Известно, что большинство производств на Западе отличаются достаточно простой структурой. Это означает, что западные производства чаще всего не являются комплексными, большое количество операций в них вынесено на аутсорсинг. Аутсорсинг можно рассматривать как результат эффективной стратегии развития компании на основе промышленной кооперации и долговременного взаимовыгодного партнерства [1].
Применение аутсорсинга как принципиально новой стратегии управления активно используется ведущими корпорациями мира. На сегодня именно крупнейшие организации, такие как «Ford», «British Petroleum», «Procter&Gamble», «Dell», «Exel» и другие, вследствие использования аутсорсинга добились наиболее впечатляющих экономических результатов: увеличение прибыли почти вдвое за счет сокращения организационных и производственных издержек, повышения общей эффективности функционирования своих компаний, реинжиниринга [1].
Понятие «аутсорсинг» появилось в экономической литературе сравнительно недавно – в начале 1980-х годов. Аутсорсинг подразумевает под собой передачу сторонней организации деятельности, которая осуществлялась ранее в рамках данной компании. Он позволяет предприятию заменить некоторую часть постоянных затрат на переменные, что является оправданным действием при низкой загрузке предприятия. Фирма, которая предоставляет услуги аутсорсинга, является центром знаний и опыта, а значит, может выполнять соответствующие функции профессионально. Подходящими для аутсорсинга являются те функции, в которых не ожидаются инновации, способные дать предприятию стратегическое преимущество. Инновационную деятельность лучше осуществлять за счет внутренних ресурсов, что носит название инсорсинг. Поэтому компании прибегают к аутсорсингу для того, чтобы сконцентрироваться на основной деятельности предприятия и не тратить ресурсы на обеспечение второстепенных функций. Также преимущество аутсорсинга состоит в том, что внешний провайдер услуг может обеспечить существенную экономию и более высокое качество услуг за счет своей узкой специализации, более дешевой рабочей силы либо эффекта масштаба. Еще одним плюсом аутсорсинга является возможность учиться у своего поставщика услуг.
Аутсорсинг позволяет решить проблемы с привлечением персонала, его обучением и удержанием квалифицированных работников. На малых предприятиях с помощью аутсорсинга можно избежать расходов на инвестиции в оборудование, программное обеспечение, обучение персонала и при этом расширить производство, ассортимент продукции, тем самым повысить свою конкурентоспособность [2].
Аутсорсинг условно разделяют на два вида: аутсорсинг бизнес-процессов и производственный аутсорсинг. Производственный аутсорсинг дает возможность компании сконцентрироваться на разработке новых товаров и услуг, что немаловажно в условиях стремительного развития технологий, а также увеличить гибкость производства. Его также можно разделить на две категории: полный и частичный. В случае с полным аутсорсингом компания занимается производственными инновациями, маркетингом, финансами, логистикой, а производство размещает в странах с более дешевой рабочей силой. Этот вид аутсорсинга чаще всего используют крупные автопроизводители, заводы. К частичному производственному аутсорсингу можно отнести такие функции, как обслуживание оборудования, поставка материалов, выполнение высокотехнологичных процессов, определенной части производства продукции.