ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Евразийские интеграционные экономические процессы: возможности роста

EURASIAN INTEGRATION ECONOMIC PROCESSES: GROWTH OPPORTUNITIES



С.А. Липина
S.A. Lipina
s.lipina@mail.ru
директор Центра «Зелёной экономики» Совета по изучению производительных сил Министерства экономического развития России и РАН (СОПС), заведующая лабораторией Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), профессор РУДН, доктор экономических наук
Director of the "green economy" Center, the Board of Productive Labour Force Research of the Ministry of Economic Development and Russian Academy of Sciences (SOPS), Head of Laboratory at the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), a Professor at Peoples' Friendship University of Russia (RUDN), Doctor of Economics
г. Москва
Moscow

Ключевые слова:

  • Евразийское экономическое сообщество
  • Дальний Восток
  • экономическая интеграция
  • Сибирь
  • топливно-энергетический комплекс
  • Северный морской путь
  • минерально-сырьевой комплекс
  • транспорт
  • Кавказ
  • Keywords:

  • the Eurasian Economic Community
  • the Far East
  • mineral resource complex
  • Siberia
  • the Northern Sea Route
  • economic integration
  • fuel and energy sector
  • transport
  • the Caucasus
  • Глобализация мирового пространства дает России возможность играть ведущую роль в интеграционных экономических процессах на евразийском пространстве, что имеет также особое значение и для культурно-цивилизационного, научно-образовательного и хозяйственно-экономического развития, повышая ее международный авторитет и безопасность. Автором рассматривается современный интеграционный потенциал России и возможности его развития, дается оценка соотношения экономик отдельных стран евразийского пространства и России, выявлены наиболее значимые факторы возможной экономической интеграции. Выводы основаны на личном опыте участия автора в крупных научно-исследовательских работах по разработке на федеральном уровне практических подходов по большому количеству актуальных вопросов социально-экономического развития и внешнеэкономической деятельности макрорегионов России.
    В статье представлен анализ экономического интеграционного потенциала России относительно возможностей развития международных связей на евразийском пространстве, оцениваются материальные компоненты региональной интеграции: минерально-сырьевые ресурсы, потенциал развития в топливно-энергетическом комплексе, возможности развития транспортной инфраструктуры и создания крупных транспортно-логистических комплексов. Анализируется влияние внешних политико-экономических факторов на современные возможности интеграционных процессов в Евразии, оценена степень конкурентного влияния России и предлагаются соответствующие практические рекомендации.

    Globalization of the entire world enables Russia to play a leading role in the processes of economic integration within Eurasian zone, which is in its turn of great importance for ensuring its cultural and civilizational development, research and educational progress as well as the business growth ensuring its prestige and security.
    The author examines Russia’s modern integration potential and feasibility of its further growth, estimates the proportion of the Russian economy and economies of certain Eurasian countries and reveals the most significant factors of possible economic integration.
    The conclusions are based on the author’s personal practical experience of taking part in major federal research programs aimed at working out practical approaches and viewpoints on a variety of issues dealing with socio economic development and foreign economic activities of Russian macroregions.
    The article presents analysis of economic capacity and integration potential of Russia with regard to possibilities of the development of international relations within Eurasian zone and provides estimates of material components of regional integration: mineral and raw materials resources, potential of the development in fuel and energy sector, opportunities of transport infrastructure growth along with formation of large transport-and-logistic complexes. In addition it provides analysis of the external political and economic factors influence on modern resources of integration processes in Eurasia and evaluates the degree of competitive influence of Russia and offers relevant practical recommendations.

    Обзор статьи

    Вот уже более 20 лет на пространстве Евразии происходит поиск возможных и действенных путей экономической интеграции, решающей порой и некоторые политические задачи: Содружество Независимых государств (СНГ), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Союзное Государство России и Белоруссии, Таможенный Союз (ТС) и т.д. Безусловно, идея никоим образом не предполагает воссоздание СССР, что неоднократно подчеркивалось первыми лицами государств. Само время и глобализация мирового пространства требуют наличия сильного наднационального объединения, центра экономической силы.
    Россия, Казахстан, Белоруссия являются локомотивами интеграционных процессов в Евразии, где будущее этих процессов зависит от политической воли стран-участниц, а возрождение межстрановых и региональных интеграционных структур, международных транспортных коридоров позволит обеспечить в рамках объединения устойчивый рост экономики, повышение благосостояния его членов. Идея единого экономического пространства включает и экономический блок, и геополитический базис государств, где территории и национальное богатство расширяют объемы внутреннего рынка стран-участниц, повышают конкурентоспособность по отношению к другим рынкам.
    Изменение сложившегося геополитического баланса сил в мире приводит к усилению одних государств и ослаблению других. Новая архитектура международной безопасности ещё только создается, стабильность межгосударственных отношений не достигнута, региональная конфликтогенность не снижена. Принципы, которые закладываются в наднациональные образования, носят универсальный интеграционный характер, здесь согласуются промышленная, технологическая, энергетическая, научно-образовательная политики стран-участниц. Вырабатываются общие принципы макроэкономической политики, систем технического регулирования, транспорта, тарифов, субсидий. В рамках деятельности Таможенного союза с 1 июля 2011 года перенесен таможенный, санитарный, ветеринарный, карантинный, фитосанитарный, транспортный государственный контроль с российско-белорусской и российско-казахстанской границ на внешнюю границу.
    Евразийская экономическая комиссия (наднациональный единый постоянно действующий регулирующий орган ТС и ЕЭП) приступила к работе с 1 февраля 2012 года. В ЕЭК сам механизм принятия решений исключает какое-либо доминирование одного государства с участниками Таможенного союза. На 1 января 2015 года планируется создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Предполагается, что «суммарный интеграционный эффект, измеряемый дополнительным производством валового внутреннего продукта, к 2015 г. составит примерно 400 млрд. долл. При этом каждая из стран будет иметь значительный интеграционный эффект. Россия за счет интеграционного фактора получит дополнительную прибавку в 16,8% от современного уровня ВВП, Беларусь 16%, Казахстан – 14,7%» [4. С. 64]. По подсчетам ученых, российская экономика в 14 раз крупнее экономики Казахстана и в 34 раза экономики Белоруссии [3].
    Поскольку Таможенный союз в большей степени создает именно единый товарный рынок, где сильные стороны государств-участников ТС позволяют дополнить «слабые», уязвимые в мировом разделении труда, экономические составляющие. Так, легкая промышленность и тяжелое машиностроение в Казахстане, находясь в кризисном состоянии, находят своих поставщиков из России и Белоруссии. Таможенный союз предполагает и организацию международных корпораций, внедрение инноваций, инвестиционную активность. Например, Белоруссия, сохранив и развивая тяжелое и сельскохозяйственное машиностроение, автомобильную, пищевую промышленность (до 75% ВВП) находит рынок сбыта своей продукции именно в России и Казахстане, а введение общего таможенного тарифа и единых мер нетарифного регулирования создает возможности странам-участницам ТС приобретать товары, востребованные и не имеющие аналогов. Единое экономическое пространство означает, в свою очередь, создание и единого производственного пространства.
    К сожалению, евроинтеграционные устремления Украины являются сегодня большим препятствием к развитию самой экономики Украины. Хотя вступление в Таможенный союз Украины позволило бы не только находить рынок сбыта своим товарам и услугам на территории стран-участниц ТС, но и создать синергетический эффект, что, собственно, не противоречит и политике создания сообщества экономик на всем Евроазиатском пространстве. Отказ от участия в Таможенном Союзе лишь ухудшает социально-экономическую ситуацию в Украине. Например, по предварительным расчетам Минэкономразвития и торговли Украины (2013 год) при подписании Договора и вступлении его в силу можно было бы ожидать «потенциального увеличения объемов торговли Украины со странами СНГ на 35%. Более того, авторитетные украинские эксперты уверены, что в случае полноценного действия Договора Украина могла бы получить рост ВВП на 2,5%, а бюджет – 9,5 млрд. грн. дополнительного дохода, что составит 3% доходной части бюджета–2012. При этом будет создано 166 тыс. дополнительных рабочих мест» [2. С. 79].
    Если рассматривать расширение интеграционных связей в более широком географическом аспекте, учитывая, прежде всего, экономическое сотрудничество, то можно констатировать, что интеграционные процессы на евразийском пространстве с экономической точки зрения, прежде всего, будут выгодны и кавказским партнёрам России. Так, в силу своего выгодного географического положения, фактически в центре Евроазиатского континента Кавказский регион обладает уникальными коммуникационными возможностями. Немаловажным является и то, что этот регион расположен между двумя морями – Черным на западе и Каспийским на востоке. Транспортные коммуникации – существующие и проектируемые – связывают Север и Юг, Запад и Восток этого мегарегиона. А возрождаемые ныне Великий шелковый и Волжско-Каспийский торговые пути, а также ряд имеющих важное экономическое и политическое значение новых коммуникационных проектов (стратегические нефте- и газомагистрали) обладают большим транзитным потенциалом и способствуют развитию интеграционно-коммуникативных связей. Именно на этой основе в межрегиональных отношениях могут объективно складываться те общие интересы, которые обусловливают целесообразность углубления экономических связей, например, единые железнодорожные, морские, автомобильные транспортные коммуникации.
    Геополитическая роль каждого кавказского субъекта, как и самого Большого Кавказа, действительно уникальна – как по его потенциалу, так и по географическому расположению. В направлении «север – юг» он расположен между двумя наиболее подверженными перестройке, хотя и разной направленности, регионами мира. При этом следует отметить, что во всех странах Южного Кавказа исторически всегда было сильно влияние России. Ведь российский Северный Кавказ, являясь «южными воротами» Российской Федерации, где сходятся основные транспортные направления «север-юг», всегда был цивилизационно тесно связан с этноэкономикой и культурой Южного Кавказа. И если нельзя отделять северокавказские проблемы от общероссийских, то непременно следует отметить, что сценарий социально-экономического развития Южного Кавказа непременно зависит от вмешательства соседних стран.
    Здесь не следует забывать, что в свое время на этой территории была единая советская концепция ведения хозяйства, единый Закавказский территориально-промышленный комплекс, который экономически, технологически и, в отдельных случаях, даже организационно был тесно связан с Северо-Кавказским. Поэтому налицо возможность стран Большого Кавказа не только извлекать немалую прибыль из потенциальных перевозок по этим межнациональным магистралям, но и обеспечить себе одно из лидирующих мест в трансконтинентальных транспортных перевозках.
    Вашингтон и Брюссель стремятся ограничить традиционную зону геополитического влияния России в этом мегарегионе, создавая систему трубопроводов (TANAP, Nabucco-West/TAP и Транскаспийский газопровод), обеспечивающих доставку каспийских и центрально-азиат-ских энергоресурсов в обход России. И здесь становится ясно, что тот, кто контролирует энергоресурсы и маршруты их транспортировки, создает геополитику в регионе.

    Список использованной литературы

    1. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2009 г. № 2094-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Ельченко В.Ю. Евразийская интеграция в украинско-российском диалоге // Евразийская интеграция в XXI веке. М.: ЛЕНАНД, 2012.
    3. Кошанов А. Создание Таможенного союза единого экономического пространства – важный фактор мобилизации и увеличения экономических потенциалов стран-участниц // Общество и Экономика. 2012. № 2.
    4. Слуцкий Л.Э. Евразийская интеграция: первые итоги и новые задачи // Евразийская интеграция в XXI веке. М.: ЛЕНАНД, 2012.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2