Эффективность экономического развития все в большей степени зависит от эффективности функционирования информационно-аналитической подсистемы общества. Консалтинговые услуги, являясь информационно-аналитическим продуктом, обеспечивают успешное функционирование инфраструктуры экономики, поддерживают конкурентные преимущества организаций, формируемые на основе информации, знаний и инноваций. И в этой связи стратегически важные экономические и управленческие решения в организациях не принимаются без консалтинговых фирм, объединяющих специалистов различных направлений. Поставщики консалтинговых услуг являются не только экспертами в различных областях, но часто выступают в качестве посредника при разрешении конфликтных ситуаций, что обеспечивает принятие оптимальных решений на основе выявления, диагностики и разрешения проблем, возникающих в предпринимательской и иной деятельности.
Рост конкуренции, ужесточение требований рынка существенно изменяют содержание функций управления на различных уровнях. Так, применение программно-целевых и проектных методов, развитие нормативно-правового обеспечения, усиление межведомственного взаимодействия организаций, внедрение современных методов управления знаниями и мотивациями актуализирует процессы создания эффективной системы информационно-аналитического обеспечения деятельности предприятий. Функциональная сфера деятельности консультантов чаще всего представлена решением проблем в области стратегического управления, маркетинга, операционного менеджмента, стратегии информационных технологий и внедрения разнообразных систем, обеспечивающих устойчивое функционирование организации-заказчи-ка консалтинговой услуги [4].
Следует отметить, что эффективное использование консалтинговых услуг существенно затруднено из-за слабой формализации характера и процедур работы различных подразделений систем управления, отсутствия качественного менеджмента, конкретных информационных систем, высокой трудоёмкости коммуникаций и процессов аналитической переработки информации, низкого уровня информационно-технологической культуры сотрудников системы управления предприятием, боязни применять новые информационные технологии. И в этой связи определенный научный и практический интерес представляет разработка механизмов эффективного функционирования консалтинговых организаций [2].
Консалтинговая деятельность предназначена для удовлетворения потребности пользователей (предприятий, органов государственного управления, индивидов) в фактографической, документальной, аналитической и другой информации, необходимой для принятия объективного управленческого решения, ограниченного нормативно-правовыми актами. И в этой связи деятельность консалтинговых организаций следует рассматривать как совокупность логически взаимоувязанных операций, упорядоченных по времени, последовательности выполнения и составу участников, направленных на реализацию возложенных на них функций.
Определяющим аспектом, раскрывающим сущность консалтинговой деятельности, является их целевая направленность или обусловленность. В связи с этим необходимо определить цели функционирования системы консалтинга. Во многих случаях интегральные цели, стоящие перед системой, необходимо структурировать на более простые цели. Процедуры декомпозиции целей могут повторяться несколько раз. Процесс создания иерархии целей завершается, когда частная цель достигается путем манипулирования конкретным средством. Результатом такой структуризации является известный граф «цели–средства». Цель, выступая предвосхищением результата деятельности, предполагает определение средств ее получения и условий протекания процесса, обеспечивающего получение требуемого результата. Процесс оказания консалтинговой услуги является сложной, многокомпонентной проблемой и требует разработки принципиально новых подходов для ее решения, базирующихся на применении передовых информационных технологий. Так, в настоящее время действительно появилась необходимость формирования стратегии и конкретных этапов перехода от пассивного накапливания гетерогенных информационных ресурсов сферы консалтинговых услуг к ее преобразованию.
Условия обеспечения эффективности консалтинговой деятельности могут быть сформулированы в виде следующих принципов: открытости, предполагающего готовность консалтинговой организации к восприятию внешних изменений, способствующей повышению экономической устойчивости потребителей консалтинговых услуг; компактности, обеспечивающего взаимодействие элементов решения задач; формализованности, предполагающего структуризацию, систематизацию, интенсивность поступления и обработки информации; аналитичности, предусматривающего процедуры прогноза развития внутренней и внешней ситуации и использующего групповые экспертные процедуры; иерархичности, определяющего функционирование информационно-управляющей структуры на основе повышения требований к формальной точности обработки информации при снижении уровня ответственности за принятие управленческого решения; развития, отражающего определенные приоритетные направления совершенствования процессов разработки информационно-аналити-ческого обеспечения. При разрыве, ослаблении или изменении связей между иерархическими уровнями управления система предоставления консалтинговых услуг должна продолжать функционировать, хотя и, возможно, с некоторой потерей эффективности [1].
Эффективность функционирования консалтинговых организаций необходимо определять через показатели качества процессов, качества менеджмента и качества консалтинговых услуг, представляющего собой базовую категорию удовлетворения потребностей клиентов и определяющего ее уникальность в социально-экономическом пространстве. Невнимание к выполнению требований к какому-либо из этих взаимосвязанных аспектов может иметь существенное влияние на консалтинговые услуги, потребителей консалтинговых услуг и другие заинтересованные организации. В общем комплексе работ по улучшению качества консалтинговых услуг значительное место занимают задачи синтеза соответствующего механизма активного характера. В роли такого механизма выступает комплексная система управления качеством консалтинговых услуг, представляющая собой совокупность методов и средств по интегральному регулированию качества консалтинговых услуг в соответствии с установленными требованиями эффективного функционирования организаций данного сектора.