ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Фундаментальные категории экономики качества

FUNDAMENTAL CATEGORIES OF ECONOMICS OF QUALITY



Т.И. Леонова
М.С. Бабарин
Tatiana I. Leonova
Michael S. Babarin
leonova5858@mail.ru
bami @mail.ru
профессор кафедры экономики и управления качеством ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
доцент кафедры менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП), кандидат экономических наук
Professor of Economics and Quality Management Department, “Saint-Petersburg State University of Economics”, Doctor of Economics, Professor
Senior Lecturer of Management Department, Saint-Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • экономика качества
  • потребительная стоимость
  • полезность; качество
  • Keywords:

  • economics of quality
  • use value
  • utility; quality
  • В статье рассмотрены актуальные вопросы экономики качества, касающиеся взаимосвязи фундаментальных экономических категорий потребности, потребительной стоимости, полезности и качества. Выдвинуты положения о взаимосвязи полезности и качества, основное содержание которых состоит в том, что качество является фактором изменения полезности и может быть измерено единицами полезности. Предложен вид функции полезности для оптимизационных задач экономики качества, в том числе с учетом действия закона убывающей полезности. Дано объяснение зависимости функции спроса от качества, исходя их кардиналистских и ординалистских подходов к теории полезности.
    Авторами сделаны теоретические выводы для развития экономики качества, а именно: определено, что категория полезности является основополагающей в экономике качества, выступает как измеритель качества, при этом качество влияет на величину полезности; обосновано применение функции полезности в качестве целевой функции оптимизационных задач.

    The article covers relevant issues of economics of quality concerning correlation between such fundamental economic categories as needs, use value, utility and quality. The authors raise propositions on utility-quality correlation which claim quality to be a factor of utility variation and thus, can be measured with utility units. The authors also propose a kind of utility function for economics of quality optimization tasks, taking into account the law on diminishing utility.
    The authors give an explanation for dependence of the demand function on quality on the basis of their cardinal and ordinal approaches to the theory of utility. The authors made up theoretical conclusions for the development of economics of quality, in particular that the category of utility is a fundamental one in economics of quality, it might be used as a measurement unit for quality with the quality affecting utility; the proof is given to application of utility function as a purposeful function of optimization tasks.
    Keywords: economics of quality; use value; utility; quality.

    Обзор статьи

    Вопрос об экономическом содержании категории качества является исходным при анализе проблемы экономики качества. Категорию качества, как известно, рассматривают в различных аспектах [4]: философском, экономическом, техническом, инженерном, маркетинговом, рыночном, потребительском и др. В философском смысле качество чего-либо представляет его внутреннюю сущность, отличающую его от других.
    Для экономических исследований важно изучить качество как экономическую категорию во взаимосвязи с такими категориями, как потребность, потребительная стоимость, полезность. Отсутствие в экономической литературе исследований взаимосвязи этих категорий объясняет нечеткие и разнонаправленные формулировки основ фундаментальной экономической сущности качества [1]. По нашему мнению, общая логика взаимосвязи рассматриваемых категорий может состоять в следующем: первичной является категория потребности, присущая субъекту потребления (в т.ч. основному субъекту потребления – человеку); эта потребность определяет предмет потребления как благо, которое в товарно-денежных отношениях становится товаром, имеющим стоимость и потребительную стоимость. Стоимость измеряется денежными величинами или величиной общественно необходимого труда и, в более общем смысле, связана с ресурсным аспектом. Потребительная стоимость товара измеряется полезностью для потребителя. Величина полезности товара (блага) отражает степень удовлетворенности потребителя и зависит от таких факторов, как предпочтения субъекта, количество и качество товаров. Под качеством товара будем понимать степень соответствия его свойств требованиям потребителей. Качество – это неотделимая от товара характеристика, определяющая его сущность с точки зрения соответствия требованиям потребителей, т.е. это мера соответствия. Таким образом, с нашей точки зрения, в экономике качества категория качества это потребительская характеристика товара, влияющая на формирование полезности потребительной стоимости товара (блага) для удовлетворения потребностей.
    Наиболее общим выступает понятие потребности, которое представляет собой отношение человека к объектам материального и духовного мира, направленное на их использование и потребление. Потребности отражают природу человека (основного субъекта потребления среди других субъектов, таких как государства, организации и пр.), которая состоит из его психофизиологии, морали, культуры и пр. Эта многообразная сущность человека определяет множество потребностей, материальных и нематериальных (духовных), описанных во многих исследованиях, например иерархии по Маслоу, факторных моделях Мак–Грегера и др. Потребность человека делает нечто, находящееся вокруг него, благом. Потребности удовлетворяются посредством благ, которые могут быть материальными и нематериальными. Для потребности питания нужна пища, для потребности знания – нужно образование и пр. В рыночных отношениях большинство благ становится товаром – объектом купли-продажи. Двойственность товара заключается в наличии стоимости и потребительной стоимости, которые имеют самостоятельные факторы своего изменения и взаимно влияют друг на друга. Для анализа необходимо уметь измерять характеристики товара. Стоимость формируется рыночно – общественными отношениям, измеряется ценовыми характеристиками – деньгами и выражается в денежных единицах.
    Измерение потребительной стоимости остается предметом дискуссий. Потребительная стоимость – это оценка товара (блага) с позиции потребителя, которая может измеряться уровнем его удовлетворенности от потребления. Экономисты для обозначения степени удовольствия (удовлетворения), получаемого потребителем от потребления товаров и услуг, используют термин «полезность». В рамках неоклассической теории существуют два основных подхода к измерению полезности: кардиналистский и ординалистский [2; 3].

    Список использованной литературы

    1. Демиденко Д.С., Леонова Т.И., Бабарин М.С. Координаты экономики качества // Стандарты и качество. 2013. № 5.
    2. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб.: Автокомп, 1992.
    3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т. М.: Республика, 1992.
    4. Окрепилов В.В. Экономика качества. СПб.: Наука, 2011.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2