ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF
ISSN 1995 - 1248
DOI 10.26163/GIEF
Реализация проектов в рамках государственно-частного партнерства: анализ опыта и законодательства германии
Implementation of Public Private Partnership Projects: The Analysis of Experience and Legislation of Germany
Д.К. Шпакович |
|
D.K. Shpakovich |
|
shpakovich@russia.ru |
|
ассистент кафедры экономики и организации туризма ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики» |
|
assistant of the Department of Economics and Organization of Tourism of St. Petersburg State University of Service and Economics |
|
г. Санкт-Петербург |
|
St. Petersburg |
|
Исследуется опыт Германии в области взаимодействия государства и частного сектора в формировании и реализации социально необходимых и востребованных проектов. Рассмотрены цели различных концессий, этапы и механизмы реализации таких проектов в Германии с учетом определенных особенностей, различных стратегий и преимуществ данного вида сотрудничества.
|
|
The experience of Germany in the field of cooperation between the state and the private sector in formation and realization of the projects in-demand is investigated in the article. We consider the aims of different concessions as well as stages and mechanisms of realization of such projects taking into account the specific features of different strategies and advantages of this type of cooperation.
|
Ключевые слова: |
Keywords: |
В статье рассмотрены вопросы реализации государственно-частного партнерства, особое внимание уделено анализу законодательства и опыта решения данных проблем в Германии. Немецкие проекты государственно-частного партнерства имеют различный масштаб: от решения локальных задач (ремонт школ, тюрем, больниц и т.п.) до крупных многомиллиардных проектов (развитие автомагистралей и т.п.). Поэтому анализ процессов обеспечения государственно-частного партнерства в Германии является актуальной задачей исследования, решение которой поможет использовать немецкий опыт в отечественной экономике с учетом особенностей российского рынка и государственного управления.
В статье дан подробный анализ содержания законодательной базы Германии, на основе которой обеспечивается планирование и реализация ГЧП в различных социально значимых проектах. Также автором выделены и проанализированы четыре обобщенных этапа реализации ГЧП в Германии в соответствии с действующими законами и сделаны теоретические выводы о возможности применения немецкого опыта в России.
|
|
The article deals with issues of implementation of public private partnerships with the special emphasis on legislation and experience of solving such problems in Germany. German public private partnership projects vary in scale: from local problems (school, prison, hospital repairs, etc.) up to multi-billion dollar projects (development of motorways, etc.). Thus, the analysis of public private partnerships in Germany is an urgent task for this research which will use the German experience in national economy recognizing peculiarities of the Russian market and public administration.
The article gives a detailed analysis of the content of German legislation which provides the basis for planning and implementation of public private partnerships in various socially significant projects. The author also identifies and analyses four generalized stages in the process of implementation of public private partnerships in Germany in accordance with the legislation in force and makes theoretical conclusions about possible application of German experience in Russia.
|
|
Обзор статьиПри рассмотрении немецкого опыта государственно-частного партнерства следует обратить внимание на то, что в Германии нет единого органа или законов, регулирующих создание государственно-частного партнерства (ГЧП). Вместо этого существует и эффективно применяется множество актов, правил и норм. Тем не менее, на данный момент оценивается эффективность и значимость применения ГЧП на федеральном и местных уровнях для развития этой сферы государством и местными законодательными органами. Для облегчения функционирования ГЧП в Германии был принят ряд законодательных актов. Правительством также созданы институты, отвечающие за координацию и содействие развитию ГЧП [3. С. 22].
В настоящее время более 100 проектов ГЧП запланированы или находятся на стадии реализации. Они варьируются от крупных многомиллиардных инфраструктурных проектов, до более мелких проектов, таких как расширение и ремонт школ, больниц и тюрем.
Для облегчения планирования и осуществления ГЧП правительство и некоторые местные органы приняли ряд законодательных мер, начиная от правил и обязательств по сотрудничеству государственного и частного секторов, до конкретного продвижения такого сотрудничества [4. С. 16].
В условиях современного финансового состояния Европы ожидается, что рост количества и стоимости реализации проектов ГЧП в Германии будет расти. Законодательство будет совершенствоваться и в дальнейшем, для облегчения планирования и осуществления ГЧП, которые находятся в процессе становления.
Государственно-частное партнерство в Германии функционирует, как правило, на основе соглашения, которое регулируется частным органом и заключен между государством и частным сектором. В качестве государственного партнера может выступать Федеративная Республика, федеративное государство или один из органов местного самоуправления. В целом, частный сектор является юридическим лицом – консорциум либо холдинг, состоящий из нескольких компаний в качестве акционеров [4. С. 35].
В таких концессиях не предусмотрен конкретный закон, обеспечивающий основу для государственно-частного партнерства. Вместо этого государственно-частное партнерство осуществляется, с учетом ряда правовых форм, в федеральных и местных правовых актах. К ним относятся конституционное и административное право, закон о государственных закупках, бюджетное право, налоговое право, финансовый и инвестиционный закон, закон о государственных субсидиях, а также концессионные соглашения.
Первый шаг на пути к более всестороннему регулированию условий государственно-частного партнерства был сделан еще в 2005 году, когда были приняты коррективы в некоторые федеральные структуры. Этот законодательный акт был призван изменить ряд ранее существовавших положений, касающихся операций ГЧП, в том числе: закон об ограничении конкуренции, постановление о государственных закупках, закон о федеральном бюджете, федеральный закон по инвестициям и налоговому законодательству [1. С. 26].
Этапы реализации проектов государственно-частного партнерства в Германии. Выделяют четыре основных этапа по реализации проектов государственно-частного партнерства.
Этап I: выявление возможных проектов. На первом этапе государственному органу необходимо определить возможные проекты и оценить экономический спрос на государственно-частное партнерство, а также экономическую, техническую и правовую целесообразность проекта.
Законодательные акты могут гласить о полном или частичном контроле государственного органа над всем процессом партнерства, в течение определенного времени, в определенных рамках государственного контроля, а также контроля частного сектора. Например, в п. 4 Конституции Германии ст. 33 предусматривает, что только государственные служащие могут осуществлять административное регулирование. Таким образом, конституционная и административная база ГЧП может требовать определенной корпоративной корректировки структуры частного сектора [2. С. 29].
Налоговые, бюджетные и инвестиционные законы и законы о государственных субсидиях могут существенно влиять на финансовую целесообразность проекта.
Проект должен также включать положения о государственной помощи (ст. 87 и 88 Договора о ЕС). Например, он должен определить, не являются ли государственные взносы на финансирование проекта ГЧП, в виде прямых выплат или в виде государственных гарантий, коррупционной схемой.
В соответствии с Законом о федеральном бюджетировании, экономическая эффективность проекта должна быть обоснована. Этого требует экономический анализ проекта государственно-частного партнерства и его сравнение с реализацией проекта на основе «обычных» закупок. Кроме того, законодательство может установить определенные ограничения на продажи или использование государственной собственности, что требует особой процедуры оформления. Поскольку такие ограничения и положения могут помешать реализации государственно-частного партнерства, на выделение земли были введены специальные правовые положения, чтобы способствовать развитию ГЧП [5. С. 27].
Этап II: подготовка и планирование. На втором этапе государственный партнер должен разработать договор, а также технические характеристики своих требований и форм для частного партнера. Договор должен определить основные характеристики проекта, например, продолжительность сотрудничества, формы контракта и уровень общественного контроля за ним. На этом этапе договорное и корпоративное право играет важную роль. В частности, тип контракта определяет взаимные права сторон и обязанности, различные модели финансирования и корпоративного устройства проекта. В Германии разнообразные типы контрактов ГЧП могут сильно отличаться друг от друга (например, концессионные договоры или лизинговые соглашения), модели включают в себя контракты управления, проекты «под ключ», различные модели аренды и концессии, модели частной собственности или использования активов. |
|
Список использованной литературы1. Василёнок В.Л., Алексашкина Е.И. Развитие предпринимательства и факторы его определяющие // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2013. № 1. 2. Государственно-частное партнерство – первые шаги, декабрь 2011 г. // Государственно-частое партнерство в России: [сайт]. URL: http://www.pppinrussia.ru/ 1145388 (дата обращения: 27.01.2014) 3. Селезнев П.Л. ГЧП и его эффективность в институциональных преобразованиях экономики. М., 2010. 4. Public Private Partnerships In Germany // Mondaq: Connecting knowledge & people: [сайт]. URL: http://www.mondaq. com/x/87762/Government+Contracts+ Procurement+PPP (дата обращения: 27.01.2014) 5. Smirnov A. Artificial intelligence: Concepts and Applicable Uses. Lambert Academic Publishing, 2013. 6. Smirnov A. Creating utility – based agent using POMDP and MDP // Ledentsov Readings. 2013. Р. 697. |