ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Проблемы обеспечения национальной безопасности российской федерации и правовая политика в сфере противодействия коррупции

ENSURING NATIONAL SECURITY AND ANTI-CORRUPTION LEGAL POLICY



А.Е. Козлов
A.E. Kozlov
kozlov1@yandex.ru
доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
Senior Lecturer at Criminal Law Department, State Institute of Economics, Finance, Law and Technologies, PhD in Law
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • национальная безопасность
  • конфискация
  • противодействие коррупции
  • коррупция
  • Уголовный Кодекс РФ
  • Keywords:

  • national security
  • Criminal Code of the Russian Federation
  • sequestration
  • anti-corruption
  • corruption
  • В статье рассматривается противодействие коррупции как важный фактор обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Исследуются проблемы обеспечения национальной безопасности и правовая политика в сфере противодействия коррупции.
    Автором раскрывается перечень коррупционных деяний и приводится уголовно-правовая классификация коррупционных деяний. Рассмотрена проблематика восстановления института конфискации имущества как вида наказания за совершение преступлений коррупционной направленности.

    The article deals with anti-corruption as an important factor of ensuring national security of the Russian Federation. It describes ensuring national security problems and the legal policy in the field of anti-corruption.
    The author reveals a list of acts of corruption and cites criminal definition of corruptive acts. The author also examines a range of problems dealing with restoration of sequestration of property as a kind of punishment for committing criminal offence.

    Обзор статьи

    В свете построения в Российской Федерации демократического общества и государства особую значимость и актуальность приобретает высокая степень эффективности деятельности существующего аппарата власти и управления. Значимость правовых средств при этом заключается не только в детальной регламентации деятельности вышеуказанных структур, соответствующих интересам личности, общества и государства, но и в предупреждении и пресечении правовыми средствами возможных злоупотреблений или халатного отношения к своим служебным обязанностям со стороны аппарата власти и управления.
    Противодействие коррупции выступает в качестве одного из приоритетных направлений повышения эффективности деятельности государственных служащих. Это обусловлено масштабами и особым негативным влиянием данного социально-правового явления на происходящие в Российской Федерации преобразования. Таким образом, можно сделать вывод о формировании в настоящее время особого вида публичной политики – антикоррупционной политики [6].
    Исходя из общего определения политики , можно следующим образом охарактеризовать современную политику России в сфере противодействия коррупции: это система политико-правовых отношений, юридических норм, идей, взглядов, реализующихся в принципах, направлениях, формах и способах деятельности ее субъектов по противодействию коррупции в сфере осуществления государственной и муниципальной власти, а также корпоративных интересов.
    Оценка эффективности антикоррупционной политики в России должна определяться исходя из анализа следующих показателей [9]:
    • качество законов, заключающееся в целостности законодательного регулирования, и непротиворечивость законов, принимаемых для обеспечения нормального функционирования механизмов реализации государственной и муниципальной власти в Российской Федерации;
    •ответственность власти за качество принимаемых законов и их применение;
    • системность деятельности государственных органов по борьбе с должностными преступлениями и коммерческим подкупом;
    • максимально возможное снижение коррупционной преступности.
    Значимым событием в рамках проводимой в настоящее время деятельности по формированию единой антикоррупционной политики стало принятие 25 декабря 2008 года Федеральных законов № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции"».
    Учитывая, что коррупция – явление социально-правовое и, в основном, криминальное, а задачей уголовной политики является борьба с преступлениями (так как преступления – это наиболее опасные правонарушения), можно предположить, что антикоррупционные меры, применяемые органами внутренних дел, входят, в своем большинстве, в сферу реализации уголовной политики.
    Основным содержанием уголовной политики является определение стратегических и тактических задач применения уголовного законодательства в сфере противодействия преступности. Генеральная цель уголовной политики заключается в том, чтобы добиться максимально возможного контроля государства и общества над преступностью и снизить ее уровень до социально приемлемых масштабов.
    Уголовная политика в сфере противодействия коррупции определяет основные направления, цели и средства воздействия на коррупционную преступность путем формирования соответствующего уголовного, уголовно-процессуального, административного, гражданского законодательства, практики его применения, а также путем выработки и реализации мер, направленных на предупреждение данной разновидности преступлений, в связи с чем уголовная политика имеет свои особенности, отличающие ее от других направлений государственной политики в области борьбы с преступностью.
    Особое место в процессе реализации уголовной политики отведено уголовному праву. Данное явление можно объяснить тем, что уголовное право выступает в качестве единственной отрасли российского законодательства, предусматривающей возможность реализации юридической ответственности за наиболее опасные для личности, общества и государства коррупционные деяния посредством применения наказания.
    В то же время нормы уголовного права выполняют не только правоохранительные и регулятивные функции, но и функции по предупреждению преступлений и воспитанию граждан в духе исключения подобного рода деяний из своей повседневной деятельности [10. С. 25].
    Закономерным является вопрос о том, насколько действующее уголовное законодательство соответствует потребностям данной деятельности в свете совершаемых преобразований и какие изменения необходимы.

    Список использованной литературы

    1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.) // Российская газета. 1994. 8 декабря. № 238–239.
    2. Уголовный кодекс РФ № 63-ФЗ от 13 июня 1996 г. (в ред. от 21.07.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
    3. Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (принят ГД ФС РФ 19.12.2008 г., ред. от 28.12.2013 г.) // Российская газета. 2008. № 266.
    4. Гуцев П.Ю. Конституционные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в системе противодействия коррупции: дис. … канд. юрид. наук. Белгород, 2010. 215 с.
    5. Ипатова Т.В. Законодательство субъекта Российской Федерации в сфере противодействия коррупции // Вестник ТвГУ. Серия «Право». 2013. № 25. С. 16–21.
    6. Кабанов П.А. Региональные антикоррупционные программы как организационно-правовые средства противодействия коррупции // Криминальное право: [сайт]. 2011. URL: http://crimpravo.ru (дата обращения: 30.09.2014).
    7. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации. М.: Норма, 1996.
    8. Кондратенко М.А. Институт конфискации в Уголовном кодексе Российской Федерации: практика применения судами Алтайского края // Сборник материалов международного семинара. Барнаул, 2008.
    9. Коррупция как атрибут экономики // Magelanin: [сайт]. 2012. URL: http://magelanin.livejournal.com (дата обращения: 30.09.2014).
    10. Космынина О. На свободе с чистой совестью // Ростов официальный. 2010. 2 июня. № 23 (810).
    11. Костюковский А. Геннадий Гудков: «Главный враг России – коррупция» // АиФ-Петербург. 2010. № 19. С. 30–33.
    12. Толков Д.В. Проблемные аспекты определения места конфискации имущества в системе действующего уголовного законодательства // Человек: преступление и наказание: научный журнал / Академия ФСИН России. 2010. № 2 (69). С. 60–63.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2