ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Перспективы развития транспортной инфраструктуры в российских регионах

Prospects of Developing Transport Infrastructure in Russian Regions



С.В. Кельбах
S.V. Kelbakh
dept.kgmu@engec.ru
председатель правления Государственной компании «Российские автомобильные дороги», кандидат экономических наук
Chairman of the State Company “Russian Motor Roads”, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Рассматриваются современные перспективы развития региональной транспортной инфраструктуры в посткризисных условиях. Анализируется уровень бюджетного спонсирования разных регионов.
We consider current prospects of developing regional transport infrastructure in the post-crisis environment. The level of budget funding in different regions is analyzed.

Ключевые слова:

  • логистическая инфраструктура
  • уровень спонсированности бюджета региона
  • транспортно-пересадочные узлы
  • Keywords:

  • logistics infrastructure
  • level of funding of regional budget
  • transport hub
  • Развитие транспортной инфраструктуры в российских регионах является важным фактором влияния на их перспективное развитие. Актуальность данной темы определяется тем, что при переходе к постиндустриальной экономике существенно возрастает роль инфраструктуры как материальной основы общественных производительных сил. Проведенный в статье анализ перспектив развития транспортной инфраструктуры связан с развитием инновационной экономики в регионах. Также анализируется уровень спонсированности бюджетов различных регионов. Автором выявлены особенности инфраструктурной транспортной услуги; изучен процесс преобразования состава региональной транспортной инфраструктуры при переходе к инновационной экономике.
    The development of transport infrastructure in Russian regions is an important factor of influence on their prospective development. The relevance of the topic is determined by the fact that the role of infrastructure as material basis of social productive forces considerably grows under the transition to post-industrial economy. We carry out an analysis of the prospects of transport infrastructure development that is connected with the development of innovation economy in regions. We also analyze the level of funding of regional budgets. Specific features of infrastructural transport service are revealed; the process of transformation of components of regional transport infrastructure under the transition to innovation economy is researched.

    Обзор статьи

    В ряде российских регионов посткризисное развитие экономики связывается, прежде всего, с развитием транспортной инфраструктуры. Так, в начале ХIХ века Томск стал административным центром огромной территории, благодаря транзитному положению на Сибирском тракте. Томская губерния, образованная в 1804 г., включала нынешние Республику Алтай, Алтайский край, Кемеровскую, Новосибирскую и Томскую области и часть Красноярского края и Казахстана. Однако при строительстве Транссиба магистраль прошла мимо Томска [1]. Томск потерял значение транспортного узла, а неофициальной сибирской столицей со временем стал Новосибирск. Около 360 км железнодорожных путей и 7 тыс. км автомобильных дорог на территории области – это значительно ниже общероссийского показателя в пересчёте на душу населения. В последнее время реализуются проекты выхода Томска из транспортного тупика. В 2010 г. аэропорт Богашево получил статус международного, ведётся его реконструкция, с 2011 г. он начал приём и отправку международных рейсов. Продолжается строительство Северной широтной дороги Пермь – Ивдель – Ханты-Мансийск – Сургут – Нижневартовск – Томск, которая соединит нефтегазовый Север с Уралом и европейской частью страны. В Транспортную стратегию России до 2030 г. включена скоростная автомагистраль Томск – Новосибирск, крупнейшие проекты в сфере трубопроводного транспорта [1]. В Уральском ФО (УрФО) реализуется комплексный инвестиционный проект «Урал Промышленный – Урал Полярный». Он включает такие направления инновационного развития УрФО, как энергетика, строительство дорог, создание сопутствующих мощностей по конечной переработке полезных ископаемых на месте. Основной приоритет отдан строительству железнодорожных линий, которые призваны обеспечить новую логистику доставки жидких углеводородов. Согласована проектная документация на строительство железнодорожных линий Салехард – Надым и Полуночное – Обская – Салехард. Они входят в подпрограмму «Железнодорожный транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015)» и призваны резко увеличить объёмы перевозок железнодорожным транспортом в Западно-Сибирском регионе, дать синергетический эффект для развития Ямала и регионов, которые входят в УрФО и прилегают к Ямало-Ненецкому автономному округу (ЯНАО) (Ханты-Мансийский АО и Тюменская обл.). Железная дорога совершенно изменит транспортную логистику в округе. Более 300 км дороги между городами Салехард и Надым соединят устремления всех участников рынка углеводородного сырья, будет создан новый транспортный коридор – альтернатива Северному морскому пути, который сможет действовать круглогодично. Стройка займёт 4-5 лет, до 2016–2017 гг., когда наступит время пиковой добычи попутного нефтяного газа, который станет основным грузом на этой дороге. Дальнейшая реализация проекта предусматривает образование Северного широтного хода (Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево) и позволит значительно сократить объёмы бюджетных инвестиций, обеспечив при этом финансирование мостового перехода через реку Обь и железнодорожных подходов к нему [3].

    Список использованной литературы

    1. Воронова Ж. Мифы и реалии Томска // Эксперт. 2011. 23 мая. № 20(754).
    2. Глазычев А.В. Город без границ. М., 2012.
    3. Интервью Николая Винниченко: «Перспективными являются все отрасли экономики и промышленности» // Известия. Южный Урал. Инвест. проект Уральского федерального округа. 2011. 4 апреля.
    4. Костин И.В. Характеристика основных методов и механизмов бюджетного регулирования инвестиционной деятельности в регионах // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12.
    5. Перников С.В. Основные направления рационализации региональных топливно-энергетических балансов // Современные модели социально-экономической и инновационной трансформации предприятий, отраслей, комплексов: сб. трудов Всероссийской научно-практической конференции. М., 2011.
    6. Coto-Millan P. Essays on transport economics. NY, 2007. 381 p.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2