ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF
ISSN 1995 - 1248
DOI 10.26163/GIEF
Направления совершенствования методологии формирования туристских предприятий в россии
Ways of Improving Methodology of Forming Tourist Eterprises in Russia
Е.С. Колбасова |
|
E.S. Kolbasova |
|
dekanat205@yandex.ru |
|
аспирант кафедры экономики и управления социальной сферой ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» |
|
candidate for PhD at the Department of Economics and Social Sphere Management of St. Petersburg State University of Economics |
|
г. Санкт-Петербург |
|
St. Petersburg |
|
Обоснована необходимость совершенствования методологии формирования туристских предприятий в России. Рекомендации основаны на результатах обобщения опыта развития предприятий сферы туризма развитых стран, использование которых создаст предпосылки для успешного развития сферы туризма в России.
|
|
Reasons for improving the methodology of formation of touristic enterprises in Russia are presented in the article. The given recommendations are based on the results of generilization of experience of developed countries in the sphere of tourism. These results may be used for creating the necessary preconditions for successful development of the tourism industry in Russia.
|
Ключевые слова: |
Keywords: |
В настоящее время в России еще отсутствует научно обоснованная методология формирования туристских предприятий, которая представляла бы собой совокупность методов и методических подходов, применение которых позволило бы, с одной стороны, учесть мировой опыт развития сферы туризма, а с другой – принять во внимание особенности становления рыночной экономики в России и своеобразие трансформационных процессов организации национального хозяйства.
В связи с вышеизложенным целью исследования является обоснование направлений совершенствования методологии формирования туристских предприятий в России, которые бы включали обобщение опыта организации деятельности туристских предприятий в развитых странах, реализация которых стала бы основой активизации национального туристского бизнеса страны в целом.
В ходе исследования автор использовал такие методы, как сравнительный анализ, классификация, синтез и группировка, а также был применен системный подход к изучению вопросов формирования туристских предприятий.
На основе анализа процессов образования хозяйствующих субъектов в передовых в экономическом отношении зарубежных странах автор обосновывает основные направления совершенствования методологии формирования туристских предприятий в России, которые включают в себя комплекс методологических принципов и методических подходов, касающихся государства как регулирующего начала становления туристской индустрии, регионов и непосредственно хозяйствующих субъектов.
|
|
At present, Russia has no science based methodology of creating tourism enterprises, the one which would represent technology and a set of methodological approaches. These in total would make it possible to take into account the world experience of tourism development on the one hand and, on the other hand, to take into consideration specific features of market economy formation in Russia and peculiarities of transformation processes of national economy formation.
In connection with the above-stated, the purpose of this research is to establish ways of improving methodology of forming tourist enterprises in Russia. These ways would include generalization of similar experience of organizing tourism enterprises in developed countries and would become the basis for stimulation of the national tourism business as a whole.
In the course of research the author used such methods in particular as comparative analysis, classification, synthesis and grouping. Besides a systems approach to the study of tourist enterprise formation has been used.
On the basis of analysis of the formation of business entities in the economically developed countries, the author gives proof of the ways of improving methodology of forming tourist enterprises in Russia. These ways include a set of methodological principles and approaches concerning the State as a body exercising regulatory control over formation of tourist industry, regions and economic entities.
|
|
Обзор статьиРазвитие мировой экономики, начиная со второй половины XX в., характеризуется радикальными изменениями в различных сферах экономической деятельности и, в частности, туристском бизнесе. Так, с 1950 г. количество путешественников в мире неуклонно растет, туризм превращается в одно из наиболее развивающихся и доходных направлений человеческой деятельности. Результаты анализа тенденций ежегодных изменений числа зарубежных туристских прибытий по данным Всемирной туристской организации (ВТО) показывают, что количество международных туристских прибытий практически непрерывно растет – от 25 млн. в 1950 году до 278 млн. в 1980 г., 528 млн. в 1995 году и 1,087 млрд. в 2013 году [4].
В соответствии со среднесрочным прогнозом Всемирной туристской организации, число международных туристских прибытий по всему миру достигнет к 2030 году 1,8 млрд. [3].
Анализ сложившегося уровня развития сферы туризма в России свидетельствует о том, что условия функционирования туристских предприятий еще не соответствуют международным требованиям. Тем не менее, активизация рыночных взаимоотношений, наметившийся рост доходов населения, поиск и внедрение новых форм в деятельность предприятий туристской сферы позволят более эффективно осуществлять туристский бизнес в России. При этом важную роль в дальнейшем развитии туризма играет стратегическое направление, связанное с обеспечением общегосударственной и региональной поддержки туризма, привлечением к этой сфере как государственных, так и предприятий других форм собственности, частных предпринимателей, что будет содействовать повышению жизненного уровня населения и активизации туризма.
Необходимо отметить, что формирование туристских предприятий в России осуществлялось на переходном этапе от командно-административной экономики к рыночной, когда еще не учитывался мировой опыт становления постиндустриального общества, процессов глобальной интеграции, диверсификации и интернационализации производства, а также тенденций к созданию мировой инфраструктуры и углублению международного разделения труда, зафиксированных в рекомендациях Всемирной торговой организации (ВТО). Вступление России в ВТО и развитие отношений с ней могут создать предпосылки для создания нового национального рынка туристских услуг.
Кроме того, в настоящее время еще отсутствует научно обоснованная методология формирования туристских предприятий, которая представляла бы собой совокупность методов и методических подходов, применение которых позволило бы, с одной стороны, учесть мировой опыт развития сферы туризма, а с другой – принять во внимание особенности становления рыночной экономики в России и своеобразие трансформационных процессов организации национального хозяйства.
Таким образом, представляется необходимым обоснование направлений совершенствования методологии формирования туристских предприятий, которая бы включала обобщение опыта организации деятельности отечественных хозяйствующих субъектов переходного этапа к рынку с учетом результатов становления постиндустриального общества, использование диверсификации и интернационализации производства, рекомендаций Всемирной торговой организации и Всемирной туристской организации, относящихся к туризму, реализация которых стала бы основой активизации деятельности туристских предприятий, т.е. национального туристского бизнеса страны в целом.
|
|
Список использованной литературы1. Ушаков Д.С. Экономика туристской отрасли. М.: Феникс, 2010. 2. FDI in Tourism: The Development Dimension. United Nations, New York and Geneva, 2007. 3. ITB World Travel Trends Report 2010/2011. Messe Berlin GmbH, 2010. 4. Tourism Highlights. UNWTO, 2013. 5. Tourism Towards – 2030. UNWTO 19th General Assemblx. 2011. 10 october. |