Вот уже более 20 лет на пространстве Евразии происходит поиск возможных и действенных путей экономической интеграции, решающей порой и некоторые политические задачи: Содружество Независимых государств (СНГ), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Союзное Государство России и Белоруссии, Таможенный Союз (ТС) и т.д. Безусловно, идея никоим образом не предполагает воссоздание СССР, что неоднократно подчеркивалось первыми лицами государств. Само время и глобализация мирового пространства требуют наличия сильного наднационального объединения, центра экономической силы.
Россия, Казахстан, Белоруссия являются локомотивами интеграционных процессов в Евразии, где будущее этих процессов зависит от политической воли стран-участниц, а возрождение межстрановых и региональных интеграционных структур, международных транспортных коридоров позволит обеспечить в рамках объединения устойчивый рост экономики, повышение благосостояния его членов. Идея единого экономического пространства включает и экономический блок, и геополитический базис государств, где территории и национальное богатство расширяют объемы внутреннего рынка стран-участниц, повышают конкурентоспособность по отношению к другим рынкам.
Изменение сложившегося геополитического баланса сил в мире приводит к усилению одних государств и ослаблению других. Новая архитектура международной безопасности ещё только создается, стабильность межгосударственных отношений не достигнута, региональная конфликтогенность не снижена. Принципы, которые закладываются в наднациональные образования, носят универсальный интеграционный характер, здесь согласуются промышленная, технологическая, энергетическая, научно-образовательная политики стран-участниц. Вырабатываются общие принципы макроэкономической политики, систем технического регулирования, транспорта, тарифов, субсидий. В рамках деятельности Таможенного союза с 1 июля 2011 года перенесен таможенный, санитарный, ветеринарный, карантинный, фитосанитарный, транспортный государственный контроль с российско-белорусской и российско-казахстанской границ на внешнюю границу.
Евразийская экономическая комиссия (наднациональный единый постоянно действующий регулирующий орган ТС и ЕЭП) приступила к работе с 1 февраля 2012 года. В ЕЭК сам механизм принятия решений исключает какое-либо доминирование одного государства с участниками Таможенного союза. На 1 января 2015 года планируется создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Предполагается, что «суммарный интеграционный эффект, измеряемый дополнительным производством валового внутреннего продукта, к 2015 г. составит примерно 400 млрд. долл. При этом каждая из стран будет иметь значительный интеграционный эффект. Россия за счет интеграционного фактора получит дополнительную прибавку в 16,8% от современного уровня ВВП, Беларусь 16%, Казахстан – 14,7%» [4. С. 64]. По подсчетам ученых, российская экономика в 14 раз крупнее экономики Казахстана и в 34 раза экономики Белоруссии [3].
Поскольку Таможенный союз в большей степени создает именно единый товарный рынок, где сильные стороны государств-участников ТС позволяют дополнить «слабые», уязвимые в мировом разделении труда, экономические составляющие. Так, легкая промышленность и тяжелое машиностроение в Казахстане, находясь в кризисном состоянии, находят своих поставщиков из России и Белоруссии. Таможенный союз предполагает и организацию международных корпораций, внедрение инноваций, инвестиционную активность. Например, Белоруссия, сохранив и развивая тяжелое и сельскохозяйственное машиностроение, автомобильную, пищевую промышленность (до 75% ВВП) находит рынок сбыта своей продукции именно в России и Казахстане, а введение общего таможенного тарифа и единых мер нетарифного регулирования создает возможности странам-участницам ТС приобретать товары, востребованные и не имеющие аналогов. Единое экономическое пространство означает, в свою очередь, создание и единого производственного пространства.
К сожалению, евроинтеграционные устремления Украины являются сегодня большим препятствием к развитию самой экономики Украины. Хотя вступление в Таможенный союз Украины позволило бы не только находить рынок сбыта своим товарам и услугам на территории стран-участниц ТС, но и создать синергетический эффект, что, собственно, не противоречит и политике создания сообщества экономик на всем Евроазиатском пространстве. Отказ от участия в Таможенном Союзе лишь ухудшает социально-экономическую ситуацию в Украине. Например, по предварительным расчетам Минэкономразвития и торговли Украины (2013 год) при подписании Договора и вступлении его в силу можно было бы ожидать «потенциального увеличения объемов торговли Украины со странами СНГ на 35%. Более того, авторитетные украинские эксперты уверены, что в случае полноценного действия Договора Украина могла бы получить рост ВВП на 2,5%, а бюджет – 9,5 млрд. грн. дополнительного дохода, что составит 3% доходной части бюджета–2012. При этом будет создано 166 тыс. дополнительных рабочих мест» [2. С. 79].
Если рассматривать расширение интеграционных связей в более широком географическом аспекте, учитывая, прежде всего, экономическое сотрудничество, то можно констатировать, что интеграционные процессы на евразийском пространстве с экономической точки зрения, прежде всего, будут выгодны и кавказским партнёрам России. Так, в силу своего выгодного географического положения, фактически в центре Евроазиатского континента Кавказский регион обладает уникальными коммуникационными возможностями. Немаловажным является и то, что этот регион расположен между двумя морями – Черным на западе и Каспийским на востоке. Транспортные коммуникации – существующие и проектируемые – связывают Север и Юг, Запад и Восток этого мегарегиона. А возрождаемые ныне Великий шелковый и Волжско-Каспийский торговые пути, а также ряд имеющих важное экономическое и политическое значение новых коммуникационных проектов (стратегические нефте- и газомагистрали) обладают большим транзитным потенциалом и способствуют развитию интеграционно-коммуникативных связей. Именно на этой основе в межрегиональных отношениях могут объективно складываться те общие интересы, которые обусловливают целесообразность углубления экономических связей, например, единые железнодорожные, морские, автомобильные транспортные коммуникации.
Геополитическая роль каждого кавказского субъекта, как и самого Большого Кавказа, действительно уникальна – как по его потенциалу, так и по географическому расположению. В направлении «север – юг» он расположен между двумя наиболее подверженными перестройке, хотя и разной направленности, регионами мира. При этом следует отметить, что во всех странах Южного Кавказа исторически всегда было сильно влияние России. Ведь российский Северный Кавказ, являясь «южными воротами» Российской Федерации, где сходятся основные транспортные направления «север-юг», всегда был цивилизационно тесно связан с этноэкономикой и культурой Южного Кавказа. И если нельзя отделять северокавказские проблемы от общероссийских, то непременно следует отметить, что сценарий социально-экономического развития Южного Кавказа непременно зависит от вмешательства соседних стран.
Здесь не следует забывать, что в свое время на этой территории была единая советская концепция ведения хозяйства, единый Закавказский территориально-промышленный комплекс, который экономически, технологически и, в отдельных случаях, даже организационно был тесно связан с Северо-Кавказским. Поэтому налицо возможность стран Большого Кавказа не только извлекать немалую прибыль из потенциальных перевозок по этим межнациональным магистралям, но и обеспечить себе одно из лидирующих мест в трансконтинентальных транспортных перевозках.
Вашингтон и Брюссель стремятся ограничить традиционную зону геополитического влияния России в этом мегарегионе, создавая систему трубопроводов (TANAP, Nabucco-West/TAP и Транскаспийский газопровод), обеспечивающих доставку каспийских и центрально-азиат-ских энергоресурсов в обход России. И здесь становится ясно, что тот, кто контролирует энергоресурсы и маршруты их транспортировки, создает геополитику в регионе.