ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Формирование стратегического управления авиакомпаниями гражданской авиации российской федерации

Developing Strategic Management of Civil Aviation Companies in Russian Federation



Н.В. Иванова
Natalia Ivanova
ivanova_iv@list.ru
ассистент кафедры менеджмента и информационных технологий в экономике филиала ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске
candidate for PhD of the Department of Economics and Organization of Entrepreneurship of St. Petersburg State University of Service and Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Проводится сопоставление показателей авиакомпаний Гражданской авиации Российской Федерации за последние 10 лет, дается прогноз развития до 2015 года, а в перспективе до 2030 года, предлагается классификация авиапредприятий Гражданской авиации Российской Федерации по показателям развития.
We compare rates of Civil Aviation Companies in the Russian Federation over the last ten years, make a development forecast till 2015 and 2030 and offer a classification of airlines based on development rates.

Ключевые слова:

  • Гражданская авиация
  • перспектива развития
  • стратегический план
  • прогнозирование
  • стратегическое управление
  • конкуренция
  • Keywords:

  • civil aviation
  • strategic plan
  • strategic management
  • development prospect
  • forecasting
  • competition
  • Обзор статьи

    В двадцатилетней истории Российской Гражданской авиации можно определить два этапа ее функционирования. Первый, связанный с ее созданием, начинается в 1991 году. В последнем году существования Министерства ГА СССР авиация Российской Федерации выполнила пассажирооборот 150,4 млрд. пкм и перевезла 62,8 млн. пассажиров на среднюю дальность 2395 км. На каждого из 154,5 млн. человек населения страны приходилось 973 пассажирокилометров, что характеризует подвижность населения с использованием воздушного транспорта [4]. При этом из-за ограничения выделяемого государством Гражданской авиации топлива неудовлетворенный спрос на авиаперевозки в летний период составлял до 30%. Основу парка воздушных судов составляли самолеты отечественного производства Ил-86, Ил-62, Ту-154, Ту-134, Як-42, Як-40 и Ан-24. Более 86% перевозок выполняли три десятка крупных объединенных с аэропортами авиационных отрядов [4].
    В первой половине первого этапа, к 1995 году, авиаперевозки сократились в 2,1 раза, а перевозки пассажиров в 2,14 раза. Основная причина этого – в переходе экономики страны на рыночные отношения, что освободило цены на все виды материальных ресурсов, в том числе в значительной степени на авиационное топливо. В 1994 году было зарегистрировано максимальное количество авиакомпаний – 393 [4]. Большинство из них имели от 2 до 5 самолетов и выполняли в основном чартерные, заказные рейсы в центральные регионы страны и к местам отдыха с наибольшим пассажиропотоком. Необходимость удовлетворения спроса населения в авиаперевозках перестала быть актуальной. Конкуренция на рынке авиаперевозок стала хаотичной и совершенно непредсказуемой.
    Во второй половине первого этапа, 1995–2000 гг., ситуация с авиаперевозками в России еще более усугубилась и они получили устойчивую тенденцию к дальнейшему сокращению их объемов. Неконтролируемый рост всех расходов, в том числе на авиатопливо, обслуживание в аэропортах, аэронавигационное обслуживание и все виды текущих расходов, связанных с обслуживанием пассажиров, приводил к ежегодным дополнительным издержкам в работе авиакомпаний, что, наряду с повышением интереса в скорейшем получении доходов, привело к очередной волне роста авиационных тарифов. Значительный рост инфляции и существенное снижение уровня жизни населения в эти годы определили уменьшение интереса жителей России к пользованию услугами воздушного транспорта.
    2000 год авиация России в лице уже 296 авиакомпаний закончила со следующими показателями: пассажирооборот – 53,4 млн. пкм; перевозки пассажиров – 21,83 млн. чел.; средняя дальность перевозок – 2446 км [3. С. 4].
    Эти показатели стали худшими в истории российской авиации. Падение объемов авиаперевозок по сравнению с 1991 годом составило по: пассажирообороту – 2,8 раза (-97 млрд. пкм), в среднем на 10,8 млрд. пкм в год; перевозкам пассажиров – 2,9 раза (-41 млн. чел.), в среднем на 4,55 млн. чел. в год [3].
    Средняя дальность перевозок при этом увеличилась на 51 км (+ 2,1%) в основном за счет повышения доли чартерных перевозок на международных воздушных линиях в общем объеме перевозок.
    С 2001 года начался новый, второй этап в работе авиации России, характеризующийся развитием авиаперевозок, несмотря на наличие больших проблем, особенно у «мелких» авиакомпаний, в связи с отработкой самолетами назначенного ресурса и неимением средств на его продление или на их капитальный ремонт. К этому времени в регионах определились ведущие авиакомпании, которые обозначились лидерами на рынке перевозок и могли рассчитывать на привилегию во многих вопросах их поддержки.
    Всего за 2001–2005 годы авиакомпаниями российской Гражданской авиации пассажирооборот выполнен в объеме 365,13 млрд. пкм с ростом за 5 лет на 60,6% или на 32,38 млрд. пкм. Всеми авиакомпаниями было перевезено 150 млн. пассажиров со среднегодовым показателем 30 млн. чел. в год. Прирост за 5 лет составил 60,8%. На долю 15 крупнейших авиакомпаний в 2005 году приходилось 80,5% пассажирооборота и 72,3% перевезенных пассажиров, в том числе на международных воздушных линиях соответственно 86,2 и 82,7% и на внутренних 74,0 и 63,3% [4].
    Несмотря в целом на успешные результаты работы ведущих авиакомпаний в период стабилизации, даже у них были серьезные проблемы с обновлением самолетного парка из-за недостатка необходимых денежных средств. Привлечение их за счет кредитов банков из-за неприлично высоких процентов обращало авиакомпании в финансовую кабалу. Финансовая помощь государства и региональных органов власти носила в отношении авиакомпаний исключительный характер.

    Список использованной литературы

    1. Губенко А.В., Смуров М.Ю., Черкашин Д.С. Экономика воздушного транспорта. СПб.: Питер, 2009. 288 с.
    2. Экономика фирмы / под ред.проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. 461 с.
    3. 85 лет гражданской авиации / Министерство транспорта Российской Федерации; Федеральное агентство воздушного транспорта. М., 2008.
    4. Статистические данные из материалов отраслевой печати, Межгосударственного авиационного комитета и авиакомпаний // Федеральное агентство воздушного транспорта Министерства транспорта РФ. 1991–2011 гг.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2