ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Разработка подходов к решению проблемы модернизации парка воздушных судов российской региональной и местной авиации

Designing Approaches to Solving Problems of Modernization of Air Fleet of Regional and Local Aviation



В.Н. Кузнецов
Vasily Kuznetsov
vassk@bk.ru
соискатель кафедры национальной экономики АОУ ВПО ЛО «Государственный институт экономики, финансов, права и технологий»
candidate for PhD at the Department of National Economy of State Institute of Economics, Finance, Law and Techno
г. Гатчина
Gatchina
Проблемам региональной авиации, от состояния которой во многом зависит экономическое развитие многих областей России, в последнее время уделяется большое внимание. Особенно остро стоит проблема обновления парка региональных воздушных судов. В статье рассматриваются типы самолетов, развитие производства которых могло бы помочь в решении данной проблемы, а также уделяется внимание воздушным судам нового типа – конвертопланам
Problems of regional aviation have been recently paid great attention to as its state is of special importance for economic development of many regions of Russia. The problem of renewal of regional air fleet is especially acute. We consider types of planes the production of which could contribute to solving the problem in question. Special attention is paid to the new type of aircraft called convertoplanes.

Ключевые слова:

  • воздушный транспорт
  • региональная авиация
  • экономическое развитие
  • пассажирские перевозки
  • конвертоплан
  • Keywords:

  • air transport
  • passenger traffic
  • regional aviation
  • convertoplane
  • economic development
  • Обзор статьи

    В последние годы в России наблюдается бурный рост магистральных перевозок. Открываются новые рейсы (правда, в основном в Москву, Петербург и за рубеж) и обновляется самолетный парк – устаревшие неэкономичные отечественные воздушные суда заменяются на зарубежные. В местной и региональной авиации ситуация прямо противоположная. Увеличение объемов региональных перевозок совсем незначительное, и выполняются они на устаревших самолетах ещё советского производства. Развитие региональной авиации необходимо осуществлять с трех точек зрения: государственной – для укрепления территориальной целостности страны, обеспечения доступности воздушного транспорта для населения удаленных и труднодоступных регионов; экономической – повышение авиационной мобильности населения способствует расширению экономических связей и мобильности рабочей силы; социальной – свободное перемещение населения есть неотъемлемый элемент высокого качества жизни. Но для развития авиации нужны самолеты. Заработать на обновление парка региональные и местные перевозчики не могут, а ресурсы имеющегося подходят к концу. Эта проблема стала предметом внимания Правительства Российской Федерации. Как отметил председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев на совещании в Новосибирске в августе 2012 г., «России нужен свой региональный самолет, и это – очевидная вещь» [4]. Но какой именно нужен самолет, не уточняется. Даже примерно не говорится о его пассажировместимости, дальности, скорости, возможности эксплуатации на грунтовых аэродромах. Между тем регионы и, соответственно, региональные рынки перевозок в России значительно отличаются в европейской и азиатской частях. В европейской части большинство аэродромов имеют полосы с искусственным покрытием, и расстояния сравнительно небольшие; уровень развития наземного транспорта достаточно высок и условия для его эксплуатации благоприятны. Ситуация восточнее Урала практически противоположная. Эксплуатация наземного транспорта там осложняется следующими факторами [3]: - значительными расстояниями между населенными пунктами и плохим качеством дорог между ними; - низкой несущей способностью местности, вызванной неблагоприятным гидрологическим режимом; - большим количеством рек и озер, не все из которых пригодны для развития судоходства; - низкими температурами и длительным холодным периодом. Таким образом, использование воздушного транспорта выглядит предпочтительнее наземного, но многие аэродромы были закрыты, а оставшиеся расположены на большом расстоянии друг от друга, причем многие из них имеют грунтовые полосы и могут принять не каждый самолет. Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что для европейских и азиатских частей России требуются разные по характеристикам региональные самолеты, то есть универсального самолета в природе не существует.

    Список использованной литературы

    1. Концепция развития аэропортовой (аэродромной) инфраструктуры в Ленинградской области на период до 2013 и перспективу до 2025 года // Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области: [сайт]. URL: http://transport.lenobl.ru/Files/ file/kontseptsiya_razvitiya_aerodromnoi_infrastrukturu_1.doc (дата обращения: 28.06.2013)
    2. Аэропортовые сборы и тарифы на наземное обслуживание в ОАО «Международный аэропорт «Казань» // Аэропорт «Казань»: [сайт]. URL: http://www.airport. kazan.ru/files/sbor_rus201305.pdf (дата обращения: 30.06.2013)
    3. Драчев П.Т., Шушарин А.Л. Проблемы совершенствования транспорта в Западно-Сибирском нефтегазовом комплексе. Томск: Красное Знамя, 1984. 102 с.
    4. Медведев заявил, что России нужен свой региональный самолет // Международная информационная группа «Интерфакс»: [сайт]. URL: http://www.interfax.ru/ russia/news.asp?id=259439 (дата обращения: 18.06.2013)
    5. Региональная авиация: альтернативные поиски // Деловой авиационный портал. URL: http://www.ato.ru/content/ regionalnaya-aviaciya-alternativnye-poiski (дата обращения: 22.06.2013)
    6. Ткаченко Е.Ф. Методические рекомендации по определению себестоимости внутренних и международных тарифов для российской авиакомпании. М.: ГосНИИ ГА, 1999. 104 c.
    7. AW609 Tiltrotor Programme Update. // AgustaWestland – Компания Finmeccanica: [сайт]. URL: http://www. agustawestland.com/news/aw609-tiltrotor-programme-update (дата обращения: 23.06.2013)
    8. Cumberlege Piers. The potential for regional airline feeder networks in Russia and the CIS // Presentation to Aircraft Commerce Conference. M., 2002.
    9. Wells A.T. Air Transportation: A Management Perspective. 2nd Edition. Wadsworth, Inc., 2007. 590 c.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2