессного подхода в сфере маркетинга и управления для ускорения сроков реализации производимой продукции и (или) услуг;
    д) способ унификации (стандартизации) информационного обслуживания и документооборота в управленческой деятельности.
    Применение информационных ресурсов в производстве первоначально отражается лишь на себестоимости продукции и других финансовых показателях отдельных предприятий, применяющих данную информацию. Но по мере распространения инноваций, овеществляющих новую научно-техническую информацию, её использование снижает общественную стоимость производимых продуктов, а это означает экономию общественного труда и характеризует переход информации из состояния информационного ресурса в состояние общественно значимого нововведения (инновация-продукт или инновация-процесс) [2]. Потребительная стоимость отражает эффект, полученный от использования этой инновации.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Макаров В.В. Управление инновациями и обеспечение качества в отрасли ИКТ: монография. СПб.: Изд-во СПбГУТ, 2012. 164 с.
    3. Макаров В.В., Гусев В.И., Воронин А.Г. Методологическая парадигма исследования интеллектуального капитала в условиях информационного общества // Российский гуманитарный журнал. 2012. № 1. Т. 1. С. 78–83.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2