ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Обоснование административных реформ в основном законе Федеративной Республики Германии

Substantiation of Administrative Reforms in Fundamental Law of Federal Republic of Germany



А.Б. Новиков
В.А. Новикова
Andrey Novikov
Valeria Novikova
docanovikov@mail.ru
dekanat205@yandex.ru
профессор кафедры финансового и административного права ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор юридических наук, доцент
аспирант кафедры финансового и административного права ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
professor of the Department of Financial and Administrative Law of St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Law, associate professor
candidate for PhD at the Department of Financial and Administrative Law of St. Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
Выявляются взаимосвязи административных реформ, проводимых в государствах Европы, с положениями конституции (основного закона) на примере Федеративной Республики Германии и Российской Федерации. Рассматриваются конституционные характеристики демократического, социального, правового государства, которые должны реализоваться в ходе административной реформы. Решается вопрос о том, допускает или требует конституция (основной закон) проведения определенных мер по изменению государственного управления
We reveal correlations of administrative reforms carried out in European countries with constitutional provisions by the example of the Federal Republic of Germany and the Russian Federation. We consider constitutional characteristics of democratic, social, jural state to be implemented during the administrative reform. We discuss the problem whether the constitution allows or requires to take certain measures to change the public administration.

Ключевые слова:

  • Основной закон Федеративной Республики Германии
  • Конституция Российской Федерации
  • основы конституционного строя
  • административная реформа
  • государственное управление
  • Keywords:

  • the fundamental law of the Federal Republic of Germany
  • administrative reform
  • public administration
  • the foundations of the constitutional formation
  • the Constitution of the Russian Federation
  • Обзор статьи

    На рубеже XX – XXI веков реформирование систем государственного управления в странах Европы выступает условием их устойчивого социально-экономического развития и удержания позиций среди ведущих мировых держав. За последнее столетие сфера государственного управления в Германии не оценивалась как ограничивающий фактор для социально-экономического развития страны и повышения ее конкурентоспособности, что отражает определенную «патернализмом» традиционную стратегию управления. Главным энергетическим зарядом нынешних административных реформ в различных экономически развитых государствах выступает эволюция содержания взаимоотношений власти и общества, обусловленная глобальными общественными вызовами. Модернизация системы государственного управления обоснованно связывается в мировой практике с решением серьезной проблемы эффективности управления, а также с проблемой измерения эффективности государственного управления [3. С. 480–501]. При этом в качестве критерия эффективности деятельности органов исполнительной власти рассматривается их способность при демократической системе управления обеспечивать в условиях ограниченных ресурсов удовлетворение насущных потребностей общества в целом и отдельных граждан [4]. Институты взаимодействия общества и государства должны становиться эффективными инструментами формирования демократического механизма государственного управления. Однако европейский «социализм», «вождизм» и «тоталитаризм» ХХ века продемонстрировали иные механизмы формирования «сильного государства». В этом аспекте является чрезвычайно важным опыт СССР и Германии, по-разному преодолевавших колоссальные трудности на сложном и трагическом пути к реализации современных моделей демократического, правового, социального государства. Этим во многом обусловливается интерес к анализу положений Конституции Российской Федерации [1] и Основного закона Федеративной Республики Германии [2], закрепляющих демократические основы государственного управления.

    Список использованной литературы

    1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.
    2. Основной закон Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г. // Bundesgesetzblatt (BGBl). S. 1; Избранные конституции зарубежных стран / отв. ред. Б.А. Страшун. М., 2012. С. 207–291.
    3. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. М., 2005.
    4. Эффективность государственного управления / пер. с англ.; под общ. ред. С.А. Батчикова, С.Ю. Глазьева. М., 1998.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2