ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Необходимость проведения государственной экспертизы в сфере инноваций России

NEED FOR STATE EXPERT EXAMINATION IN SPHERE OF INNOVATIONS



Д.В. Круглов
В.В. Синов
D.V. Kruglov
V.V. Sinov
kdvspb@list.ru
kdvspb@list.ru
доцент кафедры экономики труда и трудовых ресурсов ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент
доцент кафедры экономики труда и трудовых ресурсов ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент
senior lecturer at the Department of Economics of Labour and Labour Resources of St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics, associate professor
senior lecturer at the Department of Economics of Labour and Labour Resources of St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics, associate professor
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • российская экономика
  • инновации
  • инновационная деятельность
  • базисные инвестиции
  • финансовые ресурсы
  • научно-техническое сотрудничество
  • нормативная база
  • кризисное состояние
  • правовая база
  • предприниматели
  • государство
  • лицензии
  • институт государственной экспертизы
  • инновационный процесс
  • Keywords:

  • Russian economy
  • innovations
  • innovation activity
  • financial resources
  • normative base
  • legal base
  • state, institution of state expert examination
  • scientific and technical cooperation
  • innovation process
  • crisis state
  • entrepreneurs
  • licenses
  • basic investment
  • В статье анализируются основные задачи инновационного развития российской экономики. Инновационная деятельность в настоящее время сталкивается с рядом проблем: низкой инновационной активностью российских предпринимателей, недостатком финансовых ресурсов, несовершенством нормативной и правовой базы. Одним из ключевых факторов внедрения в экономику инноваций в данном случае является объективная научно-техническая экспертиза. Необходимость участия в инновационной сфере института государственной экспертизы диктуется многими факторами, наиболее важным из которых является то, что государство не может быть в стороне от освоения инноваций в рыночном секторе.

    The main tasks of innovation development of Russian economy are considered. Innovation activity is currently facing a range of problems such as low innovation activity of Russian entrepreneurs, lack of financial resources, imperfection of normative and legal base. One of key factors of introducing innovations in the economy under current conditions is objective scientific and technical expert examination. The need for the institution of state expert examination to participate in innovation sphere is determined by many factors, the most important of which is that the state can't remain aloof from innovations in market sector.

    Обзор статьи

    Одной из стратегических задач России является инновационное развитие. Данный путь подразумевает достижение роста экономики, как за счет активного осуществления инноваций, так и роста ВВВ за счет дохода от инновационной деятельности [1]. В современной России инновационная деятельность сталкивается с рядом проблем: низкой инновационной активностью российских предпринимателей, недостатком финансовых ресурсов, несовершенством нормативной и правовой базы. Более того, как заметил нобелевский лауреат 2001 г. по экономике Д. Стиглиц: «Глобализация и переход к рыночной экономике не дали обещанных результатов в России <…> Новая экономическая система <…> принесла беспрецедентную бедность: во многих отношениях для большинства населения рыночная экономика оказалась даже хуже, чем это предсказывали коммунистические лидеры» [3]. Для инновационного развития новые знания дает именно фундаментальная наука. Традиционно Россия является ключевой фигурой в мире по развитию фундаментальной науки, поэтому ее потенциальные возможности позволяют рассчитывать на достойное место на рынке НИОКР.
    Научное развитие не может обойтись без инновационного процесса. Под этим процессом мы понимаем создание новых технологий, подталкивающих экономику к колебаниям. Исходя из теории инноваций, каждый цикл делится на две части: инновационную и имитационную. В Кондратьевской теории они соответствуют понижательным и повышательным стадиям цикла. Продолжительное время наука не обращала внимание на работы Шумпетера и Кондратьева. Однако кризис 70-х годов прошлого столетия заставил ученых обратиться к ним. Наиболее значимым вкладом в этом направлении стало появление в 90-х годах ХХ века концепции технологических укладов. Исходя из данной концепции, смена технологических укладов совпадает со сменой инновационных волн Шумпетера и Кондратьева. Мы находимся на смене этих волн. Главная причина кризисного состояния экономики между сменой технологических укладов заключается в том, что общество с опозданием реагирует на необходимость смены, усовершенствование и обновление производительных сил. Именно об этом идет речь в работе Майкла Портера, утверждающего, что государства, приспособившиеся к новым условиям первыми, в будущем оказываются на пике социального и экономического развития.
    Вполне очевидно, что для становления нового технологического уклада требуются колоссальные вложения в науку, так как в основе нового технологического уклада лежат знания. Именно они (знания) будут рассматриваться с точки зрения товарной ценности и будут играть еще большую роль. Роль науки в экономике будет возрастать и станет катализатором, который даст новый шанс капиталистическому производству повысить норму своей прибыли. Одним из ключевых факторов внедрения в экономику инноваций в данном случае будет объективная научно-техническая экспертиза. Проведение данной экспертизы станет косвенно стимулировать производство новых товаров, которые будут не только потреблять меньше электроэнергии, но и развивать оборот товаров. Со временем общество нового технологического уклада может превратиться в общество потребителей знаний, культуры и т.д. Продажа знания будет осуществляться для повышения качества товарного хозяйства.
    До настоящего времени рыночная экономика не смогла разработать эффективное законодательство в сфере интеллектуального права, и целые страны, такие как Китай или Россия, в IT-сфере до сих пор пользуются нелицензионными продуктами. Руководитель АНО «Японский центр в Санкт-Петербурге» Хироо Тонемура считает, что наличие института научно-технической экспертизы у Японии позволило ей занять ключевые позиции в мировой экономике с наступлением технологического уклада и пережить экономический кризис 70-х годов ХХ века. Японский государственный институт научно-технической экспертизы был сформирован в послевоенные годы. Его возникновение было связано с переходом страны на новые виды товаров и услуг, так как по условиям договора о мире Япония не должна была иметь военно-про-мышленный комплекс.
    В современных условиях в США и Западной Европе на долю нового оборудования и технологий, содержащих новые решения и знания, приходится от 75 до 85% прироста валового внутреннего продукта. Они контролируют более 80% глобального рынка высоких технологий и концентрируют у себя более 90% рынка мирового научного потенциала. Получаемая прибыль от реализации наукоёмкой продукции колоссальна. Ежегодные объемы от экспорта инновационной продукции приносят Соединенным Штатам около 700 млрд. дол., Японии – 400 млрд. дол., Германии 530 млрд. дол. Во второй половине 90-х годов ХХ века, правительства всех стран Западной Европы приняли программы по стимулированию инновационной деятельности. Также были приняты усилия по формированию механизмов и структурных элементов осуществления политики инноваций [2].

    Список использованной литературы

    1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Материалы к выступлению Министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Ливанова на заседании коллегии Минобрнауки России по вопросу «Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации за 2012 год и задачах на 2013 год» // Министерство образования и науки РФ: [сайт]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1% 81%D1%81-%D1%86%D0%B5%D0%BD% D1%82%D1%80/3175 (дата обращения: 28.05.2014)
    3. Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. М.: Мысль, 2003.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2