ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Государственная поддержка социальной сферы как ресурс регионального развития

STATE SUPPORT OF SOCIAL SPHERE AS REGIONAL DEVELOPMENT RESOURCE



Е.А. Попов
Yevgeny Popov
evgeniypopov_rk@rambler.ru
заместитель начальника отдела социальных гарантий ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района»
chief deputy of the Department of Social Guarantees of Kortkeros Social Protection State Services Center
г. Корткерос
Kortkeros, Komi republic

Ключевые слова:

  • социальная сфера
  • социальная политика
  • человеческий капитал
  • региональное развитие
  • социальные трансферты
  • Keywords:

  • social sphere
  • regional development
  • human capital
  • social policy
  • social transfers
  • Актуальность изучения заявленной темы определяется значимостью качества человеческих ресурсов для социально-экономического развития региона и страны в целом. Мировой опыт показывает, что человеческие ресурсы, как производительные силы, оказывают значительное (если не решающее) воздействие на развитие региона в целом и экономики в частности. Следовательно, социальной сфере, как детерминанте развития человеческих ресурсов, должно уделяться пристальное внимание. При этом анализ показывает, что доминирующим субъектом, задающим концептуальные параметры функционирования отраслей социальной сферы, является государство.
    При написании статьи использованы методы сравнения и статистического анализа, информационной базой исследования послужили данные Росстата, Министерства труда и социальной защиты РФ, Федерального казначейства РФ, Министерства финансов РФ, федеральных законов РФ.
    В статье рассмотрена роль социальной сферы в развитии человеческого капитала и региона, определена роль государства в поддержке социальной сферы, изучено финансовое обеспечение основных разделов социальной сферы. Также были проанализированы роль образования, здравоохранения и социальных трансфертов в формировании человеческого капитала. Проведено сравнение расходов на социальную сферу в России и за рубежом.

    The relevance of the topic in question is determined by the importance of the quality of human resources for social and economic development of a region and a country as a whole. The international experience shows that human resources as productive forces have significant (if not decisive) impact on the development of a region on the whole and the economy in particular. Hence, social sphere as a determinant of human resources development should be paid special attention. At the same time the analysis shows that the state is the dominating subject determining conceptual parameters of social sphere work.
    For our research we use methods of comparison and statistical analysis, the data was obtained from Federal State Statistics Service, Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation, Russian Federal Treasury, Ministry of Finance of the Russian Federation, federal laws.
    We study the role of social sphere in the development of human capital and a region, define the role of state in supporting social sphere and research funding of the key segments of social sphere. We also analyze the role of education, health care and social transfers in forming human capital. We offer a comparison of social sphere expenses in Russia and abroad.

    Обзор статьи

    Развитие социальной сферы на протяжении последнего десятилетия объявляется приоритетным направлением государственной внутренней политики в Российской Федерации. Социальная сфера представляет собой совокупность отраслей народного хозяйства, поддерживающих условия и качество жизнедеятельности человека.
    Понятие человеческого капитала многомерно, однако сущность сводится применительно к экономическому воспроизводству. Человеческие ресурсы как производительные силы, оказывают значительное воздействие на развитие региона в целом и экономики в частности. Следовательно, социальной сфере, как детерминанте развития человеческих ресурсов, должно уделяться пристальное внимание. При этом анализ показывает, что доминирующим субъектом, задающим концептуальные параметры функционирования отраслей социальной сферы, является государство.
    Развитые страны активно поддерживают социальную сферу, направляя в неё значительные ресурсы. Это обусловлено пониманием значимости качества человеческого капитала для развития страны. Степень значимости человеческих ресурсов в экономике подтверждают исследования ученых, в частности эксперты Всемирного банка, проанализировавшие национальное богатство 192 стран, пришли к выводу, что в середине 90-х гг. ХХ века на долю производственных фондов приходилось 16% национального богатства, природных ресурсов – 20%, человеческого капитала – 64% [6]. В России доля человеческого капитала составляет лишь 14% от общих ресурсов страны [3]. Поэтому именно взвешенная социальная политика по характеру своего воздействия на экономический процесс может выполнить роль стабилизатора и стимулятора экономического развития. Степень развития социальной сферы, в свою очередь, напрямую связана с организацией социальной инфраструктуры, которая представляет собой комплекс отраслей производственной и непроизводственной сфер народного хозяйства, обслуживающих население и непосредственным образом влияющих на качество производительных сил.
    Некоторые отрасли социальной сферы не являются в условиях рынка экономически рентабельными, поэтому они нуждаются в поддержке. В связи с этим возникает потребность общества в поиске концептуальных моделей организации экономики и социальной сферы, взаимодействия государства и бизнеса с целью обеспечения устойчивого развития страны, региона: либо государство за счет налоговых поступлений финансирует социальную сферу, либо создаются системно-организационные механизмы привлечения частного сектора к решению обозначенной задачи. Так же возможен вариант использования обоих подходов, то есть в различных пропорциях государство и бизнес распределяют сферы своей ответственности.
    Поддержка социальной сферы необходима в силу проблем, свойственных преобладающему в настоящее время рыночному механизму функционирования экономик большинства стран мира. Социальная сфера принимает негативные последствия цикличности экономики, такие как безработица, социальная напряженность, сокращение государственных расходов на решение социальных проблем. Таким образом, новое измерение приобретает риск неустойчивого развития региона. Устойчивое же развитие предполагает минимизацию обозначенных рисков.
    Одним из главных показателей развития региона считается развитость экономики. Человеческий капитал, как и другие факторы производства, нуждается в инвестировании в него определенных ресурсов. Состав этих инвестиционных расходов представлен на рисунке.

    Список использованной литературы

    1. Курс на оздоровление. Европейская стратегия профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями // World Health Organization: [сайт]. URL: http://www.euro.who.int/ (дата обращения: 25.02.2014)
    2. Оценка выгод для общества от системы высшего образования // Экономика образования. 2002. № 3. С. 66.
    3. Римашевская Н.М. Новое исследование проблем здоровья населения / Н.М. Римашевская, Е.В. Будилова, Л.А. Мигранова, А.Т. Терехин // Народонаселение. 2006. № 4. С. 23–36.
    4. Российский статистический ежегодник – 2007: стат. сб. / Росстат. М., 2007. С. 826.
    5. Fact Book 2011: Economic, Environmental and Social Statistics / OECD, 2011.
    6. Human Development Report – 1996. Washington, 1996. Р. 64.
    7. OECD Education Data / OECD, 2011.
    8. OECD Health Data / OECD, 2011.
    9. Sianesi B., van Reenen J. The returns to education: Macroeconomics // Journal of Economic Surveys. 2003. Vol. 17. Р. 157–200.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2