ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Предпосылки формирования логистической отрасли в Российской Федерации

Prerequisites for Creating Logistics Industry in Russian Federation



С.С. Стороженко
Sergey Storozhenko
dekanat205@yandex.ru
докторант кафедры систем технологий и товароведения ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат технических наук
doctoral candidate at the Department of Systems of Technologies and Merchandising of St. Petersburg State University of Economics, PhD in Engineering
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Исследуются особенности становления логистической отрасли в стране, характеризуются институциональные предпосылки ее формирования. Обосновываются приоритеты государственного регулирования логистических процессов
We research peculiar features of establishing logistics industry in our country and characterize institutional prerequisites of forming it. The priorities of state regulation of logistics processes are proved.

Ключевые слова:

  • государственное регулирование
  • кластер
  • логистика
  • отрасль
  • провайдер
  • Keywords:

  • state regulation
  • cluster
  • logistics
  • industry
  • provider
  • Обзор статьи

    Диверсификация экономики Российской Федерации является одной из главных задач обеспечения национальной безопасности, актуальность которой определяется необходимостью создания объективных предпосылок для устойчивого развития страны. Кроме того, острота потребности в них определяется общей малоблагоприятной мировой финансовой обстановкой, которая сложилась в результате кризиса 2008 года. Препятствиями на пути такой диверсификации достаточно долгое время считались: 1) высокая степень износа основных фондов предприятий реального сектора экономики; 2) сложность доступа к источникам финансирования капиталовложений; 3) низкие темпы внедрения нововведений; 4) недостаточное государственное стимулирование процессов обновления производства [14]. Эти факторы, несомненно, еще не утратили своей значимости. Однако сегодня пришло понимание того, что на пути диверсификации существует такой барьер, как слабая логистическая активность предприятий. Нельзя не отметить, что целенаправленная диверсификация экономики страны должна включать логистическую компоненту, поскольку речь идет, по сути, не только о выделении ведущих секторов экономики, но и об их синтезе комплексно-отраслевой направленности [11]. Чтобы преодолеть этот барьер, недостаточно простого принятия отечественными предприятиями на вооружение концепции управления цепями поставок. Необходимо сформировать новую отрасль, миссией которой должно стать логистическое обслуживание, т.е. предоставление услуг по управлению товародвижением и построению конкурентоспособных цепей поставок. Логистическую отрасль не следует соотносить с транспортной, которая по определению является одним из видов производственной инфраструктуры. Хотя сегодня и наблюдается стремление придать транспортным предприятиям статус логистических компаний, несмотря на то, что они занимаются исключительно только перевозками. Следует отдавать отчет в том, что роль предприятий такой отраслевой принадлежности в организации логистических систем сводится, как правило, лишь к формированию транспортных связей между их элементами. Последние представляют собой объекты, на которых осуществляются логистические операции и формируются производственные, товарные запасы и запасы незавершенного производства [5]. К их числу относятся склады, производственные цеха, логистические центры. Безусловно, в транспортной отрасли есть и своя логистика, поскольку на ее предприятиях также осуществляются логистические операции, например, в сфере материально-технического снабжения, а также решаются задачи по организации логистических взаимодействий, в частности, в случае смешанных перевозок. Однако в оптимизации организации перевозок технологическая составляющая доминирует над логистической.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон РФ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Постановление Правительства РФ от 15.06.1998 г. № 593 «О комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков РФ на 1998–2005 годы». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    4. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 г. № 848 «Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года». Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
    5. Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001. 640 с.
    6. ГОСТ Р 53663-2009 (ИСО 28000:2005). Система менеджмента безопасности цепи поставок. Требования. М.: Изд-во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», 2010. 14 с.
    7. Инструкция по разработке схем генеральных планов групп предприятий с общими объектами (промышленных узлов): Постановление ГК СМ ССО по делам строительства от 09.06.1978 года № 114. М., 1978.
    8. Лола А.М. Основы градоведения и теории города (в российской интерпретации). М.: КомКнига, 2005. 344 с.
    9. Портер М. Международная конкуренция / пер. с англ.; под ред. и с предисл. В.Д. Щетинина. М.: Междунар. отношения, 1993. 896 с.
    10. Прокофьева Т.А., Сергеев В.И. Логистические центры в транспортной системе России. М.: Издат. дом «Экономическая газета», 2012. 524 с.
    11. Семененко А.И. Логистика. Словарь и библиография: справочное пособие: СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. 67 с.
    12. Сорокин К.Э. Геополитика современности и геостратегия России / Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). М., 1996. 168 с.
    13. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора / пер. с англ. М.: Изд-во МГУ; ИНФРА-М, 1997. 720 с.
    14. Экономическая безопасность России: общий курс / под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. М.: Дело, 2005. 896 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2